Экологи намерены обратиться в прокуратуру, чтобы та оценила законность планируемого строительства Восточного обхода Нижнего Новгорода по уникальной природной территории Артемовских лугов. Об этом пишет "Ъ – Приволжье" 4 февраля 2022 года.
Руководитель нижегородского экологического центра "Дронт" Асхат Каюмов (экоцентр "Дронт" был признан НКО-иноагентом, сейчас работает без образования юридического лица) забил тревогу после совещания на кафедре ЮНЕСКО ННГАСУ. Участники обсудили соблюдение природоохранного законодательства при подготовке проекта планировки и межевания (ППМ) участка под будущую дорогу.
Артемовские луга, через которые запланирована дорога, населены краснокнижными видами растений и животных. Их экологи насчитывают там более 90 видов. Также Каюмов указывает, что луга остаются одним из четырех естественных участков волжской поймы – все остальное затопило при строительстве каскада ГЭС. По мнению эколога, строить там ничего нельзя. Наоборот, лугам нужно придать статус природного парка ЮНЕСКО. Такую идею озвучивали на форуме "Великие реки", но потом забыли.
В апреле 2021 года против Восточного обхода выступили жители Кстовского района. Они не хотят, чтобы трасса проходила около домов. Власти тогда пообещали разработать несколько вариантов. В декабре перспективную схему строительства замгубернатора Сергей Морозов представил в Совете федерации. Там сказано, что дорога пройдет по Артемовским лугам, несуществующему пока мосту через реку Волгу, город Бор и далее на автодорогу Нижний Новгород – Киров. Проект тогда оценили в 70 млрд рублей. В районе обхода с обеих сторон Волги планируют строить 4,9 млн кв. м. жилья.
На встрече в ННГАСУ "Главное управление автомобильных дорог" представило ППМ, по которому трасса уже удалена от домов и проходит ближе к берегу. По мнению начальника отдела предпроектной подготовки ГУАД Алексея Новожилова, вопрос о природоохранном законодательстве при строительстве на стадии разработки ППМ "звучит странно".
Председатель нижегородского отделения Союза охраны птиц Сергей Бакка в свою очередь считает, что именно на стадии планирования еще можно избежать нарушений, которые могут привести к уничтожению краснокнижных видов.
Новожилов заявил, что цели разрушить животный мир нет, поэтому трассу и вынесли на окраину лугов, чтобы остальную часть сохранить. По его словам, нужно соблюсти баланс интересов людей и животного мира, так как дороги Нижнего Новгорода не справляются. В перспективе, после строительства моста, обход может направлять в объезд до 100 тысяч машин в сутки.
ГУАД поддержал главный архитектор региона Сергей Попов. Он считает, что предложенный вариант максимально сохранит луга и "самый лайтовый с точки зрения денег".
Каюмов настаивает, что это все равно является нарушением ФЗ "Об охране окружающей среды" и ФЗ "О животном мире", напрямую запрещающими деятельность, которая может привести к сокращению числа краснокнижных видов или ухудшению среды их обитания.
Поэтому участники совещания договорились направить на губернатору и в областную прокуратуру обращения с просьбой оценить возможность и законность принятия решения о строительстве дороги на уникальной природной территории.
По новым данным правительства области, стоимость строительства трех этапов Восточного обхода оценивается уже в 100 млрд рублей. В любом случае, источники финансирования пока не определены, поэтому и сроки реализации проекта тоже сейчас никто не назовет.
Напомним, в январе 2021 года конкурс на разработку проекта межевания Восточного обхода Нижнего Новгорода выиграла компания из Омска.
Напомним также, что вопрос со строительством моста через Волгу в районе деревни Подновье обсуждают примерно с 2007 года. При губернаторе Валерии Шанцеве в 2014 году было подписано соглашение в ВЭБ. Этот проект тоже оценивали в 100 млрд рублей, из которых 40 млрд рублей планировали потратить на мост. Был вариант и тоннеля под Волгой вместо моста. Однако потом проект заморозили из-за отсутствия финансирования.
Фото: ИА "Нижний сейчас"