Продолжаем изучать ситуацию, сложившуюся вокруг Гребного канала: каковы перспективы развития данной территории, кто и как будет этим развитием заниматься. Уже ясно, что постепенно из точки напряженности, которой некоторое время являлась тема Гребного канала (очевидно, из-за того, что было слишком мало информации, порождавшей различные интерпретации), она постепенно становится темой новых смыслов и надежд современного мегаполиса.
На сегодняшний день мы проследили за ситуацией вокруг лодочной станции "Турист", расположенной на Гребном канале; узнали настроение большинства горожан в отношении застройки и благоустройства Гребного канала из опроса, проведенного Научно-исследовательским Институтом проблем социального управления; побеседовали с директором бюро "Архстрой" Александром Дехтяром, разъяснившим специфику комплексного развития этой территории. И теперь представляем вам интервью с учредителем компании "Берег" Константином Тувыкиным.
Компания волей-неволей оказалась полноценным участником медийной истории вокруг Гребного канала и неоднократно упоминалась заинтересованными сторонами в дискуссиях. Отметим, что среди реализованных бизнес-проектов компании до сих пор не встречались те, которые можно назвать девелоперскими.
Нам удалось встретиться с Константином Тувыкиным и узнать его мнение о развитии территории Гребного канала:
- Константин Юрьевич, позвольте уточнить Ваше мнение по событиям пусть не сегодняшним, но значимым. Знакомы ли Вы с результатами социального исследования мнения нижегородцев о комплексном развитии территории Гребного канала и об основных ее проблемах? Согласны ли с его итогами?
- Знаете, я довольно настороженно отношусь к разного рода исследованиям. Но, тем не менее, если оно сделано, то, скорее всего, не зря. Да, я видел опрос, ознакомился с ним. Какие-то пункты показались мне любопытными. Но в целом, кстати, с итогами исследования я не согласен. К примеру, основной проблемой Гребного канала, согласно опросу, является низкая транспортная доступность. Да, безусловно, наблюдается отсутствие нужного количества автобусов в ту сторону. Но с другой стороны – куда и зачем они должны везти пассажиров? То есть эта проблема – она всего лишь следствие проблемы более глобальной, а значит, странно называть ее главной. Как человек, который уже занимался вопросами развития одного из участков Гребного канала, могу сказать, что основная проблема территории – другая, и она почему-то не попала в опрос – возможно, потому что горожане ее пока даже не осознают: отсутствие глобального смыслового наполнения данной территории, во всяком случае, пока.
Что мы имеем на Гребном канале? Мы имеем лишь минимальную, специфическую спортивную жизнь. Да, власти к 800-летию привели в порядок, благоустроили одну из сторон набережной Гребного канала, по которой можно погулять и побегать. А по другой стороне находится достаточно разношерстная череда кафе и других объектов. Чем же все это завершается – не понятно, мы упираемся в неуютную промышленную зону.
Так уж получилось, что территория Гребного канала, которую я приобрел в долгосрочную аренду несколько лет назад, вызвала много обсуждений и доработок КРТ. Потому что жизнь показала: те планы, которые были ранее по возведению здесь яхт-клуба, к сожалению, не совсем эффективны экономически. Для того, чтобы подобные проекты заработали, здесь должны быть и иные точки притяжения. Мы с вами знаем: пока до конца Гребного канала доходят пара пешеходов или добегают пара бегунов.
Поэтому, зная, что в регионе строится недостаточно жилья, мы начали думать, как эту территорию можно использовать с большим эффектом для экономики города и региона – например, оживив ее ЖК-застройкой.
В этом-то и смысл основной проблемы территории: Гребной канал не имеет какой-то градостроительной завершенности, развития нет. Хотя во всех городах, стоящих у воды, берег – это жизнь. Поэтому и родилась идея преобразований на почти 20 гектаров набережной Гребного канала напротив домов 511-531 в слободе Подновье. Окончательно, как мы знаем, никаких решений в отношении этого вопроса не принято.
При этом компания "Берег" не отказывается от планов по развитию спортивной тематики на Гребном канале – не обязательно яхтенной, есть несколько идей на этот счет. Круглогодично востребованной спортивная инфраструктура может быть именно на заселенной территории.
