Итоги года. Культура #НН: больше зрелищ, меньше памятников

Нижегородским чиновникам, возможно, повезло, что ушедший 2019 год был именно Годом театра: в этом направлении в Нижегородской области все не так плохо. По крайне мере, без глобальных проблем. Если бы местные политики подорвались решать глобальные театральные проблемы, следуя президентским установкам, то наверняка растратили бы ресурсы на грядущее масштабное событие — 800-летие города. Однако даже на фоне успехов театрального года говорить о культуре "в вакууме" становится все сложнее, все яснее жесткое противоречие между природой искусства и политической реальностью.

Сначала о хорошем

Для нижегородских театров этот год был, действительно, знаковым и успешным. В апреле Нижний Новгород был центром мероприятий, посвященных Году Театра. Крупнейшее событие театрального года — Всероссийский театральный марафон, в котором участвовали все 85 регионов России, — делал остановку в Нижнем Новгороде и был большим театральным праздником.

Итоги года. Культура #НН: больше зрелищ, меньше памятников

Сергей Кабайло. Фото: eTVnet

Председатель Нижегородского отделения СТД РФ Сергей Кабайло:

"Год театра в России — это невероятное событие. Такого в нашей жизни больше не будет. Решение объявить 2019 год Годом театра — это признание отечественного театра как одного из важнейших аспектов нашей российской культуры.

В этом году при поддержке регионального правительства наше Отделение возродило два уникальных фестиваля: театральных капустников "Веселая коза" и "Поют актеры драматических театров России". Фестивалей в этих жанрах, которые были бы в статусе российских, больше нет нигде в мире.

Итоги года. Культура #НН: больше зрелищ, меньше памятников

Организаторы фестиваля капустников. Фото с аккаунта Сергея Кабайло в facebook

Я считаю, что сегодня у нас хорошая площадка для взаимодействия с руководством области.  То, что в стратегии развития региона у нашего губернатора и правительства культура занимает большое место, вселяет оптимизм.

Ведь есть такой нелепый стереотип — ездить "за культурой" в столицу, благо она близко. Нижегородцы почему-то долгое время считали, и многие до сих пор считают, что можно приехать в столицу, набить культурой чемодан, вернуться домой и с этим богатством жить. Но это признак глубокой провинциальности. И, слава богу, мы начинаем от этого избавляться. Сейчас у нас такая серьезная "движуха" и с низов, и сверху. От восстановления районных домов культуры до создания новых культурных пространств и проектов. К тому же есть хорошее подспорье — предстоящее 800-летие Нижнего Новгорода.

Если углубляться в нашу местечковую театральную жизнь, то тут работы непочатый край. Надо выбираться из некоторых проблем развития наших брендовых театров. Проблема как бы и российская, что театры превращаются в директорские: ими руководят менеджеры, а не творческие люди. Но, однако ж, есть немало примеров, когда в наше время актеры, режиссеры становятся успешными менеджерами от театра. Плюс к тому, в Нижнем Новгороде почти нет своих театральных режиссеров, а это очень влияет на занимаемое нами место в театральном пространстве страны. Из хорошего, конечно, восстановленное здание театра "Вера" - предмет зависти театральных деятелей на федеральном уровне.

Некоторые вопросы подвисли давно - как, например, с новым зданием театра оперы и балета. Здание нашего оперного не соответствует требованиям музыкального театра. Как известно, 10 лет назад шли разговоры, и уже был проект. На самом деле, опять же надо было серьезно работать с начинкой, потому что там был глубокий застой. Конечно, многое упирается в финансы. Но актуальным новое здание может быть тогда, когда театр претендует не просто на статус (у нас-де есть оперный театр!), а на то, что он несет, чем привлекает зрителя. И сегодня я с интересом наблюдаю за творческими и организационными процессами, которые происходят с приходом нового руководства театра. Очень надеюсь, что Александру Топлову удастся осуществить все задуманное, и желаю ему удачи. А со стороны СТД РФ мы готовы оказывать и оказываем ему всяческую поддержку.

К сожалению, особого интереса к театральному искусству не было ни у предыдущих глав города, ни у нынешнего. Хотя история же показывает — когда первые лица начинают ходить в театр, начинают ходить все. Это примеры многих регионов: Самара, Казань, Уфа, Ектеринбург. В нашем случае начиная с Бориса Немцова высшие чины нас особо не жаловали своим посещением. Иван Петрович Скляров порой заглядывал. Ну, Шанцев ходил по мере необходимости. Глеб Сергеевич Никитин эту "традицию" начинает разрушать, что отрадно с одной стороны и мотивирует нас с другой.

Но понятно, что важен не только интерес, но и делегирование задач. Не губернатор же должен заниматься культурой, должно быть грамотное министерство. Мы с министром культуры Надеждой Преподобной работаем и очень даже продуктивно. Я раньше, как и многие, говорил, что культурой должен руководить творческий человек. Но нет, теперь так не считаю, времена сильно изменились. Здесь нужен человек очень образованный, в том числе и юридически.

