Эксперт-мониторинг событий недели от нижегородских экспертов с 3 по 7 июля

7 июля 2023 в 17:40

"ВВП о ВВП, разбитые дороги Нижегородской области, православные гимназии в каждом районе Нижнего Новгорода и храмы "в шаговой доступности", - таковы темы эксперт-мониторинга главных событий недели с 3 по 7 июля 2023 года

ИА "Нижний сейчас" и нижегородские эксперты продолжают анализировать федеральные, региональные и муниципальные события и факты, уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в стране и регионе.

Федеральная тема – экономика России демонстрирует позитивные показатели

Эксперт-мониторинг событий недели от нижегородских экспертов с 3 по 7 июля

Андрей Самсонов, фото из личного архива

Научный сотрудник Приволжского филиала ФНИСЦ РАН, старший научный сотрудник Института проблем социального управления Андрей Самсонов: На уходящей неделе произошло два примечательных для экономики факта. Председатель правительства Михаил Мишустин доложил президенту Владимиру Путину о ситуации в экономике, которая, как следует из доклада, весьма оптимистична. На этом фоне Счетная палата РФ оценила дефицит бюджета в первом квартале в 2,4 трлн рублей.

Из доклада Мишустина мы узнали, что: средний уровень достижения показателей по нацпроектам составляет более 98%; рост ВВП за пять месяцев составил 0,6%, а за год к маю 2%; инфляция по итогам года ожидается 5%; уровень обрабатывающей промышленности и промпроизводства 12,8% и 1,8% соответственно; безработица достигла исторического минимума 3,2% и так далее и тому подобное. Мишустин анонсировал рост ВВП на 2%, на что Владимир Путин ответил: "Очень хорошо".

Владимир Путин в завершение встречи сказал: "… Не менее важно то, что у нас результаты – во всяком случае, пока, скажем так, осторожно, – лучше ожидаемых ранее, лучше прогнозных. Это вселяет в нас надежду на то, что все задачи – во всяком случае, так, как мы их и ставили, – как минимум будут решены в течение года".

В условиях явной информационной войны любые официальные данные – источник манипулирования и интерпретаций. Одним из самых распространенных форматов становится псевдоаналитика, чаще всего специализирующаяся на попытках "поставить телегу впереди лошади". Не меньший вред несет и банальная попытка "хайпануть" и привлечь внимание со стороны отдельных изданий и экспертов. Кроме того, оставив доступными широкой публике основные экономические показатели, правительство РФ после введения западных санкций вполне оправданно засекретило часть экономической статистики и показателей развития. Все это в совокупности вызывает откровенную информационную дезориентацию населения, которое, прежде всего, воспринимает социально-экономическую ситуацию через призму собственных доходов и расходов.

Итак, два официальных информационных сообщения, из которых некоторые СМИ и эксперты пытаются сделать проблему, которая в действительности, выражаясь попросту, не стоит и "выеденного яйца". Первое, это предварительные итоги первых пяти месяцев 2023 года по росту ВВП России, оказавшиеся существенно выше прогнозных. Здесь следует учитывать сразу несколько моментов. Во-первых, расчет показателя в процентах осуществляется год к году, то есть рост значителен в первую очередь по отношению к результатам 2022 года, по итогам которого в стране был пусть незначительный, но экономический спад. И, во-вторых, нынешний результат резко отличается в лучшую сторону в первую очередь от тех прогнозов, которые делали западные эксперты и аналитические центры. В общем-то, уже давно пора понять, что значительная часть подобной "аналитики" после 2022 года является частью информационной войны, а не экспертизой.

Для любого специалиста, минимально разбирающегося в реальной экономике, уже в конце прошлого года было понятно, что замещение даже части санкционных импортных товаров отечественными и откровенная неудача санкций на экспорт российских энергоносителей, плюс вынужденный в условиях СВО рост производства в военно-промышленном комплексе, в совокупности приведут к росту ВВП. Об этом говорило и правительство РФ еще в конце прошлого года, прогнозируя рост показателя в 2023 году. Почему из этого сделали новость понять можно, но ничего сенсационного в реальности не произошло. Провал ставки на экономический блицкриг в войне против России стал понятен уже осенью 2022 года.

