Итоги года: значимые события 2019 года от экспертов АНО "Минин-центр"

Эксперты "Минин-центра" отметили наиболее значимые события 2019 года, повлиявшие на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области. События разделены на три группы: федеральные, региональные, муниципальные. В каждой группе отмечены социально-политические события, которые с точки зрения экспертов "Минин-центра" оказали наибольшее влияние на политическую ситуацию в Нижегородской области.

Федеральные темы 2019 года, наиболее значимо повлиявшие на нижегородскую ситуацию

1. Выборы в Московскую городскую Думу в сентябре 2019 года и столичные протесты конца лета – начала осени

Итоги года: значимые события 2019 года от экспертов АНО "Минин-центр"

Фото: ИА "Нижний сейчас"

Итоги года: значимые события 2019 года от экспертов АНО "Минин-центр"

Игорь Соловьев (фото: Минин-центр)

Как отмечает эксперт “Минин-центра” Игорь Соловьев, в целом итоги выборов в России для партии власти, которую олицетворяет “Единая Россия” были успешными: в большинстве случаев провластные кандидаты победили. Однако внешне успешная картина вскрыла серьезные и долговременные проблемы. Особенно показательными в этом отношении были выборы в Московскую городскую Думу.

Соловьев подчеркивает, что традиционно политические события в столице оказывают самое непосредственное влияние на общефедеральный политический курс.

“Помимо этого, столичные модели политического действия в той или иной степени распространяются на российские регионы. Изначально ничем не примечательная избирательная кампания в Москве в конечном итоге стала показателем системных проблем не только московской, но и федеральной власти, а именно продемонстрировала неэффективность использования колоссальных материальных, административных и технологических возможностей. С точки зрения тенденций будущих выборов, цена побед партии власти становится слишком высокой, а жестким административным методам начинают противостоять вполне эффективные и низко затратные протестные технологии, которые объективно появляются как эффект политического бумеранга”, - считает он.

По мнению эксперта, на выборах в Москве было совершено несколько системных ошибок, и в силу заданных установок они возможны в регионах в будущем.

“Во-первых, это отказ от конкурентных технологических выборов. Первоначально в Москве планировалось провести чистую, по-настоящему европейскую кампанию, для которой имелся успешный опыт выборов мэра 2013 и 2018 годов. Однако от этой стратегии быстро отказались, установка была сделана на жесткую кампанию с использованием административного ресурса, что явно не учитывало специфику столичных настроений. Во-вторых, это непоследовательность с позиционированием провластных кандидатов. Первоначальная установка на их самовыдвижение и дистанцирование от "Единой России", хоть и вызывала ряд трудностей (необходимый сбор подписей, неопределенность с политической программой), тем не менее, могла быть решена через позиционирование этих кандидатов как команды мэра Собянина, имеющего в столице высокий электоральный рейтинг. Однако в августе, в самый разгар протестных настроений, московское отделение "Единой России" публично заявило о поддержке большинства провластных кандидатов-самовыдвиженцев, что только усугубило проблемы их кампаний”, - отметил он.

В-третьих, продолжает эксперт, это массовая зачистка независимых кандидатов по результатам сбора подписей.

“По не вполне очевидным причинам в регистрации было отказано каждому третьему независимому самовыдвиженцу, при том, что только треть из них представляли несистемную оппозицию. Восстановиться через суд удалось только одному кандидату. У представителей власти проблем с регистрацией не возникало. Выборочная зачистка значительно дискредитировала процесс выборов, и закономерно активизировала протестную активность. Однако модель жесткой административной кампании в столице привела к обратному эффекту: политической поляризации в округах, к персонификации протестных настроений, созданию необычных политических союзов системной и внесистемной оппозиции (Яблоко, КПРФ, Навальный)”.Московские выборы обозначили новую политическую тенденцию – отказ от реальных выборов становится установкой не только партии власти, но и оппозиции", - говорит Соловьев.

“Московская ситуация показала эффективность непарламентских форм политической борьбы. Это и уличный протест в различных форматах, и сетевые Интернет-формы мобилизации граждан, и создание тактических политических союзов. И наиболее очевидное – это модель "Умного голосования", точечно аккумулирующая протест активной части избирателей”. При этом низкая явка, типичная для большинства регионов, включая Нижний Новгород, в Москве имела обратный эффект – активному протестному меньшинству удалось добиться реального политического результата: в количественном отношении оно превзошло число мобилизованных за провластных кандидатов, а в московской городской Думе системная и несистемная оппозиция получила 20 из 45 мест. Для будущих кампаний партии власти придется затрачивать более серьезные ресурсы, при этом альтернативные формы политической борьбы, которые на несколько порядков менее затратные, показали свою эффективность”, – заключил эксперт.

