В Нижнем Новгороде усилится работа контрольно-счетной палаты. И есть шансы, что не будут пропадать сотни миллионов, как в случае с брошенным проектированием низконапорной плотины в районе Козино, в результате чего бюджет лишился 826 млн рублей. На федеральном уровне контролю мешает политика? А на региональном и муниципальном?
Собаки злые без денег
3 февраля сотрудники 50-й пожарно-спасательной части 1-го пожарно-спасательного отряда по охране Нижнего Новгорода спасли застрявшего в опоре моста над Окским съездом пса. Спасенный от падения на проезжую часть "в благодарность" прихватил зубами одного из спасателей за штанину (без травм) и убежал. Судя по всему, горе-путешественник был бездомный. На фотографию радостных спасателей и спасенного животного в их руках приятно смотреть. А тем временем депутаты Госдумы и часть общественности захлебнулись в призывах прекратить гуманное регулирование численности уличных собак и кошек и снова начать их истреблять. Как раньше, когда службы по отлову обыденно, с ручками в руках ("Галинванна! Впиши, еще 40. С ошейниками есть. Но не пиши") отчитывались перед администрациями целыми грузовиками с убитыми собаками, маленькими и большими. Мучительные это были смерти, или нет, огрызались ли собаки, или доверчиво подбегали к убийцам, – чиновников не волновало.
Поводом для последнего хайпа стали несколько случаев нападений собачьих стай, самый громкий из которых – растерзанная насмерть 7-летняя девочка в Читинском районе Забайкалья. Не будем рассуждать, виноваты ли взрослые в поселке (виноваты), виноваты ли там чиновники (виноваты), не будем сравнивать количество погибших детей от нападений собак и от рук педофилов, пьяных водителей, идиотов-родителей, количество обреченных на раннюю смерть детей от тех же "душегубов"-депутатов, проголосовавших за закон "Димы Яковлева" – ясно, что цифры эти несопоставимы. Это все для диванных баталий, за которыми не видят (а депутаты и чиновники и не хотят видеть) главного российского вопроса: где деньги?
Во-первых, доказано, что никакие убийства не решают и не решат проблемы, даже "гуманные" усыпления (а их не будет, ибо подрядчики, способные за деньги убивать жестоко, не станут заморачиваться на гуманность, если на ней можно сэкономить). Во-вторых, численность бездомных четвероногих восполняется легко, ибо двуногие соседи продолжают относительно неплохо питаться и выбрасывать массу пищевых отходов. И в стаи четвероногие сбиваться будут (их разум пока еще не дорос до онлайн общения). А вот нападать стаей будут, только если в стае есть нестерилизованная самка. Это вам скажут специалисты.
И не потому ли вот уже несколько лет Нижний Новгород, где деньги на стерилизацию не ушли налево, не фигурирует среди городов с дикими трагическими историями нападений собачьих стай на людей? Как и Санкт-Петербург, где стерилизация начата еще раньше.
Закон о гуманном регулировании был принят на федеральном уровне. Регионам выделяются деньги на стерилизацию. Так что же мешало и остальным городам добиться прозрачного бюджетного исполнения? Требования ответственного отношения от владельцев домашних животных не заменяют эту необходимость, ибо выброшенные домашние собаки и кошки на улице практически не выживают и опасность представляют редко. Выходит, деньги на защиту людей и животных разбазарили или не смогли использовать как надо люди, а убивать за это некоторые люди призывают теперь собак…
Это была вот такая длинная прелюдия к теме о деятельности… нет, не депутатов (малопродуктивно), не чиновников (бессмысленно, они все равно исполнят волю центра), нет, не зоозащитников (все равно что обсуждать, что лучше: добро или зло, защитники животных есть и должны быть), нет, не убийц животных (это психиатрия). Мы о деятельности такого тихого и незаметного органа как Контрольно-счетная палата (КСП/СП). В российских реалиях "пропадания" бюджетных денег и прочих "нецелевых расходов" от этого государственного контролирующего органа многое могло бы зависеть. Ведь именно "не туда" или не так освоенные бюджетные деньги приводят к обрушению крыш новых школ, гибелям людей в ДТП из-за плохих дорог, смертям больных из-за "финансовых схем" бюджетного лечения и содержания больниц, нищете в социальных учреждениях, наконец, нападениям тех же собак, на стерилизации которых тоже "сэкономили" и прочее и прочее.
Инструмент контроля или влияния?