Второй информационный повод сложнее и интереснее. Это муссируемый уже пару месяцев рядом СМИ и экспертов дефицит бюджета страны в 2023 году. Вновь его подняли "на щит" после недавнего отчета Счетной палаты РФ, зафиксировавшей в I квартале 2023 года дефицит бюджета в 2,4 трлн рублей, при общем прогнозе на год в пределах 3 трлн. И вновь, как и в предыдущем случае, информационная "истерика" игнорирует всем доступную и вполне объясняющую ситуацию официальную информацию.

Во-первых, в 2023 году правительство РФ впервые пересмотрело схему бюджетного финансирования, о чем неоднократно публично заявляло. В отличие от прошлых лет, как раз в I квартале профинансировали почти треть всех бюджетных расходов, запланированных на 2023 год. Сделано это было авансом, до поступления в бюджет соответствующих доходов, что создало столь негативную "бумажную" картинку. В реальности, например, уже в мае расходы и доходы бюджета сравнялись, то есть рост дефицита прекратился. Во-вторых, по прогнозам правительства и в соответствии с повторяющимися из года в год статистическими данными, в следующем полугодии доходы суммарно превысят расходы, которые в значительной части уже сделаны, что и позволит остаться в пределах планового размера дефицита бюджета.

Дополнительным инструментом для "настройки" бюджета является курс рубля. Чем дешевле рубль, тем меньше проблем у бюджета. При этом в условиях санкций влияние курса рубля на инфляцию в стране меньше, чем было в предыдущие годы, что и позволяет более свободно "играть" этим фактором. Майское "движение" к отметке 85 – 90 рублей за доллар фактически означает, что дефицит бюджета в 2023 году вряд ли сильно превысит плановое значение. Рост доллара мы наблюдали и на уходящей неделе.

Вышеизложенные факты – общеизвестны и неоднократно звучали из самых разных официальных источников. Однако экономическая война против страны отнюдь не окончена. Поэтому информационная истерия вокруг любых официальных экономических показателей, с полным игнорированием их содержания, будет продолжаться. Что интересно, население, точнее общественное мнение, оказалось значительно более адекватно и устойчиво, в сравнении с экспертной и информационной средой. Социологические опросы показывают отсутствие в обществе как эйфории, так и крайнего пессимизма. По крайней мере, опубликованный в июне международный индекс деловой активности в России оказался значительно выше, чем в США и странах Европейского Союза. Как и аналогичные показатели потребительской активности населения.

Региональная тема – только 42% дорог соответствуют требованиям стандарта качества

Эксперт-мониторинг событий недели от нижегородских экспертов с 3 по 7 июля

Сергей Раков (фото из личного архива)

Директор ИА "Нижний сейчас" Сергей Раков: Жить в России и быть довольным нашими дорогами – это, прямо скажу, нонсенс. Тема уже является классикой. Про дураков поговорим когда-нибудь в другой раз, сегодня про дороги. Конечно, если жить в Москве и Московской области или в Питере, то проблема дорог там не самая острая. А в остальной России – это проблема проблем. На уходящей неделе в крупном федеральном СМИ был опубликован рейтинг качества дорог в регионах. За год Нижегородская область в этом рейтинге снизилась с 57 на 62 место. Но доля дорог, которые соответствуют требованиям, выросла на 1,4 п.п. и составила около 42%. То есть, больше половины дорог в области удовольствия от их использования автовладельцам и пассажирам не принесут. Прямо скажу, очень нерадостный показатель. И 62 место для нашего передового по многим показателям региона, мягко говоря, далеко не уютное. За последние несколько лет в регионе открыто несколько крупных дорожных объектов: транспортная развязка Неклюдово – Золотово, развязка в Ольгине, развязка на Циолковского в Нижнем Новгороде, новый участок на арзамасской трассе и другие. Губернатора Глеба Никитина не упрекнешь, что дорожной теме в регионе не уделяется должное внимание.

