Александр Дехтяр: "Какой в итоге будет застройка Гребного канала - покажет время"

21 ноября 2023 в 15:28

По результатам социологического опроса нижегородцев, проведенного "Научно-исследовательским Институтом проблем социального управления", две трети жителей положительно относятся к комплексному развитию территории Гребного канала. Насколько результаты опроса стали неожиданностью для экспертного сообщества, будут ли при благоустройстве прибрежных территорий учтены интересы широкой общественности, мы побеседовали с директором бюро "Архстрой", автором одной из концепций участка Гребного канала Александром Дехтяром.

- Александр Борисович, нижегородцы в большинстве своем не только за развитие территории Гребного канала, но даже не против и жилой застройки – при условии, что в этой зоне также появятся и социально-культурные объекты. Как Вы думаете, чем продиктована такая солидарность?

- Результаты опроса меня не удивляют. У Нижнего, стоящего на двух больших реках, в силу специфики его индустриального развития, берега в черте города в основном до сих пор остались не обустроенными. То есть Нижний Новгород стоит на реках, но реками не живет. Живет лишь маленькая его часть – Нижневолжская набережная, Верхневолжская набережная. Стрелка долгие годы была промышленной, левый берег Оки весь в заводах – до Автозавода. Только в последние годы здесь кусками начинают пробиваться жилые комплексы, гражданское, городское использование прибрежных территорий. Правый берег также использовался исторически как пристани – ярмарочная, мукомольная. Вообще реки рассматривались, как дешевый транспортный путь для сыпучих материалов, многотонных грузов. Даже в 70-е годы прошлого века баржами переправляли автомобили ГАЗа. Поэтому неслучайно все предприятия были на берегу: зачастую реки очень помогали с доставкой материалов и товаров.

Тем не менее, сегодня Нижний Новгород приобретает какие-то черты постиндустриального города – это объективная тенденция. И страна, и город в этом плане немножечко отстают по сравнению с мировыми трендами, потому что во всем мире экономика представляет собой соотношение услуги/промышленность как 70/30. А в Нижнем Новгороде до сих пор пропорция скорее обратная.

Поэтому все эти усилия по развитию территорий связаны, в том числе, с преодолением данной ситуации. И освоение берегов – это объективная потребность, реальность, необходимость. Я думаю, что все на это смотрят приблизительно одинаково.

-Не противоречит ли сама идея комплексного развития территории Гребного канала, так называемая КРТ, Генплану?

- По Генплану зоны прибрежных территорий являются рекреационными зонами, а не жилыми. Сам Гребной канал и полуостров – это, несомненно, рекреационный комплекс, и развиваться он должен в этом режиме. Однако, это не значит, что там ничего не должно происходить. Развитие не значит - застроить территорию некими объектами капитального строительства. Развитие может и должно содержать и другие способы освоения территории. Но рекреационная зона подразумевает, что в большей степени это общественная территория, в меньшей – инвестиционная. Понятно, что эти вещи не могут существовать друг без друга. Только за счет бюджетных средств такие территории развивать невозможно! Поэтому инвесторы там должны появляться, но их проекты должны подчиняться Генплану и Правилам землепользования.

На Гребном канале от линии берега до шоссе - довольно большое расстояние, которое измеряется сотнями метров. Это пространство позволяет на нем разместить что-то масштабное. Поэтому я считаю, что на этом месте вполне может возникнуть жилой анклав. Надо отметить, что он навсегда останется анклавом: он не имеет перспективы развития ни вверх, ни вниз по течению, он отрезан от города рельефом и деревней Новой, Подновьем.

Главная проблема застройки Гребного канала – это гармоничное сочетание общественных и интересов тех, кто здесь будет жить. Это регулируется законодательством – в нем есть понятие 20-метровой береговой полосы, которая не может быть узурпирована никем, она должна быть общественно-доступной.

Идея баланса общественных территорий и территорий приватных, дворовых, принадлежащих коммерческим объектам – апартаментам или гостиницам – при обсуждении проектов соблюдается и регулируется. То есть рекреационная городская функция данной территории, предписанная Генпланом, должна сохраниться. Просто она не станет такой тотальной, потому что иначе здесь будут десятки гектаров полей с неясным наполнением, в том числе и коммерческим, с неясным источником финансирования – а ведь такие территории нужно не только благоустроить, но и потом содержать. Подобный баланс несколько расточителен, он нацелен на фантазийный "социалистический" бюджет, в котором деньги изымаются из социального оборота и перенаправляются на содержание пространств. Такие проекты возможны, наверное, но в очень ограниченном объеме.

