"Коронавирусная напряженность, новые бюджетные приоритеты и "подводные камни" отчета Панова" – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Эксперт-мониторинг событий 16-20 марта 2020 года от АНО "Минин-центр". Эксперты "Минин-центра" анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области с долговременными тенденциями.

Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию – возрастание напряженности в связи с распространением коронавируса

"Коронавирусная напряженность, новые бюджетные приоритеты и "подводные камни" отчета Панова" – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Игорь Соловьев (фото: Минин-центр)

Как отмечает эксперт "Минин-центра" Игорь Соловьев, за последнюю неделю произошло резкое возрастание напряженности в связи с распространением угрозы коронавируса.

"В начале недели по распоряжению президента была создана рабочая группа Госсовета по противодействию коронавирусной инфекции, руководителем которой назначен мэр Москвы Сергей Собянин. Выбор вполне закономерный с учетом и важности столицы с многомиллионным населением, и в связи с действиями московской мэрии, которые были опережающими, и которые с разницей в несколько дней повторяются в других российских регионах. С учетом ситуации в других странах можно прогнозировать дальнейшее увеличение чрезвычайных действий властей всех уровней. При этом следует отметить, что сегодня отрицательные социально-экономические и политические последствия в связи с коронавирусной инфекцией на порядок выше медицинских. Во многом это связано и с ситуацией резкого падения международных цен на нефть и неустойчивости курса российского рубля", - отмечает эксперт.

"Борьба с вирусом отразилась и на политических процессах, совпавших с подготовкой всероссийского голосования по изменению Конституции. По-новому проявилась роль Государственного совета, полномочия которого должны быть расширены только в будущем варианте Конституции. Раньше в его формате не создавались такие узкоспециализированные рабочие группы, функционал которых пересекается с полномочиями федерального правительства. Сегодня в России существует два антикризисных центра по противодействию коронавирусной инфекции, наличие которых будет закономерно вызывать и политическую конкуренцию. Москва и мэр Собянин сегодня объективно находятся на передовой – возможные масштабы эпидемии в связи с особенностями крупнейшего мегаполиса объективно повышают значимость московской городской власти, которая в отличие от правительства усиливается ее опережающими антикризисными действиями", - продолжает Игорь Соловьев.

"В условиях развивающейся напряженности на второй план уходит вопрос голосования за поправки в Конституцию. Даже в случае спада социального ажиотажа (что закономерно) вопрос голосования будет находиться в явном диссонансе с происходящими событиями, последствия которых очевидно растянутся и за горизонты апреля.С учетом прежнего массового непонимания целесообразности изменения Конституции, это непонимание только будет усиливаться пропорционально возрастанию вирусно-экономической проблематики. Это сильно подвешивает политическую ситуацию – запущенный противоречивый процесс конституционных изменений оказывается не просто в вакууме, а в неблагоприятной для него информационно-социальной ситуации. При этом небольшой срок, который остался до всероссийского голосования по изменению Конституции, явно пройдет не в разъяснительной работе по его необходимости. Создание массовой мотивации голосовать за изменение Конституции в связи с коронавирусом и сопутствующим ему экономическим кризисом – весьма сложная задача, которая требует особого креатива и способностей верховной власти по ее решению. А времени это сделать остается очень мало",- заключил эксперт "Минин-центра".

Региональная тема – антикризисные мероприятия в Нижегородской области

"Коронавирусная напряженность, новые бюджетные приоритеты и "подводные камни" отчета Панова" – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Вадим Андрюхин (фото: НИА Нижний Новгород)

Как отмечает эксперт "Минин-центра" Вадим Андрюхин, тема противодействия распространения коронавируса не могла обойти Нижегородскую область.

"Сегодня способность местных властей в борьбе с новой угрозой становится центральной в их оперативной и, по большому счету, в стратегической деятельности. Москва задает тон – с разницей в несколько дней в регионах реализуются московские инициативы. Из-за коронавируса в Нижегородской области запрещаются все массовые мероприятия, приостанавливается деятельность учреждений культуры и спорта, школьники досрочно отправлены на каникулы, с последующим пока не отрегулированным дистанционным обучением и переносом сдачи ЕГЭ. Очевидно, что все эти меры предпринимаются исходя из более широкого, прежде всего международного опыта, но у местных властей есть и свои возможности влияния на ситуацию. И речь идет уже не только о противодействие вирусной угрозе", - подчеркивает Вадим Андрюхин.

