Территория власти: над Артемовскими лугами нависла угроза моста

8 февраля 2022 в 10:06

"Воловьи лужки наши, а не ваши!" Так начинается словесная битва между потенциальными женихом и невестой в известном "водевиле" Антона Чехова "Предложение". В Нижегородской области возник спор вокруг Артемовских лугов. Там должна пройти дорога, гордо именуемая властями "Восточный обход". Он, якобы, должен разгрузить транспорт в Нижнем Новгороде. Однако эксперты настаивают, что никакой это не обход\объезд, а, наоборот, заезд. Благодаря этой дороге транспорт с кстовского направления будет попадать сразу в центр Нижнего Новгорода. Строительство дороги также угрожает уничтожению уникального природного комплекса Артемовских лугов. Судя по официальным комментариям представителей власти, в своем решении они категоричны. Даже вспомнили про подзабытый готовый и оплаченный правительством Шанцева проект моста в Подновье. Так чьи же Артемовские луга: наши или ваши?

Красная дорожка и зеленый свет для губернатора

2 февраля на кафедре Юнеско ННГАСУ состоялось заседание рабочей группы Общественной палаты Нижегородской области "Проблемы сохранения природной территории "Артемовские луга". Поводом стала обеспокоенность местных жителей будущим строительством дороги на уникальной природной территории. Все эксперты были единодушны во мнении, что выбранная трассировка приведет к потере большей части уникального природного комплекса. Артемовские луга занимают 3000 га. Спасением могло бы стать придание ей статуса ООПТ – особо охраняемой природной территории. Кстати, можно задаться вопросом – почему ранее этой территорией никто не занимался?

Если посмотреть на схему планируемого Восточного обхода, то понятно, что пройдя участок вдоль станции аэрации, трасса выходит на набережную Гребного канала, а затем на Нижневолжскую набережную.

Территория власти: над Артемовскими лугами нависла угроза моста

Мария Попова (фото: Илья Мясковский)

"Это не обход, а заезд в том виде, в котором он представлен без моста в Подновье. Эта дорога не уводит транспорт из Нижнего Новгорода, а, наоборот, заводит на набережную Гребного канала, к Чкаловской лестнице и Нижневолжской набережной. Сама дорога будет проходить вдоль Артемовских лугов – уникального природного объекта. Это территория – почти готовый природный парк. Сюда слетаются редкие птицы, 80%, которых можно найти в Красной книге Нижегородской области. На деле здесь происходит нарушение природоохранного законодательства. Дорога проходит по местам обитания красно-книжных животных и растений", - комментирует градозащитница Мария Попова.

Мария Попова недоумевает, почему молчат органы власти: региональное министерство экологии, градостроительное ведомство.

"Когда я слышала "Восточный обход", то не понимала, где это и что это. Но когда узнала, где это будет находиться, даже без моста, то поняла, что это никакой не объезд города, а дублер улицы Родионова, Казанского шоссе. Что это? Для чего это? Это же катастрофический удар по территории Артемовских лугов. Птицам не повесишь табличку и не объяснишь, что теперь стоянка и место обитания находится в другом месте", - продолжает Попова.

Одну такую "стоянку" Нижегородская область уже потеряла. Так, в Пильнинском районе переход новой трассы М-12 через реку Сура проложили через стоянку серых журавлей.

И вопрос, который повисает в воздухе: что это за странный вариант "объезда" и в чьих интересах он проектируется? Неужели кому-то, к примеру, из обитателей элитного Зеленого города, где, как известно, расположены резиденции многих высокопоставленных "жителей" Нижегородского кремля и не только, хочется построить "красную дорожку" к Кремлю? Ведь как удобно по такому "объезду" проехать без пробок к Кремлю, минуя Афонино, Печеры, улицу Родионова. Вжих, и ты уже на работе под зеленый сигнал светофора.

Вспоминается песенка Бармалея из фильма "Айболит-66". Там были такие слова:

В обход идти понятно, не очень-то легко,

Не очень-то приятно и очень далеко,

Зато так поступают одни лишь мудрецы,

Зато так наступают одни лишь храбрецы

Народный контроль

Будущая дорога вызвала волну комментариев в социальной сети и публикаций в СМИ. Нижегородцы недоумевают, почему возникла такая острая необходимость в этой трассе. Другие возмущаются, зачем сохранять Артемовские луга, они давно превратились в помойку.