Конечно, не вовремя подоспела эта информация в выборный период. Но ее почему-то использовали и региональные государственные СМИ. Извечная проблема дорог в России всегда ложится в базовые предвыборные программы и вместе с вопросами образования, соцобеспечения, здравоохранения, ЖКХ, всегда держится на контроле региональным руководством. И всегда у властей в выборный год в "рукаве" есть или должна быть парочка позитивных "козырей" по каждой теме.

Ранее Глеб Никитин публично поставил верную задачу стать регионом-лидером в инвестиционной привлекательности. Через пять лет эта задача почти выполнена. В соответствующем рейтинге мы в топе. Как "пощупать" выполнение этой задачи простому народу? Можно, но не очень осязаемо. Нужно рассказать о цепочке взаимосвязанных процессов, которые в итоге сказываются на уровне региональной экономики и, как следствие на, как минимум, стабильном уровне жизни среднестатистического нижегородца. А вот проблема дорог очень осязаема и видна не вооруженным взглядом. Вот бы было хорошо, если бы губернатор публично тоже поставил пока еще действующему министру транспорта и автодорог области Павлу Саватееву задачу, чтобы в ближайшем будущем регион стал лидером по качеству и безопасности дорог. Тем более, что за последние месяцы произошло несколько резонансных ДТП, которые косвенно связаны с состоянием дорог и организацией движения. Кстати, и по другим важным сферам жизни подняться в рейтингах не мешало бы.

Есть регионы, где дорожная обстановка еще хуже нашей. Но это скорее территории вне европейской части страны. Наш регион приближен к Москве и хочет быть с налетом "столичности". Последние годы нас все больше позиционируют как территорию с новыми смыслами, новаторскими и цифровыми решениями и так далее и тому подобное. Люди более горды за свою малую Родину. Поэтому ситуацию с качеством дорог нужно менять, чтобы соответствовать. Я знаю примеры, когда люди в нашей области несколько лет ждут ремонта всего 2-3 км дороги, чтобы нормально добираться до своего немаленького населенного пункта. Причем о проблеме власти знают, но сделать ничего не могут, а скорее уже даже просто не хотят из-за безнаказанности и безответственности.

По правилам жанра грустный дорожный рейтинг стали "перекрывать" позитивной информацией. Ударили рейтингом по рейтингу. Нижегородская область – в лидерах по уровню открытости бюджетных данных по версии НИИ министерства финансов РФ. Также добавили, что Нижегородская область получила транш федерального бюджетного кредита в 1,5 млрд рублей. Средства конечно же направят на опережающее финансирование затрат на капитальный и текущий ремонт дорог. Например, участок дороги Владимир – Муром – Арзамас и путепровод в Арзамасе. Всего в 2023 году в области направят на дороги 8,3 млрд рублей. Из них 5,9 млрд на капремонт дорог регионального значения. Кстати, 305 млн рублей предусмотрено на прокладку дороги между улицами Ивлиева и Сахарова. Продолжается по графику расширение трассы Р-158 Нижний Новгород – Саратов.

Не исключу, что именно такие "стройки века" и портят нам статистику. Всем известно, что в ареоле строительства трассы М12 многие дороги пришли в негодность из-за сверхнагрузок от большегрузной техники. Это признают и власти. По информации ГУАД, дороги, задействованные в доставке инертных материалов для строительства трассы М12, с прошлого года начали поэтапно восстанавливать. Средства на это предусмотрены, в том числе, за счет областного бюджета. Уже дополнительно выделили 300 млн рублей на реконструкцию, капремонт и содержание дорог местного значения. В 2022 году за счет области восстановили более 128 км дорог, попавших в зону строительства М12. В этом году планируют ремонт еще более 100 км таких дорог. Кстати, вместе с дополнительными расходами областного бюджета на ремонт разбитых стройтехникой подрядных организаций дорог должны потратиться и эти самые подрядчики – подрядчики госкомпании "Автодор". Понятно, чтобы построить большую дорогу, приходится привести в негодность малые подъездные дороги, а потом их ремонтировать. Людям это очень неудобно. Отдельный вопрос: учитывалось ли это все проектом и не является ли непредвиденными расходами для областного бюджета? Но это уже вопрос к надзорным органам.

