Нижегородские депутаты и эксперты поделились мнениями о реформе МСУ

11 февраля 2022 в 16:23

Нижегородский филиал ФоРГО 10 февраля 2022 года провел круглый стол на тему: "Местное самоуправление в России состояние и перспективы". Об этом сообщает пресс-служба филиала ФоРГО 11 февраля.

Участники обсудили законопроект "Об общих принципах организации местного самоуправления в единой системе публичной власти", который Госдума РФ уже приняла в первом чтении.

В начале встречи модератор Евгений Семенов сделал несколько сообщений из доклада, который подготовил НОЦ "Центр анализа социально-политических процессов и экспертного обеспечения публичного управления НГЛУ им. Добролюбова". Эксперт обратил внимание на то, что история местного самоуправления в России наполнена противоречиями и компромиссами, а тему МСУ нередко политизировали и рациональные механизмы самоуправления приносили в жертву политическим интересам. Евгений Семенов призвал собравшихся отказаться от популизма и спекуляций и оперировать при обсуждении только фактами.

К.и.н., доцент НГЛУ Эрадж Боев высказался, что органы МСУ ответственность перед населением сегодня воспринимают как первичную, а ответственность перед региональной властью – как вторичную. Он предположил, что реформа может снять существующую напряженность между региональной и муниципальной властью.

Против законопроекта выступил первый секретарь комитета НРО КПРФ, вице-спикер Законодательного собрания Нижегородской области  Владислав Егоров. По его мнению, законопроект ставит крест на системе МСУ, ликвидирует возможность населения влиять на местное самоуправление, а также снимает вопрос о всенародных выборах мэров, на которых настаивают нижегородские коммунисты.

Руководитель аппарата НРО партии "Справедливая Россия – патриоты – за правду", депутат ЗС НО Татьяна Гриневич возразила Егорову, сказав, что новый закон не имеет "заказа от населения", но добавила при этом, что многие проблемы можно было бы решить, дав органам МСУ денег.

По мнению координатора регионального отделения ЛДПР Алексея Круглова, цели законопроекта лежат не в экономической, а в политической плоскости. Но партиец считает, что ликвидация первичного звена местного самоуправления приведет к вымыванию населения с сельских территорий.

Руководитель фракции "Новые Люди" в ЗС НО Рустам Досаев, опираясь на свой опыт муниципального депутата в Сокольском городском округе, заявил о слабой востребованности среди населения первичных органов МСУ. По его мнению , "никого не уговорить стать депутатом".

Директор ИА "Нижний сейчас" Сергей Раков, реагируя на мнение об отсутствии "заказа у населения" на новый закон, высказал предложение о вынесении законопроекта на референдум. Социолог Александр Прудник на это заметил: "Многочисленные соцопросы показывают, что общество не знает, что меняется в системе МСУ, и не стремится это узнать". Прудник считает, что общество давно делегировало власти права по управлению МСУ. При этом он обратил внимание на то, новые информационно-коммуникативные технологии давно стали неотъемлемой частью системы управления МСУ, однако этот аспект в законопроекте не отразили.

Основным оппонентом региональных политиков стал мэр города Арзамаса Александр Щелоков, состоящий в "Единой России". Он говорил конкретных практиках и проблемах в местном самоуправлении. В частности, Щелоков считает, что законопроект четко прописывает полномочия, повышает дисциплину и ответственность органов МСУ. На заявления о "ликвидации органов местного самоуправления", мэр Арзамаса усомнился в том, что они важны населению, уточнив, что жителям важен результат.

Заместитель секретаря НРО партии "Единая Россия", депутат ЗС НО Алексей Антонов считает, что в органах МСУ иногда работают некомпетентные люди, а снять их нельзя, так как их избрало население. Цель законопроекта, по мнению Антонова, в повышении персональной ответственности власти. "Лучшая власть – это власть, которой не замечают", – отметил депутат.

Подводя итоги дискуссии, Евгений Семенов акцентировал, что законопроект не ликвидирует систему МСУ, он логически связан с категорией "публичная власть", ставшей Конституционной новеллой 2020 года. По мнению эксперта, реформа МСУ призвана урегулировать основы организации публичной власти в стране. Принципы субсидиарности, декларированные Европейской хартией местного самоуправления, в новом законе сохранятся. При этом основным мотивом, обосновывающим необходимость реформы, является, по мнению Евгения Семенова, интерес населения, которое считает, что власть, в первую очередь, должна быть эффективной.

Партнерами проекта являются ИА "НТА-Приволжье", "АПН-НН", ИА "Нижний сейчас", "НИА НН", "Полит-НН.ру", "ИФ-Регион".

Фото: ФоРГО