"Дорогу хотят провести по бывшей, недостроенной дамбе?" - поинтересовался Валентин Кузьмичев.

"Власти предлагают не восточный обход Нижнего Новгорода, а обход законов и здравого смысла. Это угроза экологической безопасности Волги", - возмутился Кирилл Богородский.

"Пока общение представителей власти и активистов-экологов проходит на уровне "дурак – сам дурак". А помойка в Артемах тем временем все увеличивается, радикально меняя как растительный, так и животный состав территории", - отметил Николай Акимов.

"Вот давайте объективно. Я сам рыболов-спортсмен, да и просто любитель природы, в том числе этого маленького уголка, как Артемовские луга. Я тоже не в восторге от этого проекта, но есть два но: кто из экологов предложил альтернативу??? А любая страна развивается и инфраструктура нужна, естественно страдает природа в любом случае. Но пусть экологи предлагают варианты менее ущербные, или как еще назвать? Пока только все протестуют, а альтернативы нет", - написал Илья Мочалов.

"Дорога эта не нужна. Я говорю это не как специалист, а человек, который анализирует. Был проект моста. К нему была спроектирована дорога. Но она была вторична. Но она обслуживала мост. В итоге, от строительства моста отказались. И проект дороги должен сойти на нет. Такого культурного ландшафта, такого города как Нижний, нет нигде! Я хорошо знаю европейские города, Францию, Германию – я ничего подобного не видела! Нам кажется, что где-то все интересней. Артемовские луга – это оазис, это заповедник фактически в черте города. Мы это не ценим, пачкаем и загаживаем эти места. И думаем, как бы еще построить особняки, получить денежную выгоду. Это большая ошибка, потому что потеря будет очень большая. Все это хрупко", - считает профессор кафедры ЮНЕСКО ННГАСУ Татьяна Виноградова,

Это все мое, родное!

Строительство дороги ведет к появлению новых объектов, в том числе и жилых.

В 2020 году губернатор Нижегородской области Глеб Никитин на встрече с президентом России Владимиром Путиным подробно рассказывал о Восточном обходе и освоении территории вокруг этого обхода.

Стенограмма опубликована на официальном сайте президента России. Вот что там написано.

Территория власти: над Артемовскими лугами нависла угроза моста

Глеб Никитин (фото: ИА "Нижний сейчас")

"По поводу все-таки того, что может привести нас в другое, иное, так сказать, измерение с точки зрения облика городов и так далее. На следующей странице – просто иллюстрация того, что у нас достаточно маленькие темпы жилищного строительства. Чтобы их поднять, надо развивать новые территории. Вот на этой карте, если Вы посмотрите, – 3,4 миллиона квадратных метров, 115 тысяч жителей потенциальных – это район Новинки-Ольгино. Здесь еще Кузнечиха – еще два миллиона потенциальных квадратных метров. Здесь, на территории Восточного обхода, – мост потенциальный через реку Волгу, еще 3,4 миллиона квадратных метров можно построить. Но для того, чтобы их построить (на следующей странице есть динамика), нужно 32 детских сада, десять школ, 14 километров новой магистрали, нового проспекта, потому что просто туда не доехать", - рассказал глава региона президенту.

Вокруг будущей дороги сразу образуется зона для перспективной жилой застройки – и туда нагрянут застройщики. Но в этом случае хочется выяснить экономическую целесообразность этого проекта.

Разработкой проекта планировки и межевания территории под Восточный обход за 7,5 млн рублей занималось ООО "Терпланпроект". Строительство дороги оценивается в сумму от 70 до 100 млрд рублей. Оно может занять около пяти лет.

Территория власти: над Артемовскими лугами нависла угроза моста

Андрей Чертков (фото: ИА "Нижний сейчас")

Территория Артемовских лугов привлекает внимание уже не первый год. Так, в марте 2019 года инициативные жители обратились к губернатору с инициативой создания парка "Артемовские луга", к которому прилагался отчет экологического центра "Дронт" (организация была признана НКО-иноагентом, сейчас действует без образования юридического лица) Согласно этому отчету, территория служит местом обитания редких видов животных, занесенных в Красную книгу Нижегородской области, а также является природным резерватом для птиц, которые мигрируют вдоль реки Волги. Рассмотрел ли глава региона это обращение, неизвестно.