"Как уже отмечали эксперты, становится очевидным пересмотр бюджетных приоритетов.Тенденция идет из федерального центра в связи обостряющейся экономической ситуацией. Показательным является заявление министра финансов РФ Силуанова о дефицитности бюджета России в 2020 году в связи с развитием экономической ситуации по неблагоприятному сценарию. В связи с чем наблюдается отклонение от макропрогноза на текущий год. Как следствие – планируется активно задействовать средства Фонда национального благосостояния по антикризисным приоритетам. С учетом комплекса всех последних событий стоит ожидать пересмотра и ранее заявленных нижегородских проектов с федеральным финансированием", - считает эксперт "Минин-центра".

"При этом следует отметить, что точки роста в региональной экономике и в инфраструктурных проектах в Нижегородском регионе последнего времени были связаны с федеральными средствами. На этих внешних планах строилась позитивная информационная кампания властей, уравновешивая региональный негатив и проблемы. Пересмотр бюджетных приоритетов вызовет и новую информационную повестку в регионе – и условия для этого формируются сегодня ежедневно", - подытожил эксперт.

Муниципальная тема – подготовка отчета главы Нижнего Новгорода Владимира Панова

"Коронавирусная напряженность, новые бюджетные приоритеты и "подводные камни" отчета Панова" – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Алексей Орехов (Фото: НИА "Нижний Новгород")

Как отмечает эксперт "Минин-центра" Алексей Орехов, процесс отчета главы города Владимира Панова за 2019 год запущен.

"Члены постоянных комиссий городской Думы Нижнего Новгорода обсудили и подготовили вопросы к отчету главы города. Вне зависимости от конечной оценки, сегодня обсуждение апрельского отчета Владимира Панова уже не является легкой прогулкой. В информационную плоскость депутаты запускают неприятные темы, касающиеся острых проблем развития Нижнего Новгорода. Депутаты хотят услышать от главы Нижнего Новгорода причины неисполнения доходов бюджета за предыдущий год, а также они возвращаются к декабрьской теме неисполнения нацпроектов в областном центре. Примечательно, что активно выступают представители всех фракций городской думы. После длительного депутатского затишья сегодня в их деятельности проявляется принципиальность и острота. И связано это не только с предстоящими в сентябре выборами в городскую думу, но и с ослаблением позиций Владимира Панова по целому ряду направлений в связи как с объективными, таки субъективными причинами", - рассуждает Алесксей Орехов.

"При этом не следует забывать, что сегодня существует четкая методика оценки эффективности деятельности главы города и администрации по конкретным направлениям, которая в отличие от оценки тех же нацпроектов, весьма проработана и не допускает субъективных вольностей. Она включает оценку всего комплекса реализации муниципальных программ за несколько предшествующих лет и критерии результативности осуществления администрацией города полномочий по решению вопросов местного значения. За предшествующие годы руководство Нижнего Новгорода по этим интегральным показателям выглядело весьма хорошо, особенно на фоне других муниципалитетов. И действующий состав нижегородской Думы эти показатели одобрял", - отмечает эксперт.

"На фоне отрывочных критических замечаний депутатов отчет Владимира Панова может оказаться весьма убедительным по общей эффективности. Не следует забывать и о еще одном важном показателе KPI работы руководства Нижнего Новгорода, который им не использовался за предшествующий год в полной мере. Это независимая оценка качества условий оказания услуг муниципальными организациями в сферах культуры, образования и социального обслуживания. Принципиально данный формат подразумевает привлечение общественности к оценке наиболее значимых социальных направлений работы городской администрации. С учетом всех этих обстоятельств у отчета Владимира Панова есть достаточно возможностей для положительного прохождения и соответствующей информационной поддержки", - заключил эксперт "Минин-центра".

Фото: ИА "Нижний сейчас"