25 апреля на депутаты Законодательного собрания Нижегородской области приняли решение направить обращение к председателю Государственной Думы Вячеславу Володину и председателю Совета Федерации Валентине Матвиенко о необходимости скорейшей разработки гигиенических нормативов по нормированию уровня воздействия запахов.
В документе отмечено, что многие регионы, включая Нижегородскую область, при наличии большого скопления промышленных предприятий, расположенных, в том числе и в зоне жилой застройки, столкнулись с нерешенной проблемой. В органы власти, в природоохранные структуры поступают многочисленные жалобы на неприятный запах.
При этом регулярные проверки не позволяют привлечь к ответственности предприятия, являющиеся источниками неприятных запахов. Это связано с тем, что превышение нормативов предельно допустимых концентраций по измеряемым показателям (согласно утвержденным нормативным методическим документам) не установлено.
В обращении говорится, что не существует четкой количественной закономерности между выбросами дурнопахнущих веществ и интенсивностью создаваемого ими запаха как в самом выбросе, так и в атмосферном воздухе. Особенно это относится к выбросам сложного состава, содержащим смеси веществ, обладающих различными запахами в варьирующих концентрациях. В случае сложной смеси пахучих веществ, из которой невозможно выделить конкретные соединения, целесообразно осуществлять инвентаризацию, нормирование и контроль выбросов не отдельных дурнопахнущих веществ, а запаха в целом.
Сегодня в мире не существует единых стандартов в вопросе нормирования запахов. Разные страны используют различные подходы к установлению нормативов. Однако общим для многих европейских стран является метод измерения запахов, утвержденный в 2003 году европейским стандартом ЕN 13725 "Качество воздуха – определение концентрации запаха методом динамической ольфактометрии".
Что касается России, то в настоящее время накоплен значительный опыт по исследованию запахов, однако развитие работ по управлению запахами сдерживается отсутствием официальных документов по их нормированию в атмосферном воздухе на всех уровнях законодательной и исполнительной власти.
В документе также указано, что в России правовые акты, устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования, нормируют не собственно запах, а максимальную предельно допустимую концентрацию (ПДК) конкретного вредного вещества или его маркера. Однако для применения мер административного воздействия необходимо на федеральном уровне в дополнение к существующему нормированию выбросов вредных (загрязняющих) веществ разработать и законодательно закрепить нормирование предельно допустимого уровня воздействия запахов.
В обращении предлагается воспользоваться уже имеющимся опытом по нормированию запаха и рассмотреть возможность передачи полномочий в этой сфере на региональный уровень.
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на новости нашего информационного агентства в социальных сетях: Facebook, Telegram, Вконтакте, Одноклассники. Будем рады вашим комментариям, нам важно знать ваше мнение о событиях города и региона.