"Экономика после пандемии, нижегородские онлайн-голоса за Конституцию и месяц работы Юрия Шалабаева", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Эксперт-мониторинг событий 1-6 июня 2020 года от АНО "Минин-центр". Эксперты "Минин-центра" анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области с долговременными тенденциями.

Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию, – объявление голосования за поправки в Конституцию и презентация плана восстановления экономики

"Экономика после пандемии, нижегородские онлайн-голоса за Конституцию и месяц работы Юрия Шалабаева", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Игорь Соловьев (фото: Минин-центр)

Эксперт "Минин-центра" Игорь Соловьев: объявление президентом Путиным даты голосования за поправки в Конституцию 1 июня 2020 года и презентация плана восстановления экономики – события содержательно взаимосвязанные.

С информационно-политической точки зрения выстраивается логичная цепочка мероприятий, которые должны привести к необходимому результату: парад Победы 24 июня с последующим "Бессмертным полком" и начало запуска плана по восстановлению экономики должны логично завершиться 1 июля всероссийским голосованием по Конституции.

С голосованием по Конституции надо было что-то решать – механизм, запущенный в январе текущего года, требовал легитимного завершения, несмотря ни на что. Ситуация развивается стремительно, рождая новые вызовы, как в социальной, так и в политической жизни России.

При этом принятие поправок к Конституции не будет являться фактором, стабилизирующим этот процесс. Стоит вспомнить, что в политическом блоке поправок Конституции заложено достаточно много вариативных политических механизмов. Это и новый функционал Федерального собрания, особенно Государственной Думы, и новый формат Государственного Совета, функциональные рамки которого сегодня обозначены только общими штрихами.

Все это логично потребует дальнейших законодательных и политических изменений, которые будут накладываться на избирательный процесс в регионах по выборам в единый день голосования 13 сентября.

Сегодня голосование за поправки Конституции это, во-первых, голосование по доверию к политике Владимира Путина, так как они предусматривают обнуление сроков президентства, и, соответственно, возможность выдвигаться ему на последующих выборах.

Во-вторых, это активизация политических процессов, так как это дает старт политической агитации на выборах губернаторов и переизбранию органов государственной власти и МСУ в большинстве регионов России. Это в свою очередь активизирует вопросы пересмотра функционала и полномочий существующих органов власти, не исключая возможность досрочных выборов в Государственную Думу РФ.

Что касается плана восстановления экономики, то в его презентованном виде можно выделить две части: стратегическую, которая учитывает появившиеся тенденции развития, и основную – текущую, которая является скорректированным двухгодичным планом работы правительства, с дополнительным финансированием для решения кризисных явлений.

Показательно, что окончательное принятие правительственного плана президентом Путиным было отложено на две недели. С одной стороны это возможность вписаться в процесс обсуждения поправок к Конституции – тема будет в повестке – и снять многие острые вопросы по самой Конституции. С другой стороны – возможность учесть лоббистские стремления различных групп влияния и регионов.

Для Нижегородской области это особенно актуально в связи с острой необходимостью получения федеральной поддержки. В правительственном проекте плана сегодня Нижегородская область, помимо мер отраслевой и социальной поддержки, представлена в нескольких инфраструктурных проектах, лишь косвенно затрагивающих экономику нашего региона. Это, к примеру, строительство автотрассы "Москва-Казань". При этом, как показывает практика последних недель, борьба ориентированных на успех регионов за федеральные ресурсы становится очень конкурентной.

Региональная тема – введение в Нижегородской области дистанционного электронного голосования

"Экономика после пандемии, нижегородские онлайн-голоса за Конституцию и месяц работы Юрия Шалабаева", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Вадим Андрюхин (фото: НИА Нижний Новгород)

Эксперт "Минин-центра" Вадим Андрюхин: решение о проведении в Нижегородской области дистанционного голосования по поправкам в Конституцию было принято на заседании ЦИК 4 июня 2020 года.

Два региона - Нижегородская область и Москва - стали экспериментальными площадками по проведению электронного голосования по поправкам в Конституцию . С учетом последних федеральных законодательных нововведений есть все основания предполагать, что такая практика будет применяться и на последующих выборах. Мера интересная и, в тоже время, вызывающая много вопросов и опасений с разных сторон.

Аргументы противников сводятся к вопросу контроля процесса и итогов такого голосования, которые выходят за рамки классической работы наблюдателей.

В тоже время аргументы за электронное голосование достаточно разнообразны. Это и активное развитие современных технологий, которые становятся сегодня массовыми и удобными для граждан, и возможность в перспективе экономить средства на выборы.

Кроме этого, электронный формат предоставляет и дополнительные возможности контроля, которые еще не осознаны и не применялись на практике, а это поле деятельности не только для избирательных комиссий, но и для всех заинтересованных участников выборов.

Серьезное основание для введения электронного голосования – это не простая коронавирусная ситуация. Подобный аргумент на заседании ЦИК использовал нижегородский губернатор Глеб Никитин, основываясь на сохраняющемся росте эпидемии, который в ближайшее время вряд ли будет резко остановлен.

