"Отчет и план Мишустина, дополнительные 1,5 млрд руб на медицину региона, сормовичи могут лишиться нормального коммунального обслуживания", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий с 4 по 8 апреля 2022 года. ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.
Федеральная тема - Правительство РФ отчиталось перед Госдумой
Политолог Александр Суханов: Сегодня сообщили, что в том числе и по итогам обсуждения отчета правительства в Государственной Думе Центробанк принял решение о снижении ключевой ставки до 17%. Думаю, что за этим решением немного другая мотивация. Во-первых, рубль отыграл панический рост до фактически докризисного уровня. Резко снизилась активность валютных игроков, активно использовавших российские площадки для своих спекулятивных операций за счет курса рубля. Во-вторых, финансовые потоки, направленные правительством на поддержку и стимулирование экономического роста, позволяют предположить и постепенное снижение уровня инфляции. В-третьих, массовый возврат денежных средств в Россию от угроз ареста (фактически изъятия) зарубежных активов.
Выдержанная политика, озвученная премьером в отчете, критика политики Центробанка практически во всех выступлениях и комментариях, вынудили руководство ЦБ понизить ставку. Это, конечно еще не решение проблемы. Но в законе о Центробанке РФ прописана только одна задача – сдерживать уровень инфляции. Традиционная для центробанков других стран вторая задача – обеспечить рост экономики - не прописана и во внимание при оценке его деятельности не принимается. Это стандартная со стороны ФРС и МВФ практика по отношению к зависимым экономикам. Она не должна развиваться успешно, чтобы не составлять угрозы глобальной (американской) экономике. Многие экономисты считают, что контролируемый рост инфляции при обеспечении условий экономического развития является даже стимулом роста производства.
Сразу после объявления о смене правительства в январе 2020 года я отмечал, что правительство Медведева копило деньги, сдерживая их вывод в реальную экономику, в сферу социальной поддержки под флагом борьбы с инфляцией. С инфляцией действительно удавалось успешно бороться. Только вот и темпы роста производства оставались на самом низком уровне, на внутреннем рынке получали преимущество зарубежные кампании, не ограниченные в финансовых средствах на развитие. Параллельно такая политика правительства во взаимодействии с Центробанком провоцировала вывоз капиталов из России, включая золотовалютные резервы страны. Многомиллиардные средства, полученные в России, сознательно не направлялись на развитие российской экономики. По факту они работали на экономики зарубежных, в основном далеко не дружественных России, стран. На определенном этапе, в начале нулевых, такая политика имела под собой основания ввиду отсутствия в России финансовых резервов. Их действительно необходимо было накопить.
Приход правительства Михаила Мишустина в 2020 году знаменовал собой смену экономической политики. Правительство Мишустина призвано "тратить" средства из накопленной кубышки на развитие производства, на рост экономики и на социальную поддержку населения. Сама судьба подтвердила правильность такого решения. Практически сразу молниеносное развитие пандемии потребовало принятия нестандартных решений. Правительство превратилось в антикризисную команду по преодолению множества рисков для российской экономики. Став "пожарной командой", работая в режиме нон-стоп, правительство сумело за два года не только сохранить, но и превысить доковидный уровень развития. Именно этот успех и позволил создать основы новой экономической устойчивости России.
Очередной ежегодный отчет правительства на заседании Государственной Думы 7 апреля широко обсуждается в российской и зарубежной прессе. Поэтому не буду пересказывать содержание отчета. Попробуем посмотреть не на сам отчет, а на тот анализ, который в этом отчете раскрывает стратегию и тактику деятельности правительства в сегодняшних архисложных условиях официально объявленной войны на уничтожение экономики России, на ее полную международную изоляцию.
Первое, на что хочется обратить внимание. Председатель правительства говорил не о проблемах отчетного периода, не акцентировал внимание на преодоленных сложностях. Он говорил не о прошлом. Он говорил о будущем. Из прошлого Мишустин предложил взять тот позитивный опыт, который помог успешно решить текущие проблемы и обеспечить, по его словам, за два коронавирусных года рост нашей экономики в пять раз более высокими темпами, чем в развитых странах. Вы только осознайте этот факт - в пять раз! Это подтверждает зарубежная аналитика, включая Международный валютный фонд. В результате появился тот фундамент, опираясь на который можно противостоять современному давлению со стороны коллективного Запада.