Примеров "дорожного неудобства" в регионе достаточно. Так, два года назад комиссия по безопасности дорожного движения Пильнинского района приостанавливала работу ряда школьных и рейсовых автобусов из-за состояния дорог, использующихся для строительства трассы М-12. Генподрядчик по строительству IV этапа дороги – АО "ДСК "Автобан". Тогда "Автобан" опроверг информацию о том, что дороги пришли в ненадлежащее состояние именно из-за строительства М-12. В компании заявили, что неудовлетворительное состояние было задолго до начала строительства. Такая разная позиция районных властей и крупной дорожной организации является как минимум странной. Тогда после появления информации в СМИ, движение возобновили через неделю. Но аналогичная ситуация сейчас сложилась и на другом участке – объездной дороги города Сергач. Региональные власти в ответе на запрос ИА "Нижний сейчас" признали, что дорога разбита именно большегрузной техникой подрядчиков трассы М12. А потом мы удивляемся низкой позицией региона в дорожном рейтинге.

Уже в 2023 году трассу М12 откроют для движения. Будет праздник и торжественная церемония. И я очень надеюсь, что все дороги в нашей области, разбитые из-за строительства этой трассы, тоже будут отремонтированы. Ведь показатель "Доля дорожной сети в крупнейших городских агломерациях, соответствующая нормативам" в расчете оценки эффективности губернаторов никто не отменял. Самое время нижегородским региональным руководителям давать поручение подчиненным, чтобы в следующем дорожном рейтинге наш регион заметно усилил свои позиции.

Муниципальная тема – православные гимназии появятся в каждом районе Нижнего Новгорода, в планах РПЦ строительство храмов "в шаговой доступности"

Эксперт-мониторинг событий недели от нижегородских экспертов с 3 по 7 июля

Владимир Хрыков (фото из личного архива)

Политолог Владимир Хрыков: Прошедшую неделю можно окрестить как "православная инициатива", важным событием стало обозначение планов Нижегородской митрополии по развитию православных гимназий и храмов в шаговой доступности. В этой связи позволю себе проанализировать предложенные инициативы сугубо в нейтральном формате.

Хотел бы вспомнить Конституцию РФ и процитировать статью 14: "Российская Федерация – светское государство. Никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом". На встрече с генсеком Всемирной исламской лиги 27 марта 2019 году председатель Госдумы РФ Вячеслав Володин заявил: "Россия является многоконфессиональной страной, и в этом ее сильная сторона".

На основании вышеуказанных обстоятельств стоит посмотреть на рассматриваемую ситуацию, а именно, о том, как создать межконфессиональный баланс в стране, где ее граждане исторически являются православными, мусульманами, евреями, буддистами и даже коммунистами.

С одной стороны, мы видим, что организация пространства вокруг храмов и религиозных образовательных учреждений достаточно успешная и, например, благоустройство и порядок очень на высоком уровне, что не может не радовать жителей города. Поэтому РПЦ отчасти за мэрию "решает вопросы ФКГС". Но с другой стороны, если мы говорим о программе "на 10 тысяч человек один храм", то с точки зрения Конституции и житейской логики, стоит ставить вопрос о программе на какое-то количество жителей одной мечети, синагоги, ну или, например, "коммунистического мавзолея". И это не такие простые вопросы, на которые можно дать быстрый и однозначный ответ.

И такие же вопросы возникают в аспекте православных гимназий, тем более с учетом сложностей с уровнем образования в общегосударственных школах и их дефицита в Нижнем Новгороде. Напомню, что граждане имеют гарантии по федеральному закону "Об образовании".

В итоге я полагаю, что все это очень сложные вопросы, которые нельзя поспешно или субъективно решать. Результат может проявиться в отдаленной перспективе и иметь непредсказуемые последствия. На мой взгляд, муниципальной власти стоит подходить к этому вопросу больше с точки зрения, если хотите, "маркетинга", руководствуясь целевой аудиторией и ее запросами. В том числе, нужно изучить опыт Арзамаса, который, по сути, уже несколько лет назад выполнил представленную программу и там, если подойти объективно и честно, можно многое выяснить и понять, как плюсов так и минусов.