Окружной фестиваль "Театральное Приволжье". Инициатива исходила от аппарата Полномочного представителя президента. У М.В.Бабича общественные проекты носили больше патриотический характер. Но, кто сказал, что поддержка стремления молодежи к культуре и искусству это не патриотизм? И вот результат! Я и сам был удивлён, сколько ребят у нас в глубинках занимается театром. Словом, начало положено, и я очень рад, что имею отношение к организации этого проекта.

Год театра в календарном смысле закончился, но, как сказал Александр Александрович Калягин, у великого сюжета под названием "Российский театр" будет открытый финал!"

Итоги года. Культура #НН: больше зрелищ, меньше памятников

Предновогоднее селфи актеров драмтеатра со зрителями. Фото: drama.nnov.ru

Культурные чистки

Продолжая слова председателя РО Союза театральных деятелей Сергея Кабайло о кадровых задачах нижегородских театров, можно предположить, что изменения в руководстве коснутся не только театра Оперы и балета им. Пушкина. Отметим, что появление в оперном губернатора последовало за сменой директора театра. Очевидно, что глава региона намерен контролировать не только политическое поле для своей "спокойной работы", но и поле культурное. Вспомним, что еще в статусе и. о. Глеб Никитин и его окружение начали политические перемены и "зачистки", продолжили медийные рокировки, а теперь, вероятно, грядут и культурные. Ожидаем новых лиц в руководстве культурных учреждений.

В канун 800-летия Нижнего Новгорода ожидаются разномасштабные "культурные" бюджеты, которые можно доверить только эффективым менеджерам. В какой-то степени перемены оправданы и нужны.

Судя по словам Сергея Кабайло, пока этот вектор, по крайней мере в отношении театров, потенциально совпадает со взглядами нижегородского отделения СТД. Но для продвинутой молодой публики нужны современные интерфейсы сайтов и интересные медийные формы привлечения. А вот на сайте ТЮЗа, например, среди кнопок партнеров (тоже старомодного вида) числится и такой партнер, как газета "Нижегородский рабочий", уже более года как почившая в бозе. В минувшем году сменился и директор МАУК "Нижегородский планетарий". Правда, здесь уже другая история, к целям губернатора напрямую не имеющая отношения, но, скорее всего, совпавшая по задачам построения удобного поля работы.

Убийственная реставрация

Культурное наполнение 800-летия, безусловно, будет, творческая жизнь в Нижнем достаточная. Но напомним, главная задача к 800-летию, судя по пробивной активности нынешней региональной администрации, — это ледовый стадион. То есть, не культура, а спорт. И объект весьма спорный, который окончательно изменит вид и смысл исторической Стрелки. Но, очевидно, что выбора у региональной администрации нет: Москва обещала городу "подарок", но к концу года выяснилось, что он на треть ляжет на плечи регионального бюджета, а стоимость выросла в 2 раза — почти до 11 млрд рублей! Это при том, что времени, как уже  не раз писал "Нижний Сейчас", осталось крайне мало. Теперь уже всего год.

Но предстоит ведь не только это.

В прошлом же году было заявлено региональной администрацией о планах отреставрировать около 70 объектов культурного наследия. По сообщению пресс-службы Нижегородского правительства, распространенному в самом конце года, из федерального бюджета получено на эти работы 872,3 млн рублей на ремонт.

Ранее было заявлено также о двух масштабных проектах реконструкции: улицы Ильинской и комплекса мукомольной мельницы торгового дома "Емельян Башкиров с сыновьями" объемом инвестиций около 9 млрд. Однако в реальности речь идет о редевелопменте этих территорий, который растянется на 5-8 лет. Тем более что речь идет о расселении ветхого фонда на Черниговской.

И нужно отметить, что планы эти озвучены давно, но если 2018 год полностью был нацелен на подготовку к Чемпионату мира по футболу, то пролонгацию реставрационных работ в ушедшем 2019-ом объяснить трудно. Тем более что. как мы отметили, чиновникам "подфартило" с Годом театра, и этим логично было бы воспользоваться и грамотно распределить силы и деньги.

Однако именно в этом году мы получили две ощутимые и болезненные потери в историко-культурном и архитектурном облике города, встречающего 800-летие. Вместо реставрации оказались уничтожены как подлинные и целостные исторические объекты дом Троицкого на Пискунова (дом с авгурами) в стиле модерн и прекрасный образец деревянной застройки старого Нижнего — дом Ассоновой-Красильниковой на Грузинской. Оба здания — объекты культурного наследия (ОКН).

Итоги года. Культура #НН: больше зрелищ, меньше памятников

"Дом с авгурами", Фото Владимира Николаева

Эти события сильно подорвали веру активной общественности и градозащитников в искренность заявленного тренда новой региональной и городской власти на сохранение исторической среды.