Второй момент, о котором следует сказать, проявился в появлении тесной связи между правительством и депутатами по совместному решению возникающих задач. Депутаты стали не только обсуждать и критиковать, высказывать свои пожелания. Они стали предлагать варианты решений. Это ускорило время принятия законов в думе и, тем самым, повысило их эффективность. Как неоднократно, в ходе обсуждения отчета, и сам Мишустин, и депутаты подчеркивали, что они стали работать как единая команда над решением общих задач. Перестали искать виноватых. Заметно сократилось число популистских заявлений и предложений от депутатов. Премьер прямо подчеркнул, что в нынешней внешнеполитической обстановке от сотрудничества кабмина и Госдумы зависит адаптация российской экономики к новым реалиям.
Важно отметить еще один факт о работе правительства. Фактически правительство Мишустина нейтрализует негативные последствия для развития российской экономики от политики Центробанка. Ключевая ставка в 20% плотно закрывает доступ к кредитам любой организации. В таких условиях невозможно даже элементарное существование предприятий, а мы мечтаем об импортозамещении, о сохранении рабочих мест. Наш собственный опыт показал, что импортозамещение стоит денег, причем больших и длинных. Они останавливают экономическое развитие России. Поэтому вся антисанкционная политика правительства через систему финансовой поддержки для бизнеса в виде субсидий, компенсационных выплат, возмещения части затрат, предоставление льготных ставок и другие меры наполнения экономики финансовыми средствами является по факту замещением отсутствующих кредитов. В своем отчете Мишустин подчеркнул, что приоритет российского правительства в условиях санкций - стабильная работа предприятий. Через новые производственные цепочки, независимые от запада, обеспечение компаний оборотными средствами. Помощь будет оказана всем предприятиям, включая крупные.
В то же время невозможно отрицать того факта, что во многом благодаря санкциям в России стала много активнее развиваться собственная экономика, собственное производство. Главным механизмом противодействия антироссийским санкциям стала программа импортозамещения. А ведь многие встретили эту программу с нескрываемым скепсисом. А сегодня ЕС подали иск во Всемирную торговую организацию против России. Не поверите, они требуют выплатить им около 300 млрд долларов за потери от нашего импортозамещения. Не покупая у них санкционные товары, мы не только нарушили правила ВТО, но и нанесли им материальный ущерб. Удивительная логика.
Мне кажется, что многие еще не до конца поняли суть происходящего. Речь идет о переустройстве мировой системы. Все предыдущие мировые переустройства происходили с применением военной силы. Спровоцированный западными партнерами конфликт на территории Украины призван принудить все стороны конфликта сесть за стол переговоров в поисках мирного решения. Но для этого Россия должна выстоять в экономической войне против коллективного Запада.
Честно говоря, восхитило спокойствие и твердая уверенность премьера, что мы преодолеем все сложности и победим. Но это были не голословные заявления. За ними стоит целая программа действия правительства, всех органов власти и управления на территории России по обеспечению реализации всех намеченных планов. Была упомянута в отчете и наша Нижегородская область.
В частности, Михаил Мишустин рассказал о реализации инициативы президента России Владимира Путина по развитию сети кампусов мирового уровня. Всего отобрано 27 заявок. На первые восемь кампусов, пять из которых будут созданы с привлечением частных инвестиций, уже предусмотрено финансирование. Речь идет, в том числе, о проекте в Нижнем Новгороде. Как известно, Нижегородская область, в отличие от многих других регионов России, практически не имеет крупных месторождений природных ресурсов. Поэтому губернатор Глеб Никитин и команда правительства делают ставку на развитие IT-сектора, а это как раз то, чего России не хватает. Второй проект, затрагивающий наш регион, и отмеченный в отчете премьера касается реализации крупного инфраструктурного проекта "Восток – Запад" общей протяженностью более 1,6 тысячи километров. Это строительство двух магистралей. Возможность поэтапного запуска первых участков трассы "Москва - Казань" рассматривается уже в текущем году.
Отчет Михаила Мишустина вселяет твердую уверенность, что все трудности – временные. Мы преодолевали их в 1998, в 2008, при этом не просто восстанавливая потери, а набирая темпы развития, снимая проблемы на будущее. Так, продовольственная безопасность нас сегодня уже не волнует. "Ножки Буша" нам теперь уже не потребуются ни при каких обстоятельствах. Премьер твердо заявил, что Россия есть и будет. И я ему верю.
Региональная тема - Нижегородская область направит дополнительно 1,5 млрд рублей на здравоохранение
Доцент кафедры международной журналистики НГЛУ им. Н.А. Добролюбова Эрадж Боев: Выделение из федерального бюджета 1,5 миллиардов рублей на оказание медицинской помощи, анонсированное правительством региона, безусловно отвечает задачам поддержки региональной системы здравоохранения.
