Уходящий политический год, в случае с Нижегородской областью, это – год стабильности. Вместе с тем, попытки найти причины этой стабильности неизменно приводят нас к выводу о том, что регион перестал быть центром генерации значимых политических событий. Если исключить аресты, посадки и смерти, то политический процесс в регионе определялся федеральной повесткой или был ее эхом. Подробнее об этом процессе и о его итогах – в материале руководителя Нижегородского филиала Фонда развития гражданского общества Евгения Семенова.
Все политические партии в регионе в 2019 году выступили в меру своих возможностей. А возможности почти у всех стали еще более ограниченными. Партия "КПРФ" выступала с яркими инициативами, но результата пока нет. Партия "Справедливая Россия" после трагических событий и смены лидера так и не сумела перезагрузиться и буксует на месте. ЛДПР по-прежнему "подпевает" партии власти и пытается монетизировать любое свое заявление и мероприятие. О непарламентских партиях говорить уж и не приходится...
Поэтому единственным главным политическим героем региона, который может от заявлений перейти к делам, становится губернатор Глеб Никитин.
Экспертное сообщество уже давно дало определение 2019 году как году подготовки к транзиту власти. При этом он был временем стратегирования и тестирования. Несмотря на то, что процесс этот носил латентный характер, в публичном пространстве уже стали появляться отдельные признаки грядущей мобилизации. Однако эта "мобилизация" содержит скрытое внутреннее противоречие, которое раздирает правящий класс. Противоречие кратко описывается формулой: "необходима перезагрузка элит – необходима консервация правящей элиты". О существующих противоречиях, в частности, свидетельствует решение Председателя партии власти Дмитрия Медведева о делегировании главам регионов полномочий секретарей региональных отделений "Единой России"". По мнению некоторых наблюдателей, это решение дезавуирует концепцию "губернаторов-технократов", легшую в основу стратегии регионального управления в 2017 году. Эксперты видят в этом признаки обостряющейся борьбы групп влияния в канун транзита власти.
Проблема транзита во многом предопределяла и региональную политическую повестку. В число мобилизованных губернаторов попал Глава Нижегородской области Глеб Никитин. В ходе федерального транзита он совершил свой личный трансфер из "губернаторов-технократов" в "губернаторы-секретари", и эта метаморфоза может стать серьезным испытанием для него. Приняв на себя руководство региональным отделением "Единой России", он попал в условия уже полузабытой двойной ответственности – "перед партией и правительством".
Следует сказать, что выбор Медведева случайным не был. Уровень доверия к губернатору Никитину достаточно высок. Его электоральный рейтинг, по мнению экспертов, колеблется в пределах 60-65%. Высоким остается и управленческий авторитет Никитина.
Вместе с тем, в оценках деятельности главы субъекта уже возникают критические нотки. В пабликах стали появляться вопросы о том, "что сделал Глеб Никитин за два года управления областью". Баланс интенций и результатов в деятельности региональных органов власти пока складывается не в пользу результатов. Ожидания взрывного роста инвестиций и динамичного инфраструктурного развития не оправдались. Ожидания решения социально-экономических вопросов тоже пока удовлетворены не достаточно. Массмедиа тиражируют кавалерийские наскоки на заборы и сообщения о создании новых рабочих мест в Малайзии, а это – сомнительные инвестиции в имидж губернатора. Все это, видимо, осознает и сам Никитин. Отсюда и его избыточно нервная реакция на происходящее вокруг.
Впрочем, Глеба Никитина можно понять – блестящий федеральный чиновник, единственный в своем роде, он, вдруг, оказывается одним из 85. Если раньше он координировал работу по национальным проектам и требовал отчета по ним, то теперь сам вынужден отчитываться за их реализацию. При этом ресурсов для продолжения блистательной карьеры не так много. Добавив ответственности, федеральный центр денег пока не добавил.
Был ли благожелателен уходящий год к главе региона?
С одной стороны – да. Фронда региональных элит была окончательно подавлена, завершившись под мощные аккорды судебного приговора Олегу Сорокину. Запуганные региональные элиты впали кататонический ступор, испытывая единственное желание – быть как можно менее заметными.
