"Антикризисная помощь регионам, перемены в нижегородском правительстве и "троянский" список Носкова", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Эксперт-мониторинг событий 25-31 мая 2020 года от АНО "Минин-центр".  Эксперты "Минин-центр" анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области с долговременными тенденциями.

Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию – выделение федеральным правительством 100 млрд рублей на поддержку регионов

"Антикризисная помощь регионам, перемены в нижегородском правительстве и "троянский" список Носкова", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Алексей Орехов (фото НИА "Нижний Новгород")

Эксперт "Минин-центра" Алексей Орехов: причина выделения значительных федеральных средств – компенсация снижения поступления налоговых и неналоговых доходов региональных бюджетов "в связи с пандемией".

При этом средства выделяются 56 регионам из 85. Если исключение двух столиц (Москвы и Питера), а также двух нефтегазовых областей (Тюменской и Сахалинской) можно объяснить наличием мощной налоговой базы, то отсутствие в списке Чечни, Ингушетии и Дагестана, а также неравномерное распределение средств среди остальных вызывает размышления о субъективности и прямом следствии сегодняшних динамичных региональных изменений и пересмотра прежних стандартов межбюджетных отношений.

Анализ экономической ситуации в России за последние два месяца показывает, что по доходам произошла "просадка" бюджетов всех регионов без исключения.

Так, за апрель Москва просела в доходах на 30%. В 24 регионах доходы посыпались на треть, а где-то – в два раза. За май картина будет не менее драматичной.

В этих условиях прямые федеральные дотации регионам становятся серьезным антикризисным инструментом. Однако их распределение не является автоматически усредненным.

Так, согласно распоряжению правительства, наибольший транш из 100 млрд рублей получает Татарстан (более 13 млрд или почти 1/7). Просадка там действительно серьезная, так как основной источник доходов бюджета – "Татнефть" – значительно сократила налоговые выплаты, в результате по апрелю доходы бюджета там уменьшились примерно на треть. Но таких регионов в России сейчас – 24.

По выделяемым федеральным средствам Нижегородская область оказалась на 33 месте, получая в 2 раза меньше Татарстана.

При этом бюджетная ситуация в Нижегородской области не менее напряженная, чем в других регионах.

Показателем этого является секвестирование областного бюджета на последнем заседании Заксобрания 28 мая. Доходы регионального бюджета уменьшаются более чем на 1 млрд рублей, расходы – увеличиваются более чем на 6,3 млрд рублей, что связано с необходимостью финансирования мер поддержки, вызванных коронавирусом. Дефицит областного бюджета возрастает на 7,5 млрд рублей – и похоже это не последний секвестр в текущем году.

Очевидно, что при общем бюджетном кризисе, а также при наделении региональных властей дополнительными полномочиями, возрастают как их возможности по собственному продвижению, так и конкуренция. Также очевиден субъективный фактор при распределение федеральных средств.

Несмотря на стремление руководства Нижегородской области к лидирующим позициям, (вспомним, в частности перевод в Москву замгубернатора Игоря Носова для прямого и эффективного взаимодействия с федеральными органами власти) положительный результат пока не реален.

При этом попытки представлять экономическую и эпидемиологическую ситуацию в Нижегородской области для Москвы исключительно в благостном виде может играть и противоположную роль. Зачем помогать успешным, если есть реально пострадавшие?

Очевидно, что федеральная помощь российским регионам будет продолжена, тем более, что сохраняется такой серьезный инструмент экономического развития как национальные проекты. В этих условиях нашей региональной власти очень актуальны новые и креативные методы продвижения на федеральном уровне в реально конкурентной региональной среде.

Региональная тема – очередное изменение в правительстве Нижегородской области

"Антикризисная помощь регионам, перемены в нижегородском правительстве и "троянский" список Носкова", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Сергей Раков (фото: НИА "Нижний Новгород")

Эксперт "Минин-центра" Сергей Раков: на уходящей неделе состоялось третье за последние два месяца изменение в правительстве Нижегородской области.

Глеб Никитин упразднил еще одну должность заместителя губернатора, которую занимал Андрей Харин, а курируемые им направления были распределены между другими заместителями: отрасль ЖКХ и энергетики будет курировать Сергей Морозов, экологию и лесное хозяйство – Андрей Бетин. У последнего фронт работы стал весьма разнообразным – от кадрового департамента и спорта до экологии. Такая разноплановость Бетина может означать либо его универсальность, либо временное закрытие им "оголенных" участков работы, что скорее всего идёт не на пользу делу. Всё-таки управлять "спортом" и одновременно, к примеру, сложной и законоёмкой "экологией", надо умудриться.

Андрей Харин, проработав всего 1,5 года, уходит из Нижегородской области на должность гендиректора АО "Корпорация развития Северного Кавказа" (КРСК). Примечательно, что Совет директоров КРСК в эти же дни возглавил первый замминистра экономического развития РФ, экс-полпред в ПФО Михаил Бабич. Пытливые умы прозорливых экспертов могут начать фантазировать о продолжении перегруппировки сил вокруг и над нижегородским губернатором Никитиным.

Можно отметить несколько тенденций в кадровой политике областного руководства, которые обозначаются с начала текущего года. Во-первых, продолжающийся приток не местных кадров, при соответствующем уходе нижегородцев. Самый показательный пример – это де-факто происходящий уход Евгения Люлина.