Это усилит позиции нижегородского здравоохранения как в части решения текущих задач, так и в сфере оказания превентивной поддержки нижегородских медучреждений в условиях возможного осложнения ситуации с пандемией СОVID-19. Несмотря на то, что в настоящее время Нижегородская область находится на нижнем плато по заболеваемости ковидом, новая волна пандемии, начавшаяся в мире, может подвергнуть отечественную систему здравоохранения очередному испытанию на прочность. Своевременно принятые меры помогут нижегородским медикам встретить новую волну заболевания максимально подготовленными.
По словам губернатора Глеба Никитина, на финансирование здравоохранения регулярно выделяются средства и из бюджета региона. В рамках последних поправок в бюджет 500 миллионов направили дополнительно на закупку лекарств для льготников, более 350 миллионов на закупку машин скорой помощи, более 160 миллионов - на доплаты медикам.
Кстати, уходящая неделя для регионального правительства вся прошла "под знаком" медицины. Возобновляется проект "Поезда здоровья". С 11 апреля три "поезда" начнут работу в Кстовском, Дальнеконстантиновском и Богородском районах. Губернатор Никитин обещает, что с мая к ним добавятся еще два "поезда" для работы в районах области.
И к тому же нижегородский минздрав сообщил о начале проектирования детской поликлиники в Городце.
Вместе с тем необходимо признать наличие отдельных проблем в региональной системе здравоохранения, все еще ожидающих своего решения, в том числе с использованием финансовых инструментов. Так, качество оказания медицинской помощи в первую очередь зависит от состояния материально-технической базы и уровня подготовки медицинского персонала конкретного медучреждения. Проведение регулярного мониторинга, направленного на выявление "слабых звеньев" в системе регионального здравоохранения, и внедрение мер точечного финансирования могли бы повысить эффективность финансовой поддержки региональной медицины.
Муниципальная тема - Сормовский район Нижнего Новгорода может лишиться нормального коммунального обслуживания. ДУКи района проверяет прокуратура
Политолог Владимир Хрыков: В конце марта этого года "Институт проблем социального управления" провел опрос жителей Нижнего Новгорода о качестве жилищно-коммунальных услуг, и самую негативную оценку получил Сормовский район города. И как своеобразное продолжение этой темы интересной представляется информация из Арбитражного суда, который поставил точку в судебном споре ООО "Домоуправляющая компания Сормовского района "Сормово"" с налоговыми органами по доначислению налогов. Налоговики решили, что более 20 организаций предпринимателя Николая Шумилкова, работавших под брендом "Управдомъ", неправомерно пользовались упрощенной системой налогообложения по схеме "дробления бизнеса". Головной компании было налоговиками было доначислено свыше 300 млн рублей для выплат в бюджет.
На неделе стало известно, что по жалобам жителей Прокуратура начала проверку ДУКов Сормовского района.
И в наборе всей этой информации вырисовывается не очень хорошая перспектива, прежде всего для жителей, которые могут лишиться нормального коммунального обслуживания своих домов.
Вообще тема жилищно-коммунального хозяйства в России очень давно страдает. Мы еще с советского времени привыкли, что в своей квартире всё делаешь сам. После того, как коммунальная сфера перешла в частные руки, порядка, на мой взгляд, в ней не прибавилось, но зато деньги из кармана собственников жилья потекли в частные карманы собственников ДУКов и иных организаций, которые стали брать обслуживание домов.
И на примере Сормовского района мы хорошо видим демонстрацию этого трагичного положения. При этом нужно понимать, что по сути локомотивным управляющим был один человек, хорошо знакомый власти Нижнего Новгорода г-н Шумилков, и даже не раз бывший народным избранником. То есть я полагаю, что это системная проблема, в которой жилищно-коммунальное управление не рассматривается как служение жителям – собственникам жилья.
С другой стороны, как мне видится, в системе ЖКХ очень низкие доходы, опять же, это по причине низкой рентабельности бизнеса или по иным причинам? Я думаю, что в государстве в целом нет понимая того, какая экономика должна быть в секторе ЖКХ, что приводит к разным манипуляциям и перекосам.
В итоге я бы хотел сделать вывод о том, что управление сектором ЖКХ должно стать государственной задачей, а ответственность за организацию работы учреждений ЖКХ должен нести в данном случае глава города Юрий Шалабаев лично, поскольку невозможно без общегородской системы управления наладить работу на одной локальной территории.
Фото: ИА "Нижний сейчас"