- Какие обязательства берет на себя инвестор в данном случае?

- Нужно понимать, что набережная Гребного канала требует строительства берегоукрепления, а это огромные затраты. Это очень дорогая вещь. Поэтому для благоустройства этого участка нужно взаимодействие бюджетной стороны и инвестиционной, когда две стороны делают общее дело, разграничивая в нем свое участие. Здесь нужно что-то вроде консорциума – форму уже выбирать правительству и его имущественному блоку. Комплексное развитие территорий здесь уместно, на мой взгляд, именно по этой причине: тяжелое финансовое обременение заставляет искать на этой территории коммерчески привлекательные стороны, в частности, жилье.

В ходе работы над проектом комплексного развития Гребного канала, позиция соблюдения баланса частных и общественных интересов всегда была во главе угла. В том числе губернатор в первом же протоколе указал, что мы должны: а) обеспечить доступность всех горожан к этой набережной; б) ширина этой набережной должна быть достаточной для того, чтобы ее озеленить, чтобы по ней гулять, чтобы она вошла в систему беговых, велосипедных дорожек всего побережья в целом. Также подчеркивалось, что набережная Гребного канала должна стать естественным продолжением Нижневолжской и не должно быть никаких препятствий для прохода и проезда вдоль всего берега по замкнутому маршруту.

- Правда ли, что тогда нижегородская закольцованная набережная сможет претендовать на рекорд – станет самой длинной набережной в мире?

- Не уверен насчет рекорда, но она и правда получится впечатляющей – общая протяженность составит около 16 километров.

Александр Дехтяр: "Какой в итоге будет застройка Гребного канала - покажет время"

Концепция развития набережной Гребного канала от ООО НПО "Архстрой"

- Что же мы увидим после реализации проекта КРТ на Гребном канале?

- Сказать сейчас: вот картинка, и все будет в точности так же, как на ней – я не могу. Проект еще однозначно будет меняться. Я занимался этой площадкой больше двух лет, и за это время уже произошло много трансформаций, потому что меняются внешние обстоятельства. Но как бы ни выглядел окончательный проект, уже сейчас известны запросы по данной территории, которые будут так или иначе в нем учитываться.

Предположительно, ширина набережной Гребного канала, не считая озеленения, составит шесть метров – в таком случае она будет удобна и для уборки техникой, и для размещения на ней пешеходной, беговой, велосипедной дорожек. Зимой она вполне может стать освещенной лыжной трассой приличного километража: шесть метров вполне достаточны для конькового хода в обе стороны.

Мы проводили совещание с министерством спорта, и многие рекомендации, которые оно нам направило, мы учитывали. Чтобы была возможность проведения массовых спортивных мероприятий, должна быть довольно большая открытая автостоянка. То есть не только система автостоянок для жилого комплекса, но и для тех, кто будет приезжать из других районов для участия в различных активностях. Рядом с этой зоной можно разместить и сезонные мобильные раздевалки.

В структуре берегоукрепления можно предложить в двух местах площадки пляжей. Они затапливаются, но в сезон становятся доступны, они близко к воде и имеют приличную ширину.

Александр Дехтяр: "Какой в итоге будет застройка Гребного канала - покажет время"

Концепция развития набережной Гребного канала от ООО НПО "Архстрой"

- А что насчет жилой застройки?

- Архитектуры зданий еще намеренно нет. Нужно сначала определить планировочную структуру, вытекающие из нее экономические параметры, зонирование территории. Только следующим этапом станет квартирография и дома определенной архитектуры. Предварительно предполагалось, что здесь будет несколько кварталов разного уровня комфорта. Плавные линии и сложного вида архитектура – это удел дорогого жилья. Недорогое жилье упаковывается в какую-то простую, понятную форму – это просто рационально, это не столько замысел архитектора, сколько практическая необходимость. Что касается архитектурных трендов, на многих объектах нашего бюро предусмотрены обитаемые крыши с террасами, с возможностью контейнерного озеленения. Думаю, что в застройке Гребного канала мы это увидим.

Главное, что мы должны понимать: жилье - драйвер развития любой территории, и оно "обрастает" в том числе и общественной функцией. Не случайно люди веками селились на берегах рек.

Фото: из личного архива Александра Дехтяра