Итоги года: значимые события 2019 года от экспертов АНО "Минин-центр"

Алексей Орехов (фото НИА "Нижний Новгород")

“Недопуск некоторых независимых кандидатов в Мосгордуму спровоцировал политический протест, который многие уже поспешили назвать даже политическим кризисом. Эти события стали одними из главных в информационном поле. Волна, поддерживающая протест, прошла в десятках городах страны. В Нижнем Новгороде 10 августа состоялся митинг, который собрал около 350 сторонников. В отличие от Москвы, где экстремистские настроения стали катализатором протеста, митинг в Нижнем прошел мирно, без задержаний”, – продолжает тему эксперт “Минин-центра” Алексей Орехов.

“Нижний Новгород – крупный город, имеющий свою постоянную политизированную повестку. Причем в Нижнем Новгороде себя комфортно чувствуют не только парламентские партии, но и несистемная оппозиция. Со времен “бунтаря” Немцова демократические силы и взгляды приветствуются в Нижнем более чем в среднем по России. Поэтому то, что Нижний поддержал московский протест, не удивительно. Катализатором волнений стали выборы в Мосгордуму. Этот московский орган стал “полем боя”, так как он действительно во многом определяет жизнь москвичей в отличие от нижегородской ситуации. В Нижнем Новгороде и в Нижегородской области выборный процесс пока не столь обострен. И скорее большего накала, чем сейчас, тема выборов существенно не вызовет. Локальный протест останется локальным. Кстати, на некоторых округах сюрпризы для партии власти возможны, но они уже сейчас вполне прогнозируемы. Стоит отметить, что практически с октября 2019 года в нижегородском регионе стартует новый более масштабный и возможно более интересный политический цикл – выборы в нижегородскую Гордуму, Гордуму Дзержинска и выборы в ряде других муниципалитетов. В этой связи имеет смысл вернуться к теме отсутствия выделенного профильного заместителя губернатора, ответственного за внутреннюю политику. Возможно, уже пора определиться с этим функционалом по-серьезному. Период затишья заканчивается. Вскоре регион вступит в период ежегодных масштабных выборных кампаний”, – резюмировал Орехов.

2. Партийно-политический кризис 2019 года

Итоги года: значимые события 2019 года от экспертов АНО "Минин-центр"

Сергей Раков (фото: НИА "Нижний Новгород")

Как отмечает эксперт “Минин-центра” Сергей Раков, социсследования и выборы последнего времени демонстрируют увеличивающийся разрыв между общественно-политическими потребностями и существующей партийно-административной практикой.

“Согласно данным последнего исследования ВЦИОМ, более половины россиян выступают за сменяемость “партии власти”, которая олицетворяется с существующей системой политического управления Россией. Это подтверждают и последние данные нижегородских исследований, которые детализируют снижение общественного доверия к действующим политическим партиям”, – добавил он.

“В то же время, как свидетельствует тот же опрос, в обществе существует запрос на партийно-политическое обновление, на представительство своих интересов в самых разных идеологических спектрах. Однако попытки действующей административной системы внести коррективы в партийное строительство по большому счету носят декоративный характер, фактически направленный на консервацию существующей ситуации, и в результате часто приводят еще к большим сложностям. Примером этого являются выборы в московскую городскую Думу этого года, когда попытка спрятать представителей “Единой России” под другой вывеской привела к активизации протестных настроений и массовому голосованию за представителей блоков, состоящих из различных и идеологически не связанных между собой партийно-политических сил. Сегодня устоявшимся, прежде всего парламентским, партиям уже достаточно трудно перестроиться и дать ответы на современные вызовы и общественные потребности. А отсутствие новых партийных лидеров и новых идей делает круг замкнутым. Однако такая ситуация не может продолжаться вечно. Противоречие между общественными запросами и партийно-политическим консерватизмом рано или поздно разрешится появлением нестандартных политических практик и возможно ростом протестных настроений”, – считает Сергей Раков.

3 .Утверждение в феврале 2019 года стратегии пространственного развития РФ (ПР РФ) на период до 2025 годаИтоги года: значимые события 2019 года от экспертов АНО "Минин-центр"

 

Итоги года: значимые события 2019 года от экспертов АНО "Минин-центр"

Игорь Соловьев (фото: Минин-центр)

Эксперт “Минин-центра” Игорь Соловьев подчеркивает, что в отличие от ежегодного послания президента, стратегия пространственного развития определяет принципы развития страны на более продолжительный период с учетом мировых социально-экономических и технологических тенденций.

