Эксперт-мониторинг событий 2-6 марта 2020 года от АНО "Минин-центр". Эксперты анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области с долговременными тенденциями.
Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию – финансовые нарушения при проектировании нижегородского низконапорного гидроузла
Как отмечает эксперт "Минин-центра" Вадим Андрюхин, история с проектом низконапорной плотины в Балахне получила дальнейшее резонансное продолжение.
"Приволжская транспортная прокуратура совместно с федеральным Росфинмониторингом выявила при его проектировании злоупотребления на 300 млн рублей, которые были выведены из официального процесса через "фирмы-однодневки". По данным обстоятельствам заведены уголовные дела. Изначально тема строительства плотины в Балахне вызывала активный общественный протест в связи с противоречивостью федеральных и региональных целей развития. С одной стороны, есть необходимость восстановления полноценного судоходства на Волге и развития межрегиональных и международных логистических маршрутов, имеющих стратегическое значение для экономики страны. С другой стороны, очевидные экологические проблемы для значительной территории Нижегородской области. При этом предложения о необходимости поиска альтернативных плотине вариантов развития судоходства на Волге не получали реальной реализации", - говорит эксперт.
"Также стоит вспомнить, что тема балахнинской плотины активно использовалась в политической повестке не только района, но и всей области. Сегодня федеральные структуры (а именно они определяют механизм проектирования) дали лишний повод усомниться в качестве реализации варианта строительства плотины. В связи с обнаруженными финансовыми злоупотреблениями вопрос проектирования и соответственно строительства балахнинской плотины откладывается в любом случае. При этом возрастает необходимость более активного поиска других вариантов решения проблемы судоходства на Волге, менее болезненные для жителей и более прозрачных для экономики. Последнее событие также подтверждает необходимость более пристального контроля над процессом модернизации судоходства на Волге. И к этому процессу должны иметь отношение не только общественные и политические организации, но и региональные структуры. Для областного руководства – это блестящий шанс в активизации разработок по развитию транспортной логистики региона с целью ее выхода на иной качественный уровень", - подчеркнул он.
Региональная тема – новые кадровые назначения губернатора Глеба Никитина
"Произошедшие кадровые назначения в областном правительстве весьма значимы как структурно, так и персонально. Они долго готовились и еще до конца не завершены.В конце января в Устав области были внесены поправки, разделяющие должностные обязанности между заместителями губернатора и заместителями председателя правительства при общем руководстве губернатора. Такая бюрократическая сложность дает возможности для более мобильного и целенаправленного конструирования модели управления Нижегородской областью", - комментирует эксперт "Минин-центра" Игорь Соловьев.
"Проектный принцип, отрабатываемый при реализации областной стратегии-2035 и реализации нацпроектов, нашел свое дальнейшее развитие в назначении Олега Берковича заместителем председателя правительства, ответственным за подготовку к празднованию 800-летия Нижнего Новгорода. Концентрация функционала по этому направлению в одном центре более чем актуальна на фоне существующей разбалансированности планов по созданию юбилейных объектов и проведению качественных мероприятий", - отмечает эксперт.
"Также более чем актуальным явился вопрос о введении должности заместителя губернатора Нижегородской области по внутренней политике, которую занял Андрей Гнеушев. Как неоднократно говорили эксперты, с учетом происходящих активных политических процессов в стране, а также необходимостью более оперативного решения региональных политических проблем, введение такого направления уже перезрело. В этом отношении удалось впрыгнуть в последний вагон долговременного политического процесса, который для губернатора Глеба Никитина будет иметь принципиальное значение. Эффективным вариантом будет связка Андрея Гнеушева, умеющего выполнять социально-презентационные функции, с практиком-политтехнологом в качестве министра внутренней политики. Региональные политические показатели сегодня – важная часть KPI любого губернатора, которые в скором времени могут более важными, чем показатели по выполнению нацпроектов", - считает Соловьев.
"При произошедших кадровых назначениях примечательно изменение позиций вице-губернатора Евгения Люлина. Формально он сохранил пост первого заместителя губернатора, но при этом лишился оперативного руководства прежними блоками правительства, которые передаются в управление новым руководителям. Официальный функционал в виде операционной координации всех направлений деятельности правительства больше похож на фактическую отставку через формальное повышение. Но с другой стороны, это дополнительно подтверждает ранее озвученный прогноз о возможном переходе Евгения Люлина в новое административное качество через попадание в депутаты Заксобрания на довыборах в Дзержинске осенью этого года. Непосредственно участвуя в выборах, Евгений Люлин будет закономерно нести ответственность за их результат не только в Дзержинске, но и за все политические процессы в области. В этом случае его опыт и авторитет, не меньший чем у губернатора – дополнительный гарант за качество всех областных политических результатов текущего года", - продолжил эксперт.
"Последние кадровые изменения Глеба Никитина в стиле последних активных политических процессов федерального масштаба – они нестандартны, с новыми лицами и с массой интригующих контекстов. Но также как и на федеральном уровне не прослеживается до конца их результативность. И в этом их главная интрига", - подытожил он.
Муниципальная тема – административные изменения в нижегородских муниципалитетах
Как напоминает эксперт "Минин-центра" Алексей Орехов, изменения касаются расширения территории закрытого территориального образования (ЗАТО) г. Саров и преобразования 11 нижегородских районов в муниципальные округа.
"Несмотря на внешне технический характер эти административные изменения взаимосвязаны с целым рядом политических и социально-экономических процессов, которые необходимо заранее присчитывать. Руководство Сарова проявило настойчивость и добилось своего через специальное поручение президента. Напомним, что с предложением по расширению территории глава администрации Сарова Алексей Голубев непосредственно обратился к главе государства во время заседания Совета по развитию местного самоуправления в январе. Свою просьбу Голубев мотивировал недостатком территории для строительства новых объектов. Саров всегда был самостоятельным образованием Нижегородской области во всех смыслах и традиционно решал задачи развития непосредственно на федеральном уровне. При этом важно учитывать взаимосвязь Сарова с развитием недавно оформившегося паломническо-туристического кластера "Арзамас - Дивеево – Саров". Решая муниципальную задачу, не следует забывать и о задаче межмуниципальной. Главные религиозные объекты находятся не в Дивееве и Арзамасе, а в закрытом для широкой публики Сарове. Это в какой-то степени проблема расширения паломническо-туристической активности. При том, что кластер "Арзамас - Дивеево – Саров" в нынешней международной ситуации может претендовать на статус мирового уровня, сопоставимого, например, с греческим Афоном, в котором, несмотря на официальную религиозную закрытость, варианты доступности для широких слоев туристов, хорошо отработаны", - говорит эксперт.
"Также на уходящей неделе активно пошел процесс преобразования нижегородских районов в муниципальные округа. Процедурные вопросы в самое ближайшее время потребуют и значительного переформатирования муниципальной власти в этих районах. Вместо многочисленных сельсоветов и дум в новых округах будет единый представительный орган власти, согласие с чем должно будет выразить население всех поселений через решения своих представительных органов. Значимость этого муниципального переформатирования определяется его совмещением сначала с всероссийским голосованием по изменению Конституции, а затем с муниципальными выборами сентября текущего года. Контроль над этим процессом, начало которого можно было спланировать и раньше, – важная задача нового блока по внутренней политике областного правительства", - подчеркнул Орехов.
Основное фото: ИА "Нижний сейчас"