Трудно сказать, сколько благодаря КСП сохранено, ни больше ни меньше, жизней взрослых и маленьких россиян, но явно работы недостаточно. Но надо сказать, что даже независимые СМИ, пишущие и расследующие факты коррупции в российской власти, не так часто используют даже те итоги проверок и аналитику, которые КСП публикует. Почему? Может быть, из-за недоверия к органу, потому что он государственный (читай, зависимый от автократической власти)?
Может быть потому, что и руководство Счетной палаты создает впечатление некоей расплывчатости позиции и второстепенности органа?
Несмотря на явный достаток контента у КСП (в виде то и дело возникающих вопросов неправильного расходования бюджета), который мог бы служить для взаимодействия КСП с общественностью, палата все же замкнутый на себя орган. При этом иногда в информсреду по каким-то своим внутренним причинам КСП выбрасывает довольно громкие заявления.
Например, как сообщали федеральные СМИ, в июне 2019 года глава Счетной палаты Алексей Кудрин в рамках Петербургского международного экономического форума весьма фрондистски заявил, что выполнение нацпроектов не приводит к достижению национальных целей и экономическому росту. Он напомнил, что к национальным целям относятся снижение бедности, продолжительность жизни, выход экономики на пятое место в мире, высокотехнологичное производство. И пояснил, что к нацпроектам относятся более отраслевые задачи: образование, здравоохранение, экология, повышение производительности и т. д. При этом, как известно, нацпроекты – ключевая опорно-электоральная платформа нынешнего руководства страны. Можно сказать, что это заявление – больше политика, чем контроль денег.
Или вот совсем свежее, от 10 февраля. Как пишет "Газета.ру", Счетная палата РФ проверила, как расходовались бюджетные средства на строительство автотрассы Европа – Западный Китай. На часть этой трассы – скоростной участок Москва – Нижний Новгород – Казань (М12) – в 2020 году и до 1 октября 2021 года было направлено из казны 91,5 млрд рублей. "Из них госкомпания "Автодор" уже израсходовала 65,8 млрд. Однако подтвердить, что именно такие суммы израсходовали на разработку проектной документации и строительство, аудиторы не смогли", – пишет издание. Были выявлены многочисленные ошибки, "забытые" необходимые дорожные условия и объекты (например, забыли развороты для автомобилей), не проведена приемка строительно-монтажных работ, некоторым компаниям была разрешена разработка месторождений на территориях, уже зарезервированных под строительство автомагистрали. Напомним, это часть международного транспортного коридора Европа – Западный Китай. Теперь примерно в полмиллиарда рублей придется компенсировать бизнесменам отобранные участки.
Однако, как отмечают политологи, несмотря на постоянные отчеты, большое внимание привлекается Алексеем Кудриным больше к проектам, за которыми усматривается политическая основа, да и сам глава КСП как будто использует палату как некий политический инструмент. По мнению некоторых наблюдателей, бывший зампред правительства Кудрин был бы более органичной и эффективной кандидатурой на посту премьера правительства страны. Возможно, он тоже так считает и сейчас своеобразно атакует кабинет Мишустина, как ранее кабинет Медведева. Но при этом он не выходит за рамки системы и критикует проекты сами по себе, а не воровство и коррупцию в них.
Впрочем, неожиданностью удивляют не только такие в малой степени аудиторские критические заявления, а, например, и совсем далекие, так сказать, от темы. Недавно глава Счетной палаты высказал мысль, что Татарстан стоит сделать центром агломерации поволжских регионов. России-де необходимы несколько крупных региональных агломераций, способных на равных с Москвой влиять на мировую повестку. Центром одной из них способен стать Татарстан. Такое мнение Кудрин высказал на стратегической сессии "Проблемы и перспективы социально-экономического развития агломераций Республики Татарстан". Предложение главы Счетной палаты сильно напоминает полет фантазии другого руководителя такой же далекой от экономико-стратегического планирования сферы как министерство обороны. Глава этого ведомства Сергей Шойгу в разгар предвыборной кампании прошлого года предложил настроить в Сибири новых городов. Предложение же Кудрина еще и крамольно политически: выстроенная автократичная ручная вертикаль должна рассредоточиться? На первый взгляд (хотя возможно, игра какая-то тонкая) – это не то предложение действующему президенту, с которым можно просить у него премьерский портфель.
"Недостатки" в виде пропажи 826 млн рублей
Впрочем, игра чиновников самого высокого уровня в прожектерство и в Нью-Васюки не уводит от реальных проблем – той же коррупции и нецелевых расходов – а лишь сильнее контрастирует с реальностью, увеличивая недоумение у населения.