“При первоначальной подготовке документа была борьба двух стратегических концепций – сделать ли упор на точках экономического роста, под которыми подразумевались крупнейшие городские агломерации, либо акцентировать ресурсное приложение на территориях с низким уровнем социально-экономического развития. Концептуальный спор закончился компромиссом – в конечном варианте стратегии ПР в качестве основной цели определяется обеспечение сбалансированного пространственного развития РФ, направленного на сокращение межрегиональных различий в уровне и качестве жизни населения”, – добавил он.

По мнению Соловьева, при акценте на выравнивании межрегионального социально-экономического уровня, очевидно, что без дополнительных ресурсов осуществить это будет сложно. “При этом дополнительные ресурсы можно получить в точках роста, для экономического разгона которых также будут необходимы дополнительные ресурсы. В этой связи закономерен вопрос – найдется ли достаточное количество не только финансовых, но и административных ресурсов для решения двух стратегических задач?”, – продолжил эксперт.

“В то же время конечный вариант стратегии ПР РФ получился более четким. В качестве приоритетных точек роста, способных осуществить быстрое развитие, четко определяются городские агломерации, способные создать эффект экономической синергии. Важно, что нижегородская агломерация определятся одним из 18 перспективных центров такого экономического продвижения. Принципиальной частью стратегии ПР РФ является акцентирование на системном развитии транспортной логистики. Речь идет о создании внутрироссийских скоростных транспортных коммуникаций, таких как высокоскоростная магистраль “Москва–Казань”, а также на развитие единой глубоководной речной системы европейской части РФ, нацеленной на частичную разгрузку автомобильных и железных дорог на направлениях, где перевозка грузов может осуществляться внутренним водным транспортом. Кроме этого, стратегия ПР РФ предусматривает развитие международных транспортных коридоров “Запад – Восток” и “Север – Юг” для обеспечения эффективного выхода российских предприятий на зарубежные рынки и увеличение объемов транзита грузов между Азией и Европой. В стратегии ПР РФ закрепляется принцип экономического разделения страны на макрорегионы. В первоначальном варианте их было 14, в итоговом – 12. Нижегородская область вошла в Волго-Камский макрорегион РФ”, – напомнил Игорь Соловьев.

“На фоне глобальных стратегических целей деление на макрорегионы не является главным, это, по сути, оболочка решения принципиальных задач. С другой стороны выделение макрорегионов потребует выработки соответствующих межрегиональных стратегий, что в свою очередь может скорректировать стратегию развития Нижегородской области до 2035 года”, – заключил он.

Что касается региональной политической повестки, то в 2019 году она определялась прежде всего действиями нового губернатора Глеба Никитина, который стал главным политическим модератором региона. В самом конце 2019 года это было закреплено его официальной политической ролью – Глеб Никитин возглавил региональное отделение "Единой России".

К значимым региональным событиям 2019 эксперты "Минин-центра" отнесли следующие.

1. Обвинительный приговор суда Олегу Сорокину в марте 2019 года

Итоги года: значимые события 2019 года от экспертов АНО "Минин-центр"

Фото: Андрей Абрамов

“Если вспомнить ситуацию годичной давности, то в обвинительный приговор Сорокину с реальным сроком по нескольким уголовным статьям мало кто верил. Однако за прошедший год произошло много политических, юридических и психологических изменений, которые привели к осознанию, что сегодня в Нижегородской области неприкасаемых нет и не будет. Такой подход должен быть применим не только к прежним, но и к новым политическим фигурам”, – отмечает эксперт “Минин-центра” Игорь Соловьев.

“В нижегородском регионе сегодня новая политическая зачищенная реальность. И приговор Сорокину эту реальность констатирует. Во всяком случае, такие сигналы получают местные политэлиты. Удастся ли идеологам нового времени реализовать задуманное, и не наступит ли кто-то из новых политиков и чиновников на “старые грабли” станет видно в процессе развития ситуации. Неприкасаемых нет. Правонарушения не имеют политического срока давности. Бизнес, ранее эффективно развивающийся за счет административного ресурса, сегодня отдаляется от власти и силовых рычагов влияния. Так нам пытаются все это представить. Трехмесячный судебный процесс Сорокина сопровождался масштабной информационной кампанией по его защите, к которой присоединились разного рода эксперты, политологи и журналисты”, – подчеркнул он.