Действительно, в условиях сохранения в Нижегородской области динамики распространения COVID-19, проведение очного голосования не только через три недели, но и вероятно в сентябре в органы МСУ возможно станет проблематичным со всех точек зрения, так как уже с федерального уровня говорится о второй осенней волне эпидемии.

Эксперимент по электронному голосованию в Нижегородской области – это возможность для всех опробовать инновационные технологии с нераскрытым еще потенциалом. Москва в этом отношении продвинулась достаточно далеко, но сегодня такой вариант есть и у Нижегородской области. Факт того, что регион примет участие в этом эксперименте аргументируется не только сложной эпидемиологической ситуацией, но и особым положением региона на "политической карте" страны. Ответственность определенных политических центров, которые имеют интересы в Нижегородском регионе, за результат гарантирует успешность этого эксперимента, даже если его итоги будут в отрыве от реальности.

Муниципальная тема – месяц с момента назначения Юрия Шалабаева и.о. главы Нижнего Новгорода

"Экономика после пандемии, нижегородские онлайн-голоса за Конституцию и месяц работы Юрия Шалабаева", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Алексей Орехов (фото НИА "Нижний Новгород")

Эксперт "Минин-центра" Алексей Орехов: первый месяц в должности чиновника такого публичного уровня очень важный с точки зрения старта, если он рассчитывает на долгосрочную работу. Именно начальный этап показывает его понимание ситуации, возможностей и перспектив, а также дальнейшего вектора управления Нижним Новгородом. Поэтому специфика восприятия и важность сегодняшней работы Шалабаева может считаться по схеме "день за пять".

Сложность управления городом в ответственный переходный момент повышенная. И значение своевременных решений (или их отсутствие) может либо сохранить и ускорить темпы городского развития, либо надолго его затормозить.

Это усиливается сложной социально-экономической обстановкой и наличием старых проблем, которые вызывали повышенный социальный резонанс. Однако, на сегодняшний момент, сказать что-то определенное по формату управления Юрия Шалабаева сложно, в силу почти полного отсутствия соответствующей фактологии.

Прежде всего, отсутствует какая-либо программа его работы. Как Панов не попрощался с горожанами, так и Шалабаев с ними не поздоровался. Да, возможно за месяц начать говорить стратегическими тезисами сложно, но первые сигналы, чтобы открыть тему, дать было необходимо.

Отмечу, что сразу после назначения губернатор Глеб Никитин дал Шалабаеву поручение готовиться на конкурс. И хотя сроки предоставления программы связывались с официальным конкурсом на должность главы города, с учетом специфики восприятия и повышенного внимания к персоне градоначальника за месяц можно было обозначить принципиальные направления деятельности. То есть начать открытый диалог с разными группами - от горожан до депутатов и собственных сотрудников. Кстати, Шалабаев отмалчивался и на майском заседании городской Думы. Предположить, что в случае своего избрания Шалабаев продолжит открытые встречи с населением, как это делал Панов, невозможно. Понятно, что Дума уже следующего созыва будет выбирать и утверждать главу города, и видимо поэтому сейчас "бисер решено приберечь".

Шалабаеву важно показать и преемственность развития, используя в частности основные принципы достаточно удачной "Стратегии Нижнего Новгорода до 2030 года". Необходимость публичного формата управления Нижним Новгородом актуальна сегодня и с точки зрения активизации политического процесса – голосование по Конституции и начавшиеся выборы в городскую Думу – это блестящие возможности для презентации собственного плана деятельности.

С другой стороны сегодня очевидны и проблемы, которые затрудняют активную и публичную деятельность Юрия Шалабаева. Прежде всего, проблема кадровая – ушло высокопоставленных специалистов больше, чем пришло. После достаточно эффектного назначения Дмитрия Сивохина заместителем мэра по ЖКХ процесс остановился, что может быть ступором нового городского витка развития. По всей вероятности структура администрации будет опять меняться. И это продиктовано не улучшением муниципального управления, а удобством конкретных руководителей.

При этом уже месяц отсутствует внятная информационная политика и социальная коммуникация. Смена власти - момент весьма важный. Показателем является и последнее социологическое исследование, согласно которому 45% жителей Нижнего Новгорода не знают руководителя города.

Градоначальника сегодня выбирают не граждане, а депутаты, и юридически это произойдет только после выборов в новую нижегородскую Думу. Тем не менее, общественное понимание и адекватное восприятие городской власти – это важный фактор стабильности всей системы управления. В этом отношении показателен опыт Владимира Панова, который при вступлении в должность четко обозначил программу работы и проекты, которые стремился системно реализовывать за относительно непродолжительное время, при этом хорошо моделируя информационно-политическую интерпретацию своей деятельности. Как у него это получилось - это отдельная тема. В тоже время, в отношении Панова был и информационно-политический прессинг, который как раз и основывался на отсутствии четкости по ряду направлений и тем городской жизни, что в конечном итоге сыграло существенную роль в сокращении срока его пребывания в кресле главы города.

С учетом всего этого можно прогнозировать, что перспективы Юрия Шалабаева на юридическое занятие поста главы Нижнего Новгорода прямо пропорциональны процессу его управленческого форматирования.

Фото: ИА "Нижний сейчас"