В январе были опубликованы итоги проверки расходования денег на первый этап Стратегии развития внутреннего водного транспорта России до 2030 года. Как выяснилось, бюджет России потерял 826 млн рублей на проектировании Нижегородского гидроузла. В целом аудиторы пришли к выводу, что и сами задачи первого этапа (до 2020 года) не выполнены, а потенциал российских внутренних водных путей пока используется не в полном объеме.
Среди недостатков указано и несостоявшееся строительство Нижегородского низконапорного гидроузла. На его проектирование было потрачено из бюджета более 1,2 млрд рублей. Заказчиком выступало ФБУ "Администрация Волжского бассейна", исполнителем – ООО "Техтрансстрой". Однако, напомним, проект в 2020 году не прошел госэкспертизу . И в том же году контракт расторгли. В июне 2021 года исполнителя признали банкротом. 375 млн рублей, потраченные на проект, взыскали по банковской гарантии. А оставшиеся 826 млн рублей израсходовали без достижения результата, так как из-за банкротства предприятия вернуть их вряд ли удастся.
В общем, гидроузел тоже оказался иллюзией вроде россыпи мегаполисов в Сибири, агломераций и прочих кластеров. Но, увы, в этом случае это были не слова и пиар-грезы, а реально выброшенные деньги налогоплательщиков, 826 млн рублей.
Забыли про низконапорный гидроузел, теперь строим дополнительную камеру к уже имеющимся городецким шлюзам. Тем более, что и экологические, и транспортные проблемы в случае плотины не только не решатся, а ухудшатся капитально. Пришли наконец к тому варианту, что отстаивали экологи: третьей нитке шлюзов. Контракт за 21,8 млрд рублей получило АО "Монолитное строительное управление-1". Подготовить проект должны к 20 декабря 2022 года, завершить строительство – к концу 2024 года. Правда, нижегородские власти не спешат, несмотря на указания от Совета Федерации, решили заказать глубокую экспертизу, что выглядит вполне разумным. Исследование должно быть готово этой весной.
В еженедельном мониторинге событий ИА "Нижний сейчас" политолог Виктор Лысов так прокомментировал это событие: "Всякий раз, когда читаешь о такого рода потерях, поневоле пытаешься ответить на вопрос: неужели Россия настолько богатая страна, что для нее 800 млн рублей не деньги? […]. Как-то сразу вспоминаются глобальные советские проекты типа "деньги на ветер", вроде поворота сибирских рек в Казахстан и Среднюю Азию для орошения засушливых земель. [… ] Прошло всего полвека, и вот опять: громко заявленные национальные цели и национальные проекты для их достижения. И если национальные проекты имеют вполне конкретное содержание, объемы финансирования и сроки исполнения к 31 декабря 2024 года, то соответствие их результатов и достижимость национальных целей вызывают глубокие сомнения. [… ]". "В 2020 году указом президента национальные цели, утвержденные в 2018 году, были изменены: исчез пункт о том, чтобы стать 5-й экономикой в мире, другие цели стали более расплывчатыми и менее конкретными, и, главное, объявлялось, что их достижение переносится на 2030 год".
Очень жаль, что СП не выявила угрозу потери этих 826 млн раньше, а ведь могла бы упредить. Может быть, острой принципиальности вовремя мешают как раз игры в политику? Или нежелание информшума до тех пор, пока прецедент не станет совсем явным?
На этом фоне можно отметить, что КСП нижегородской области в это же время, в конце января 2022, обратила внимание на проблемы с реализацией нацпроекта "Экология", на который в 2020 и первой половине 2021 года потратили 9 млрд рублей, возможно успев таким образом "спасти" бюджетные деньги. Аудиторы областной КСП указали региональному правительству, что показатели эффективности оздоровления Волги и переработки мусора низкие. С мнением аудиторов согласны экологи: по их словам, проблема промышленных свалок в регионе не решена, показатели переработки мусора завышены.
Кроме того, месяцем ранее КСП нашего региона отчиталась о проверке строительства детсада на пр. Кораблестроителей, где выявила очень серьезные нарушения по всем пунктам на целых 44,9 млн рублей. Стоимость контракта, в частности увеличена с 241 млн до 258,3 млн рублей за счет внезапно появившихся 14 допсоглашений.
Но как-то негромко озвучивает КСП итоги этих проверок, вроде как спокойная размеренная работа. Но, наверное, это не так должно позиционироваться, если речь идет а) о десятках миллионов бюджетных денег и б) о детсаде (см. начало статьи про угрозы жизням там, где нет жесткого контроля и широкой огласки). Наверняка, председатель региональной КСП Елена Букарева могла бы созывать пресс-конференции и передавать материалы общественности? Но на безликом сайте КСП Нижегородской области не найти даже ее полного ФИО. Теперь посмотрим на КСП Нижнего Новгорода.