“Первоначально все раскручивалось осторожно, с оглядкой по сторонам, но в конечном итоге не стали стесняться сравнения сорокинского процесса с аналогами 1937 года. Несмотря на внешний информационный драйв, в итоге не получилось достичь главного – подавляющего положительного общественного резонанса к подсудимым. Мнения наблюдателей разделились. Никаких реальных общественных действий в защиту Сорокина пока не случилось. Нижегородское общество с интересом наблюдало: получится ли одному из самых богатых и влиятельных людей региона выйти в очередной раз “сухим из воды” или с минимальными потерями. Пока не удалось! И это является уроком для остальных” – заключил эксперт.

2. Решение о замещении руководства региональным отделением “Единой России” Глебом Никитиным

Итоги года: значимые события 2019 года от экспертов АНО "Минин-центр"

Фото: Анастасия Макарычева

“Дмитрий Медведев, который ныне является руководителем “партии власти”, сделал вполне логичный политический шаг, так как это дает дополнительные возможности укрепить пошатнувшиеся позиции “Единой России”, прежде всего в регионах, в которых высок авторитет местного руководителя”, – комментирует эксперт “Минин-центра” Игорь Соловьев.

“Несмотря на падение рейтинга “Единой России” из-за непопулярных решений последнего времени, партия до сих пор имеет серьезные возможности для конкурентной политической деятельности, прежде всего на местных и федеральных выборах ближайшего времени. Как показала политическая практика лета-осени текущего года, эксперименты с трансформацией партии власти не приводят ни к чему хорошему. Наглядный пример – выборы в московскую Гордуму, когда единороссы попробовали выступить в роли самовыдвиженцев и до определенного момента дистанцировались от бренда “Единой России”. В результате Москве у них возникла масса проблем, и все закончилось ощутимыми потерями голосов избирателей и депутатских мест. Поэтому из “Единой России” сегодня пытаются выжимать все, что можно. В данном случае за счет рейтинговых руководителей”, – добавил эксперт.

“Решение Дмитрия Медведева – это и укрепление его личных политических позиций. В данном случае он получает дополнительные возможности влияния на региональных руководителей, представляющих различные федеральные группы влияния, между которыми происходит неявная, но уже жесткая конкуренция накануне непростого трансферта верховной власти России. Для Глеба Никитина руководство региональными единороссами – это лишнее обременение, которое несет очевидные дополнительные риски”, – считает Игорь Соловьев.

“До последнего времени в Нижегородской области существовала достаточно эффективная система политического руководства, при которой губернатор Никитин, являясь членом “Единой России”, не связывал напрямую себя с ней. Вспомним губернаторские выборы 2018 года. Главная избирательная фишка Глеба Никитина в них – это совместно разработанная с жителями области стратегия долгосрочного развития, то есть, амбициозная программа современного движения вперед без явного политического уклона. В случае же с привязкой к “Единой России” губернатор Никитин получает имиджевое обременение грузом ответственности за состоявшиеся и будущие непопулярные решения, к которым он не имеет прямого отношения”, – подчеркнул он.

Эксперт отмечает, что данное решение по логике должно переформатировать политическое руководство не только регионального, но и местного уровня. “Если во главе “Единой России” губернатор – глава исполнительной власти, то этому примеру должны последовать и все руководители нижегородских муниципалитетов. При массе существующих хозяйственных проблем, для большинства из них эта дополнительная и непростая политическая роль явно не подарок”, – заключил Соловьев.

3. Арест бывшего министра транспорта Вадима Власова

Уход из правительства Нижегородской области министра транспорта и автомобильных дорог Вадима Власова в августе 2019 года стал неожиданным. Власов – это один из первых назначенцев губернатора Никитина. В августе он ушел, а в ноябре его арестовали по обвинению в злоупотреблении должностными полномочиями

Итоги года: значимые события 2019 года от экспертов АНО "Минин-центр"

Фото: министерство транспорта Нижегородской области

“Уход Власова – это бесспорно неожиданность. Власов производил впечатление активного и открытого чиновника, который сразу нашел взаимопонимание с активными гражданами и с журналистским сообществом. Часто бывает, что чиновник включает режим открытости, режим участия “по поводу и без” в различных событиях и мероприятиях, тем самым стараясь замылить истинные проблемы своей зоны ответственности. Но так сказать про Власова нельзя. Прорывных решений не было, была текущая работа. В околокремлевских кругах поговаривают, что как раз реализовать эти самые прорывные решения у Власова не получилось из-за разногласий и нерешительности на городском и даже на областном уровне. Возможно, сработала система “сдержек и противовесов”, или в предложениях Власова просматривались интересы иногородних структур, которые всегда нижегородские чиновники воспринимают с опаской и в штыки. Нам проще сидеть у своего “разбитого корыта” и надеяться на авось”, – считает эксперт “Минин-центра” Сергей Раков.