В апреле 2021 года несколько десятков жителей собрались на окраине города Кстово, протестуя против строительства участка Восточного обхода вплотную к их жилым домам. Тогда глава Кстовского района Андрей Чертков пытался убедить граждан, что беспокоиться не о чем: проекта автотрассы нет, а ее расположение обязательно обсудят с жителями

Территория власти: над Артемовскими лугами нависла угроза моста

Дмитрий Кузнецов (фото: СРЗП )

"Артемовские луга могут стать уникальным природным парком на восточной окраине Нижнего Новгорода. Вместо этого туда сваливают мусор, вывозят грязный снег, а в будущем планируют разрубить автотрассой. При этом имеются альтернативные варианты строительства восточного обхода Нижнего – возможно более эффективные. Есть даже потенциальные инвесторы, готовые привести в порядок природную зону. Но еще есть коммерческие интересы элит. Для дорожно-строительного лобби шелест купюр может заглушить все разумные доводы. Считаю крайне важным решить транспортные проблемы, но в интересах народа, а не в интересах элит. Будем искать и бороться за лучший вариант вместе с жителями. Чтобы улучшить транспортную сеть, сохранить ландшафт, не дать протранжирить народные средства в интересах латифундистов",- комментирует депутат Госдумы от "СЗРП" Дмитрий Кузнецов.

На недавних общественных слушаниях Андрей Чертков выразил сомнение, что в Артемовских лугах водятся какие-либо уникальные животные или растения. Здесь располагаются отстойники отходов, поступившие со станции аэрации. По мнению главы Кстовского района, дорога позволит снизить трафик на действующих трассах и стать очередным звеном обхода Нижнего Новгорода.

Территория власти: над Артемовскими лугами нависла угроза моста

Асхат Каюмов (фото: Илья Мясковский)

Эколог Асхат Каюмов возразил чиновнику и в официальном письме сообщил, что в результате выполненных исследований Артемовских лугов установлено 1015 современных и исторических мест регистрации 91 вида животных и растений, внесенных в Красные книги России и Нижегородской области. В том числе, трех видов млекопитающих, 67 видов птиц, одного вида земноводных, 10 видов насекомых, одного вида паукообразных и восьми видов растений

Власти настаивают, что дорога нужна. Как сообщили в министерстве градостроительной деятельности р, во-первых, чтобы разгрузить трассу М-7. Во-вторых, чтобы дать импульс для территории Гребного канала, где сосредоточены общественно-развлекательные объекты" (трамплины (!) и парк Победы). В ведомстве отмечают, что создание дороги планируется в три этапа. Строительство трассы в Кстовском районе – только первый из них. Затем начнется возведение моста через Волгу в районе Подновья и Северо-восточного обхода Бора. Проект вместе с мостом оценивается в 100 млрд рублей. Но конкретика этих планов пока не публична. А жаль.

Экологи уже планируют обратиться к прокурору из-за маршрута Восточного обхода Нижнего Новгорода.

Споры вокруг Артемовских лугов утихнут нескоро. То, что в том или ином виде Восточный обход нужен областному центру, тоже не вызывает сомнений. А пока регион получает новую точку напряженности. Как всегда на арене неубедительные и что-то скрывающие представители власти, а также местные жители, бизнесмены, экологи, градозащитники, СМИ и просто обыватели. Возможности управления процессом, поиска разумных компромиссов, не раздувания в истеричном формате темы в СМИ еще для власти не упущены. Видимо, придется переводить вопрос Восточного обхода в режим ручного управления.

P.S.: Знатные путешественники знают, что такое Йеллоустоун парк. Его часто называют - жемчужиной Америки. Так вот более 150 лет назад местные жители были против его создания. Животных хотели убить, а территорию застроить. Но мудрые власти поступили иначе. Они создали национальный парк, который до пандемии приносил 400 млн долларов год. Может Артемовские луга стоит расчистить и сделать национальным природным парком, куда можно было возить туристов?! Зарабатывать деньги можно не только вырубая леса, но и сохраняя природу.