Во-вторых, нижегородское правительство становится стартапом для молодых кадров, которые используют достаточно высокие административные позиции для дальнейшего кадрового перемещения в разных направлениях. В-третьих, сегодня отсутствует мотивация "врастания" в местную специфику ("традицию"). Это особенно очевидно на фоне кадровой политики экс-губернатора Валерия Шанцева, который сам стремился стать нижегородцем и своих подчиненных мотивировал на это. И последнее, частые кадровые изменения областного правительства, при том, что они активно компенсируются (вспомним последние назначение Егора Полякова, Давида Мелик-Гусейнова, Андрея Саносяна), требуют постоянного переформатирования функционала и не быстрого срока погружения в тему, что не может способствовать стабильности в работе правительства и в конечном итоге сказывается на эффективности деятельности всего правительства.

Не хотелось бы, чтобы из-за частых кадровых перемен к региональной власти приклеился термин "временщики". Тем не менее, как истинный нижегородец я желаю нашей, уж какой есть, региональной власти успехов в решении всех задач на благо Нижнего Новгорода и региона в целом.

Муниципальная тема – праймериз "Единой России" на муниципальных выборах

"Антикризисная помощь регионам, перемены в нижегородском правительстве и "троянский" список Носкова", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Игорь Соловьев (фото: Минин-центр)

Эксперт "Минин-центра" Игорь Соловьев: на уходящей неделе проходил праймериз ЕР в органы МСУ Нижегородской области. Наиболее заметным было предварительное голосование по выборам в городскую Думу Нижнего Новгорода.

Не менее интересная ситуация складывается на праймериз партии власти во втором городе области - Дзержинске.

На 36 депутатских округа заявилось 77 человек. Процесс отбора кандидатов проходил под руководством назначенного в феврале секретаря местного отделения партии и одновременно главы города Ивана Носкова, который до этого стремился позиционировать себя исключительно в роли хозяйственника.

Но, как показывает реальная российская практика, от политики не может уйти не один, даже муниципальный управленец. И сегодня в политически планируемом процессе и перечне официальных дзержинских кандидатов, который получил неофициальное наименование "список Носкова", просматриваются тенденции будущей избирательной кампании и контуры новой городской Думы.

В условном "списке Носкова" можно увидеть несколько политических векторов и три группы потенциальных кандидатов.

Самая интересная – политическая, свидетельствующая о попытках действующей администрации договориться с активными политическими силами. Прежде всего, с местными экономическими группировками, которые до последнего времени контролировали основные рычаги городского управления для решения собственных меркантильных задач, и коррупционная скандальность которых в конечном итоге привела к смене городской власти в конце 2018 года.

Тем не менее, сегодня их представители достаточно массово присутствуют в "списке Носкова", при этом, очевидно не любя его за прежнее, не менее массовое, их отстранение от рычагов власти. Подобная практика закономерно вызывает у дзержинцев вопросы о принципиальности и логичности проводимой политики назначенным градоначальником.

При этом указанная группа депутатских претендентов привыкла добиваться результата за счет жесткого административного ресурса по устранению конкурентов. Если подобная практика в силу своей прямолинейной результативности будет навязана и новому политическому руководству города, то дзержинской избирательной кампании не избежать скандалов, ещё более дезавуирующих многие позитивные моменты.

Ещё более интригующая договоренность в рамках праймериз ЕР состоялась с местными коммунистами, что лишний раз подтвердило уже устойчивое взаимодействие между администрацией, под формальным руководством "Единой России" и КПРФ.

За последние несколько месяцев представители фракции КПРФ были назначены на руководящие должности в муниципальные учреждения и городскую администрацию, при этом один из них стал директором департамента ЖКХ администрации.

Более того, в самом прайм-списке "Единой России" оказалось несколько человек, ранее представляющих КПРФ и работающих в структурах, принадлежащих Александру Терентьеву - секретарю дзержинского отделения коммунистов.

При этом по округам, где депутатами являются члены фракции КПРФ, "Единая Россия" выставила явно технических кандидатов, что делает переизбрание действующих коммунистов более, чем реальным.

Будет интересно увидеть итоговый список праймериз "Единой России", но уже на этом начальном этапе выборной кампании дзержинское отделение КПРФ оказывается самым удачным выгодоприобретателем, так как, получая возможности сохранения существующих политических позиций, имеет широкие возможности для избирательного манёвра.

Надо отдать должное дзержинским коммунистам во главе с Александром Терентьевым, которые эффективно отрабатывают ситуацию с противоречивым политическим управлением в Дзержинске, и, похоже, грамотно применяют тактику своего духовного предка В.И. Ленина, не стеснявшего в 1917 году использовать "немецкие ресурсы" в борьбе с "кровавым царским режимом".

Вторая проявляющаяся часть "списка Носкова" явно чисто коммерческая – места отдаются политически неизвестным предпринимателям, которые не прочь инвестировать в общую кампанию "списка Носкова", но при этом имеют свои частные интересы по отношению к конкретным городским объектам и муниципальному имуществу.

Третья часть – общественная, включающая спортсменов, представителей бюджетных организаций, инвалидов и гражданских активистов. С одной стороны, при наличии массированной административной поддержки и других ресурсов, "общественники" имеют шансы войти в городскую Думу, что прежде было для них вариантом весьма проблематичным. С другой стороны, жесткое продавливание в депутаты этих интересных для избирателей представителей может существенно подорвать их авторитет, который они зарабатывали годами своей активной социальной деятельности. Так как в случае победы их будут склонять к мнению большинства.

В целом "список Носкова", формируемый под эгидой "Единой России", получается достаточно разноплановым, с множеством закладываемых противоречий, которые в дальнейшем имеют серьезные риски снижения поддержки самого главы города.

Фото: ИА "Нижний сейчас"