"Стратег и тактик Путин, региональные "крохоборы" и первое кадровое решение в команде Шалабаева", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Эксперт-мониторинг событий 11-15 мая 2020 года от АНО "Минин-центр". Эксперты "Минин-центра" анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области с долговременными тенденциями.

Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию – очередное выступление президента Путина по ситуации с коронавирусом

"Стратег и тактик Путин, региональные "крохоборы" и первое кадровое решение в команде Шалабаева", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Игорь Соловьев (фото: Минин-центр)

Эксперт "Минин-центра" Игорь Соловьев: В обращении президента 11 мая 2020 года прозвучали принципиальные моменты, общие контуры которых прогнозировались неделю назад.

Во-первых, период нерабочих дней в РФ завершается с 12 мая, при этом окончательные решения о сроках снятия ограничений будут принимать региональные власти в зависимости от ситуации на своих территориях.

Во-вторых, это меры материальной поддержки отдельным категориям граждан. Особое внимание сделано семьям с детьми, которые к имеющимся выплатам получат дополнительные средства, что логично должно было продемонстрировать приоритет актуальной демографической задачи.

Личное обращение президента к гражданам было важно для демонстрации инициативы в затянувшемся периоде изоляции, отрицательные последствия от которого становятся уже слабо прогнозируемыми по масштабам, поэтому и требуется позитивная перспектива развития как для страны в целом, так и для отдельных категорий граждан в частности.

Беря на себя позитивную роль в стратегическом завершении трудного периода, сложную ответственность за тактические действия президент переносит на руководителей регионов. Эта логичная с политической точки зрения позиция во многом вызывает появление различных противоречий в последующей деятельности властей различных уровней.

В частности, выстроенная за последние годы вертикаль власти, не допускающая особых инициатив на местах, с одной стороны. С другой – объективная необходимость управленческого федерализма в оперативном и инициативном решении местных вопросов в кризисных условиях.

Отдав ряд полномочий регионам в борьбе с пандемией чуть более месяца назад, федеральный центр сегодня обнаружил, что не может быть единого регионального решения для всех по выходу из кризиса, так как у каждого есть своя специфика и  проблематика, которую легче решать на месте.

При этом, складывается вполне нормальная схема федеративного управления, при которой центр устанавливает общие принципы (критерии снятия карантинных ограничений), а регионы создают свои оперативные планы по конкретным срокам и мероприятиям.

Проблема сегодня только в инициативе и профессионализме местных руководителей, многие из которых были не готовы к такому формату работы. К сожалению, Нижегородский регион не идеален в управленческих решениях и исполнении федеральных и даже собственных решений.

В рамках демонстрируемой сегодня федеральной властью управленческой практике, логично было бы учитывать специфику не только регионов, но и органов местного самоуправления, раскрытие потенциала которых позволило бы эффективно решать проблемы и регионального уровня.

Почему, например, в Нижегородской области режим изоляции и ограничений един для всех муниципалитетов? С учетом крайне отрицательного влияния на экономику также можно предусмотреть территориальные варианты снятия ограничений при соблюдении общих правил профилактики.

Дзержинск, например, по количеству заболевших на 100 тысяч человек далек от Нижнего Новгорода, а в нескольких районах области коронавируса не было в силу удаленности и особой экологичности этих районов.

Учет муниципальной специфики и предоставление органам МСУ дополнительных, прежде всего финансовых возможностей – это вариант эффективного решения проблем регионального уровня.

Региональная тема – подготовка отмены режима изоляции в Нижегородской области

"Стратег и тактик Путин, региональные "крохоборы" и первое кадровое решение в команде Шалабаева", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Алексей Орехов (фото НИА "Нижний Новгород")

Эксперт "Минин-центр" Алексей Орехов: Заявление президента об окончании нерабочего периода вызывает необходимость нижегородского плана выхода из режима изоляции, а также конкретной программы решения острых социально-экономических проблем.

В связи с федеральным решением о снятии ограничений, введенных из-за коронавируса, нижегородские власти надеются начать эту поэтапную деятельность до 20 мая.

Осталось всего несколько дней до начала реализации этого плана. При этом, количество заболевших в Нижегородской области стабильно высокое - официальное четвертое место (если Москву и Московскую область считать единой территорией, то третье) среди 85 российских регионов.

Механизм жестких мер борьбы с коронавирусом и различных ограничений уже раскручен. Эта противоречивая ситуация вызывает неудобные вопросы и неопределенность действий областной власти.

На сегодняшний день ориентир в конкретной работе идет на федеральные критерии по снятию ограничений.

Это, в частности, показатель по количеству проведенных на COVID-19 тестов, по которым Нижегородская область лидирует в ПФО. С другой стороны, по свободному коечному фонду и количеству заболевших за последние четыре дня к предыдущим четырем, Нижегородская область пока уверенно не выходит на порог снятия ограничений.