"О новых больших объектах дорожной инфраструктуры не заявлялось: проект моста в Подновье и новые станции метро остались без развития. Скопилась и критическая масса транспортных проблем в регионе: конфликты перевозчиков в Балахне и в Бору, неработающая транспортная схема в областном центре, покупка партии автобусов по двойной цене с одной стороны и получение полуживых бэушных трамваев из Москвы с другой стороны и так далее и тому подобное. Теперь эти транспортные проблемы достались Павлу Саватееву, который перешел на пост министра транспорта из администрации Нижнего Новгорода, где он был директором департамента строительства”, – добавил он.

Еще одним примером административно-кадровой политики, который вызвал неоднозначную реакции среди экспертов и в СМИ, явился заявленный в сентябре 2019 года план Глеба Никитина освобождения Нижегородского кремля от госучреждений и чиновников

Итоги года: значимые события 2019 года от экспертов АНО "Минин-центр"

Фото: ИА "Нижний сейчас"

В современной истории России нижегородские власти не раз позволяли себе странные высказывания о фантастических планах, отмечает эксперт “Минин-центра”, Максим Медоваров.

“Многим памятны и обещания пересадить всех чиновников на отечественные автомобили в 90-е годы, и проекты строительства грандиозного “Globe-town’a” в Борской пойме в 2000-е. И вот теперь – снова неожиданное громкое заявление. В преддверии 800-летия Нижнего Новгорода губернатор Глеб Никитин озвучил идею переселения чиновников из нижегородского Кремля, который будет реконструирован и станет чисто культурным объектом. Данное предложение вызвало шок у публики и спровоцировало шквал комментариев в Интернете. Характерно, что всерьез поддержал эту идею видный депутат от КПРФ. В то же время большинство серьезных экспертов и градозащитники выступили против звучной, но популистской идеи, понимая, к каким грандиозным затратам на строительство новых правительственных зданий это может привести”, – подчеркнул он.

“Неэффективность подобных расходов, подрыв престижа власти, создание нового (на сей раз пространственного) барьера между чиновниками и населением, народное негодование – это наиболее очевидные последствия губернаторского заявления и общественной реакции на него. Региональная власть явно не определилась с приоритетами. Информационный шум есть, конкретики нет. Председатель городской Думы Дмитрий Барыкин и вовсе назвал будущие перемены – исходом чиновников из Кремля, который может растянуться на несколько лет”, – продолжил эксперт.

“В то время как в некоторых больницах, например в детской областной, до сих пор видны элементы разрухи, в то время как подготовка в 800-летнему юбилею города в любом случае потребует немалых средств (3,7 млрд рублей – такую сумму озвучил Глеб Никитин на Восточном экономическом форуме), затея с переездом в несуществующие пока “Нью-Васюки” вполне закономерно будет наталкиваться на стену непонимания нижегородцев”, – заключил Медоваров.

Наиболее значимые муниципальные темы 2019 года

1. Отчеты по выполнению национальных проектов руководством нижегородских муниципалитетов

Тренд на широкую коллективную ответственность по выполнению нацпроектов пришел с федерального уровня

Итоги года: значимые события 2019 года от экспертов АНО "Минин-центр"

Сергей Раков (фото: НИА "Нижний Новгород")

Как говорил в ноябре эксперт “Минин-центра” Сергей Раков, генеральный прокурор России Юрий Чайка предложил предусмотреть ответственность руководителей региональных органов власти и местного самоуправления, вплоть до их отстранения от должности, за невыполнение показателей национальных проектов. Председатель правительства РФ Дмитрий Медведев пригрозил административной и даже уголовной ответственностью. Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин сработал на опережение и тоже пригрозил главам МСУ увольнениями за срыв нацпроектов.