С другой стороны, губернатор оказался единственным публичным политиком в регионе, и о его политическом монополизме, в условиях полного отсутствия политической конкуренции, сегодня говорят даже журналисты. Победа ли это? Gloria mundi? Есть основания сомневаться... А причина – в дефиците ресурсов.
Являясь формальным и единственным субъектом принятия политических решений в регионе, нижегородский губернатор в настоящий момент не обладает необходимыми организационно-кадровыми ресурсами (аппаратом), которые позволяют ему эффективно решать политические задачи. Это обусловлено тем, что в составе правительства Нижегородской области отсутствует зам губернатора, курирующий внутриполитические вопросы, а в ноябре 2019-го из правительства области ушел министр внутренней политики. Вынужденное принесение в жертву секретаря НРО ЕР Дениса Москвина и слишком поспешное заклание главы города Владимира Панова оставляют губернатора Никитина без прикрытия. Теперь за все политические процессы в регионе отвечает только сам губернатор. В условиях образовавшегося кадрового вакуума для губернатора Никитина резко возрастают угрозы срыва именно политических (а не привычных управленческих) задач.
Между тем, цикл 2020-2024 предполагает увязывание целой цепочки аппаратных, кадровых и электоральных задач. Это не только выборы городских дум в Нижнем Новгороде и Дзержинске, но и выборы 2021 года – в Законодательное собрание области и Государственную Думу, и, наконец, главная политическая задача – обеспечение выборов Президента России. Все это влечет за собой комплекс сложных политических маневров. Только что принятое решение о возврате формирования Городской думы Нижнего Новгорода исключительно на мажоритарной основе эксперты расценивают как политическую репетицию "больших выборов 2021 года". Однако сам факт и процедура принятия этого решения в Нижегородском регионе вызвали острую полемическую реакцию экспертного и политического истеблишмента – это говорит, скорее, об обострении кризисных явлений, нежели об их "технократическом урегулировании".
Очевидно, что ответственность за выполнение комплекса политических задач, обусловленных процессом транзита власти, а также все риски, связанные с технологиями их реализации, могут отразиться на публичной репутации Глеба Никитина. По прогнозам экспертов, он может столкнуться с падением доверия к нему, а удерживать уровень политической стабильности в регионе "губернатору-секретарю" будет сложнее. Если допустить, что выборы в Городскую Думу Нижнего Новгорода несут в себе риски делигитимации региональной власти, то работа по организации и обеспечению последующих выборов становится для нее еще более сложной задачей. Перед Никитиным стоит задача серьезной политической мобилизации.
Для того, чтобы проект новой политической мобилизации оказался успешным, губернатору Никитину придется решить непростую экспектационную задачу. Известно, что основные ожидания населения сегодня связаны с социально-экономическими вопросами. Среди них, в первую очередь, называют ожидание мер, способствующих росту доходов населения. Есть основания полагать, что в краткосрочном периоде именно социальное самочувствие населения будет основным фактором, влияющим на электоральный выбор. Вопрос "качества жизни" и способности власти повлиять на этот процесс становится ключевым вопросом "морального права на власть". Настроения, в которых начинает преобладать усталость и дефицит терпения, заметно растут. Эти настроения в канун выборов 2020-24 гг. могут вылиться в масштабное требование перемен, стимулируя рост протестных действий.
Есть ли в распоряжении Никитина необходимые ресурсы, чтоб достойно ответить на ожидания населения?
Возможно, эти ресурсы есть. Хотелось бы верить, что, ставя перед ним "боевую" задачу, ставка обеспечит его резервами. А если нет?
Как бы то ни было, от этих задач региональным властям уклониться не удастся. Поэтому совершенно ясно, что выработка наиболее оптимальных сценариев политического цикла 2020-2024 не может обойтись без поиска собственных новых ресурсов, подлинной (а не имитационной) перезагрузки управленческого процесса, без серьезного обновления региональных элит.
Таким образом, уходящий год поставил перед нижегородским губернатором очень непростые вопросы. Если губернатор Никитин сможет преодолеть все эти противоречия и дефициты и справится с комплексом поставленных политических задач, то он обеспечит себе место в бизнес-классе стремительно набирающего скорость политического транзита. Если же нет, то… Sic transit gloria mundi!
Фото: Юлия Горшкова