Горькое эхо

В ушедшем году можно выделить, пожалуй, два новых вектора культурного развития Нижнего Новгорода. Во-первых, это новая жизнь в "старые меха". Здесь особо примечателен проект DKRT, быстро и довольно эффектно созданный на увядшей площадке Дома культуры им. Свердлова.

Во-вторых, это новые запросы времени — создание общественных пространств с культурными смыслами. Нижний Новгород сильно отстал в этом плане от других городов. И когда вспышкой новизны и зрелищным шоу блеснул 2 и 3 июля Международный фестиваль искусств "Стрелка" в сакральном для города месте — на слиянии Оки и Волги, на знаменитой Стрелке, то осталось только горько сожалеть об упущенных возможностях превратить бывший порт в культурное общественное пространство.

Итоги года. Культура #НН: больше зрелищ, меньше памятников

Фестиваль "Стрелка". Фото: government-nnov.ru

На сегодня, к примеру, Санкт-Петербург гордится созданием на территории исторической части завода Simens & Halske/"Севкабель" и бывшего порта мощной и разнообразной культурной и развлекательной зоны - с концертными залами, галереями, музеем, парком, морской набережной, площадками для конференций, площадками для праздников, детскими комнатами, большим ледовым катком, огромным скейтпарком, множеством кафе. Превратить бывший порт "Стрелка", один из крупнейших в СССР, со всеми зданиями, доставшимися ему еще от Нижегородской Ярмарки, в подобное уникальное общественное пространство с подлинными элементами индустриальной истории Нижнего, уже не получится.

Только усилиями общественности сохраненный кусочек исторической среды — ажурные конструкции бывших пакгаузов, которые и дали возможность такого яркого фестиваля — дает представление, какой знаковой территории город лишился политической волей прежней региональной администрации. Впрочем, и нынешняя в стратегии развития города гнет линию не на историзм, а на вертикальный исполнительский функционализм, по востребованности одеваемый в одежды патриотизма.

А между тем, развитие креативных пространств входит в представленную губернатором перед выборами "Стратегию-2035".

Процитируем: "Устойчивое развитие креативных индустрий. Проект предполагает разработку и создание центров креативных индустрий на базе неиспользуемых или частично неиспользуемых промышленных объектов и размещение в них культурных кластеров, объединяющих все виды искусства".

Если подлинность и идентичность знаковой "Стрелки" уже не вернуть, то Черниговская с мельницами Башкирова еще дают шанс реализовать проект таких культурных и творческих пространств на историческом пласте.

Культура по-скрепному

Но культурные пассажи сверху упираются в одно противоречие. Все явственнее ощущение острого дисбаланса (если не провала) между реальностью и культурным полем. К объектам, продуктам, движителям культуры нет вопросов, они выполняют сегодня свои духовные задачи с новой активностью — время диктует осмысливать новые реалии и состояние общества. Очевидность заставляет говорить о другом. О холсте, на котором культуру власть пытается превратить в одну из скреп. Есть ли в этом что-то плохое? Само по себе вряд ли, если говорить о нормальном общественном устройстве. Но в российском случае этот холст фальшивый. Потому что, обращаясь за помощью к культуре и оперируя ее понятиями, власть стремится удержать свое существование и тот режим и политический расклад, который обеспечит ей существование и дальше. Год Театра, объявленный в стране, — это ширма, за которой - картины ужасающей нищеты, бараков вместо больниц, безысходности и отчаяния граждан.

Скажете, что именно так и надо бороться со всем этим — объявлением Года Театра? Да, но культура — это развитие общечеловеческих ценностей, "совокупность генетически ненаследуемой информации в области поведения человека" (Юрий Лотман). Добавим, это еще и поведение, позволяющее роду человеческому не уничтожать самоё себя. Закономерно и традиционно, как во все острые времена, борются за суть культуры — человеческое достоинство — творческие силы культурной среды: те же театры, кинематограф, писатели, художники, музыканты.

Но российская власть создает сразу два взаимоисключающих вектора. С одной стороны, вектор ПОДАВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ (политического и экономического). С другой - вектор РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ, то есть именно она же, власть, и декларирует красивыми лозунгами культурное поле.

Это - неразрешимое противоречие со все увеличивающейся перспективой неизбежного разрыва. И это мы все отчетливее видим. Например, в ставших уже приметой времени и мемами заявлениях депутатов и чиновников вроде "государство вас рожать не просило", "на макарошки вам трех тысяч хватит", "в Шиесе протестует шелупонь"  и прочее.

Малокультурное, унижающее других людей поведение элиты зиждется на полном принятии ею этого посыла сверху, что культура - это орудие для социального сдерживания, а не для развития в людях достоинства и свободы личности. Отсюда и соответствующий низкий уровень культуры поведения элиты, ибо культура в первую очередь предполагает уважение прав других людей вне зависимости от социального положения. В наступившем году мы этот разрыв будем, скорее всего, ощущать все отчетливей.

Фото: drama.nnov.ru