В Нижнем Новгороде проверок будет больше
Здесь, пожалуй, можно увидеть присутствие политического подводного течения. Но в обратном, чем в федеральной КСП, уровне. Отметим, что у Счетной палаты РФ был шанс частично подменить собой "несистемные" оппозиционные разоблачения запрещенных организаций, но она в этой роли политическими стратегами Кремля не использовалась. Но вот на низовом уровне, а конкретно в Нижнем Новгороде, почему-то влияние этого органа усиливается. Этому есть, с одной стороны, и законодательная причина.
С 1 января 2021 года вступило в силу решение городской Думы города Нижнего Новгорода о "Положении о порядке проведения финансово-экономической экспертизы муниципальных программ муниципального образования городской округ город Нижний Новгород". Это сделано в соответствии со статьей 157 Бюджетного кодекса РФ, несколькими федеральными законами и статьей 29 Устава Нижнего Новгорода. Решение дума приняла 25 января 2020 года. Это положение определяет порядок проведения финансово-экономической экспертизы муниципальных программ. И в результате на КСП ляжет большой объем работы.
Поэтому вопрос об увеличении численности палаты обсуждается не первый год. Причем политика тут вмешивалась. Как писали местные аналитики, во времена "двуглавия" КСП была в некотором роде орудием в руках главы города Олега Сорокина против сити-менеджера Олега Кондрашова. Но те времена уже поросли быльем и никому не интересны. Затем Гордума увидела в ней тоже инструмент своего влияния на администрацию. Примерно в таком контексте, очевидно, депутаты сегодня ее и рассматривают. И считают необходимым укрепить. О необходимости увеличения как штата, так и финансирования городской КСП неоднократно говорил председатель Думы Олег Лавричев.
Можно предположить, что Лавричев, довольно субъектный политигрок на местном поле, рассчитывает безопасно для себя влиять на мэра. Не своими, так сказать руками, поскольку Юрий Шалабаев как-никак лобби губернатора и пока им "охраняется", а вполне легитимно и оправданно – руками КСП. Не будет неожиданным, если с помощью контрольно-счетного органа спикер Думы нарастит себе политический вес к следующим "выборам" главы города или будет использовать ресурс "КСП" при "расторговках" с мэром или даже с губернатором. По мнению некоторых аналитиков, конфликт Думы и мэра в действующей системы всегда неизбежен. Тем более, что законопроект о реформе местного самоуправления (МСУ) "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти", принятый Госдумой в первом чтении, согласно которому муниципальная власть встраивается в единую вертикаль власти страны, определенно усиливает контроль за муниципалитетами со стороны региональной и федеральной власти. Закон очень спорный, и политики кардинально разделились в оценке его необходимости. Абсолютно "за" выступает естественно только "Единая Россия".
Мнение своих коллег выразил на круглом столе на тему "Местное самоуправление в России состояние и перспективы", прошедшем 10 февраля, заместитель секретаря НРО партии "Единая Россия", депутат ЗС НО Алексей Антонов. Он считает, что в органах МСУ иногда работают некомпетентные люди, а снять их нельзя, так как их избрало население. Спикер гордумы Олег Лавричев тоже "единоросс" и, надо полагать, согласен с тем, что муниципалитеты нужно выстроить в единую вертикаль.
В июне 2021 комиссия Думы Нижнего Новгорода по бюджетной, финансовой и налоговой политике одобрила увеличение штата КСП. Председатель городской КСП Юлия Абызова сообщила, что увеличение штата с 8 до 18 человек позволит проводить 22–23 проверки в год.
26 января 2022 года депутаты приняли решение увеличить зарплаты сотрудников КСП на 10%, таким образом, они составят от 18422 до 20096 рублей. Ранее оклад главы аппарата КСП и начальника отдела составлял 16747–17584 рубля. В ноябре Дума утвердила повышение зарплат чиновникам на 3%, в том числе, председателю КСП – до 31 819 рублей, зампредседателя КСП – до 28637 рублей; аудитору КСП – до 22 776 рублей.
Если даже депутаты и Лавричев и преследуют свои цели в наращивании ресурса КСП, у общественности и нижегородских СМИ должно появиться больше открытой информации о бюджетных процессах, нецелевых расходах и иных "неправильных" расходах городского бюджета. Иначе инициатива депкорпуса и спикера вызовет недоумение, а не рост их влияния к следующему политическому периоду.