- А каков инвестиционный потенциал данной территории?
- С одной стороны, это территория простая, потому что она не застроена и не требует ликвидации или редевелопмента капитальной недвижимости. С другой стороны, конечно, сложная, потому что предполагает солидные вложения в берегоукрепление. Затраты составят около полутора миллиардов рублей на один километр берегоукрепления с возведением береговой стенки. После проведения этих необходимых работ, здесь вполне можно возвести около 150 000 квадратных метров жилья - это значительные цифры, и вряд ли они могут подразумевать только элитное жилье. Было бы логичным построить жилье разных типов: и бизнес-класса, и социального.
- Поскольку здесь предполагается жилой массив, очевидно, что от него удалены существующие детские сады и школы. В прессе говорилось, что в таком случае возникнет бюджетная нагрузка по возведению детских садов и школы…
- По детским садам существуют нормативы: они должны быть в пешеходной доступности и путь к ним не должны пересекать магистрали. Ну и школы тоже. Жилой массив на Гребном канале во многом должен рассчитывать сам на себя.
Так что, скорее всего, если дело дойдет до финального проекта, мы увидим начальную школу и детский сад. Почему именно начальную школу? Возникнет потребность где-то в 500 школьных мест - это слишком маленькая школа, чтобы создать в ней качественный педагогический коллектив. Она маловата с точки зрения муниципального бюджета, потому что маленькие школы не "рентабельно" содержать. "Рентабельными" считаются школы не меньше, чем на тысячу-полторы тысячи учеников. Такая школа там не нужна, потому что столько детей не наберет: "с горы" никто туда не пойдет. А блок из детсада и начальной школы дает возможность очередности введения этих проектов по мере возникновения кварталов: начальная школа на четыре параллели по два класса и садик приблизительно на семь групп. Это дает возможность создать единый участок и синергию дошкольного и начального школьного образования.
- После реализации подобных планов и станет целесообразным появление большего количества автобусов в этом направлении?
- Да, как раз появится та смысловая точка притяжения, ради которой и потребуется общественный транспорт. Потенциал развития общественного транспорта в широком смысле здесь хороший. Потому что есть дорога, и я слышал о планах ее продолжения через Подновье: она должна замкнуться с Казанским шоссе. То есть это будет некий дублер улицы Родионова. Пока там автобусы ходят редко, но ведь и возить особенно некого. А возможность нарастить туда общественный транспорт есть, там четыре полосы движения и можно обеспечить полную стыковку с Южным обходом. На Набережной Гребного планировались несколько остановок общественного транспорта.
И при совокупной реализации всех вышеупомянутых направлений, можно будет с уверенностью смотреть и на будущее спортивных объектов, которые появятся на набережной Гребного канала.
- Так что же дальше, Константин Юрьевич? Когда ООО "Берег" приступит к принятию решений, которые станут окончательными планами развития Вашего участка на Гребном канале?
- Я не могу рассуждать о судьбе всего Гребного канала. (Смеется). Моя компания владеет лишь небольшим участком по сравнению со всей территорией канала. Глобальные решения в компетенции архитектурно-строительных властей региона. Мы сейчас находимся в переходном этапе. И если хотите, на перепутье: проведена определенная работа, уже вложены средства, есть архитектурные наработки и первичные решения. В любом случае я как предприниматель, инвестор и собственник участка озабочен его экономической эффективностью. Поэтому какие-то решения рано или поздно появятся. Нужно понимать, что у компании "Берег", выступившей в 2022-23 году в роли автора концепции развития территории, нет большого опыта девелоперских проектов. Тем не менее, задачи по развитию спортивной инфраструктуры на данном участке остались. Мы ведем масштабную работу по поиску соинвесторов, партнеров с высокопрофессиональным строительным бэкграундом. Территория набережной Гребного канала в том виде, который мы наблюдаем сейчас, по моему мнению, оставаться не должна и не будет. Видовая и практически центральная территория города требует заботливого и экономически эффективного развития. И естественно, для ее преобразований будут предприниматься совместные дальнейшие шаги и бизнеса, и власти.
Фото из личного архива