“Ранее федеральная власть положила обычную и повседневную работу государства в “обертку” национальных проектов и теперь любой сбой в этой работе возводится в ранг “национального масштаба”. По всей вероятности, накопилась критическая масса ЧП в реализации нацпроектов. Нижегородская область не исключение. Федеральная власть была вынуждена первой открыто и публично “запустить бумеранг” заявлений и критики власти на местах. Главное, чтобы этот бумеранг не вернулся назад в виде дальнейшего отсутствия практических результатов, снижения благосостояния и комфортности жизни россиян, снижения уровня медобслуживания, ухудшения экологической обстановки, победы смертности над рождаемостью и тому подобное. Люди должны видеть реальные положительные перемены”, – отмечал Раков.

В декабре в Нижегородской области прошли отчеты глав муниципалитетов по выполнению нацпроектов, самым примечательным из которых был отчет главы Нижнего Новгорода Владимира Панова.

Итоги года: значимые события 2019 года от экспертов АНО "Минин-центр"

Фото: ИА "Нижний сейчас"

Как отмечал эксперт “Минин-центра” Игорь Соловьев, планировалось, что отчет Владимира Панова пройдет по уже “откатанной” схеме. Однако, в отличие от обсуждения на городской Общественной палате, думское заседание прошло не так гладко.

“Городские депутаты проявили принципиальность. Это касалось как процедуры тайного голосования по отчету, что давало им возможность объективной оценки, так и открытой критики стиля и методов руководства главы города. К этому следует добавить и ситуацию на информационном поле, которая уже далеко не одобрительная по отношению к главе города Владимиру Панову. С одной стороны это может свидетельствовать о начале избирательной кампании в городскую Думу 2020 года, для которой тема исполнения нацпроектов, санкционированная сверху, является благодатным политическим полем деятельности. С другой – о серьезных изменениях, которые так или иначе происходят по отношению к Владимиру Панову, как со стороны системных структур, так и со стороны общественного внимания и региональных элит”, – добавил эксперт.

“Изменение политических позиций Владимира Панова, катализатором которого стал его отчет по нацпроектам, еще более показательно на этом фоне второго города области – Дзержинска. В это же время там также состоялся аналогичный отчет главы города Ивана Носкова. Объективно, картина с исполнением нацпроектов в городе химиков принципиально не отличается от областного центра. По реальной эффективности исполнения, а также по освоенным средствам, могло быть тоже много вопросов. Однако Иван Носков сумел их избежать, перепоручив отчет своему заму по экономике и министру промышленности Нижегородской области. До этого Носков не стал выносить информацию по исполнению нацпроектов в Дзержинске на общественное обсуждение. В результате только в день отчета многие в городе впервые узнали, что Дзержинск принимает участие в целых семи нацпроектах, при этом ответственность за один из них (по здравоохранению) полностью лежит на областном правительстве. Также предварительно Носков сумел договориться с городскими депутатами, которые в течение двадцати минут без всяких вопросов приняли положительное для него решение”, – подытожил он.

2. Разработка стратегии развития Нижнего Новгорода до 2030 года

“По заявлениям официальных представителей, уже определены пять приоритетов: здоровье горожан; умный город; культурный город и креативные горожане; предпринимательский и гостеприимный город; комфортные общественные пространства. По всем перечисленным пунктам планируется прописать базовый и целевой сценарии, причем их соотношение между собой непонятно, на что предварительном обсуждении обратили внимание депутаты городской Думы”, – комментирует эксперт "Минин-центра" Максим Медоваров.

"Однако в декабре на широкое общественное обсуждение был представлен вполне профессиональный документ по долгосрочному развитию Нижнего Новгорода. Следует отметить, что инициаторы документа принципиально пересмотрели предшествующую стратегию, принятую в Нижнем Новгороде в 2017 году. Также значимо, что в нижегородском стратегическом документе присутствуют амбициозные задачи развития областного центра. Документ, к созданию которого на аутсорсинге были привлечены профессиональные специалисты, получился кратким, в то же время конкретным и содержащим необходимые механизмы реализации стратегических задач, применимых именно к Нижнему Новгороду. В этом отношении возникает противоречивый вопрос: насколько этот качественный документ будет соответствовать способностям нынешней городской администрации его реализовать? Одно дело профессиональная теория и планирование, другое – реальная практика, для которой необходимы и возможности, и конкретные специалисты, и, в конце концов – желание. Нынешние кадровые компетенции городских чиновников не соответствуют заявленному уровню в стратегии”, – считает в свою очередь эксперт “Минин-центра” Игорь Соловьев.

Таким был социально-политический 2019 год. Многие его события найдут свое логическое продолжение в году текущем.

Успехов в Новом 2020 году!