Помимо карантинных мер в деятельности областной власти актуальными становятся вопросы социальной защиты населения и своевременные выплаты медработникам.

Серьезная задача – для реализации поручений президента необходимо оперативно создать механизмы выплат различным категориям граждан и наладить социально-административную коммуникацию.

Как показала прошедшая неделя, в этом направлении есть серьезные проблемы, информация о которых попадает в федеральную повестку, противоречит поручениям президента Путина, что в итоге больно бьет по позициям региональной власти. В итоге и нижегородская региональная власть признала промахи в работе и пообещала уйти от “крохоборства” при выплатах медикам.

Муниципальная тема – первое кадровое решение в администрации Нижнего Новгорода

"Стратег и тактик Путин, региональные "крохоборы" и первое кадровое решение в команде Шалабаева", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Сергей Раков (фото: НИА "Нижний Новгород")

Эксперт "Минин-центра" Сергей Раков: Потребовалось десять дней, чтобы в мэрии Нижнего Новгорода после череды отставок случилось первое назначение на ключевой пост.

Десять дней и.п. главы города Юрий Шалабаев находился и, по большому счету, находится и сейчас в одиночестве, без поддержки системообразующих замов. За эти десять дней в информационном поле у Шалабаева были "падения и взлеты". Он и администрация города естественно оказались не готовы к кризисной ситуации из-за подтопления города после ливня 8 мая. Телекомментарий, который был вынужден дать Шалабаев по этой ситуации, был более чем не убедителен и сводился в итоге к одному - до него в городе ливневой канализацией толком не занимались, поэтому так все и случилось. Явно вопросы и проблемы ЖКХ не приемлемы натуре Шалабаева, карьера которого предполагала ранее только кабинетную работу.

Зато следующее появление Шалабаева в информационном поле частично его реабилитировало. Он уверенно и со знанием дела комментировал вопросы городского бюджета по итогам публичных слушаний по исполнению бюджета города за 2019 год, хотя формально, находясь в статусе зама по строительству несколько месяцев, он имел к бюджету вообще и, в частности, к бюджету прошлого года весьма косвенное отношение. Очевидно, что его прежняя работа в областном минфине позволила ему быть в этом вопросе, как рыбе в воде.

В обществе очевиден запрос на мэра хозяйственника, потому что 90% проблем города имеют жилищно-коммунальный характер. И два выше приведенных примера ярко характеризуют проблему восприятия нового руководителя города разномасштабными электоральными группами: от высокопоставленных чиновников до горожан. И вот на этом фоне в мэрии произошло первое ключевое назначение - заместителем мэра по ЖКХ стал теперь уже экс-глава Сормовского района города Дмитрий Сивохин.

Бесспорно, назначение Сивохина весьма разумное решение. И такой человек как Сивохин в нынешних условиях в своем роде спасение для "белого воротничка" Шалабаева. Сивохин начал свою работу в муниципальных структурах в 2013 году. Был заместителем главы Приокского района по ЖКХ, затем главой Сормовского района. Почти три года мы работали вместе в городской власти, и я уже тогда отметил высокую ответственность и возрастающий профессионализм Дмитрия Сивохина. Он сумел пройти между "Сциллой и Харибдой" в политических разборках правления Владимира Панова, медленно, но верно укрепил свои позиции в "Единой России" и, набравшись опыта в практической работе на уровне районных администраций, на сегодня является одним из лучших понимающих специалистов в городском ЖКХ.

И кстати, именно Дмитрию Сивохину будет, как никому, проще сработаться со своим коллегой на областном уровне - министром ЖКХ Андреем Чертковым, так как ранее они эффективно взаимодействовали в муниципальной работе.

Говорить о перспективах Сивохина стать первым замом мэра в случае победы Шалабаева в конкурсе на должность мэра пока рано, но такой вариант не исключен. Пока у такого дуэта нет необходимых качеств. И естественно пока вопросов больше к Шалабаеву, так как именно ему в отличие от Сивохина, который формально соответствует сейчас своей новой должности, нужно тянуться до уровня мэра - уровня, который, не смотря на массу вопросов, задали его предшественники. Если последующие назначения в мэрии будут столь же выверенными и неожиданно яркими, как в случае с Сивохиным, то возможен новый диссонанс - "короля будет играть свита" и "король может быть голым".

Поэтому идеологам нынешних преобразований следует сильно потрудиться, чтобы во главе мэрии осенью этого года появилась действительно сильная личность с качествами полноценного лидера, способного не на словах, а на деле к качественным и количественным преобразованиям в нашем городе. Я искренне желаю, чтобы всё и у всех получилось на благо города и горожан.