Жители населенных пунктов Кантауровского сельсовета Борского округа Нижегородской области направили губернатору Глебу Никитину, начальнику Горьковской железной дороги (филиал АО "РЖД") Сергею Дорофеевскому, предпринимательскому сообществу и СМИ открытое письмо из-за закрытия единственной дороги, которая проходит под железнодорожным мостом через Волгу. Текст письма они распространили в СМИ 20 ноября 2023 года.
Речь идет об урочищах Володиха, 6-я мельница и 1-я мельница. Сколько человек в них проживает, не уточняется. Также отрезанной осталась лодочная станция "Луговая", насчитывающая около 200 собственников - в основном пенсионеров машзавода, и песчаный карьер.
Как следует из обращения, до 2011 года все они могли беспрепятственно проезжать под железнодорожным и совмещенным мостами без пропусков. В 2011 году ГЖД закрыла проезд, его стало охранять ФГУ "Ведомственная охрана железнодорожного транспорта Российской Федерации". Под переправой ввели пропускную систему и стали взимать плату. В 2021 году прокуратура признала взимание платы незаконным. Около года владельцы домов, лодок, а также предприятия снова пользовались правом бесплатного проезда, но, со слов инициативной группы, ГЖД неоднократно заявляла о намерениях вновь перекрыть проезд.
27 декабря 2022 года охранное предприятие ГЖД представило уведомление, подписанное заместителем начальника дороги по безопасности и режиму, о закрытии проезда под режимными объектами со стороны Бора – железнодорожным мостом и совмещенным автомобильно-железнодорожным мостом-путепроводом. В уведомлении ссылались на решение регионального оперативного штаба, созданного в связи с режимом базовой готовности.
Но, как пишут жители в обращении, по их информации, на "упомянутом совещании оперативного штаба в октябре 2022 года вопрос о закрытии проезда не обсуждался и решение, на которое ссылается ГЖД, не принималось".
Авторы письма указывают, что управление ГЖД якобы не имеет разрешительных документов на установку забора, перекрывающего проезд. Они ссылаются на официальный отказ Федерального агентства железнодорожного транспорта (ФАЖТ) руководству ГЖД в согласовании заборов, перекрывающих полностью проезд и территорию под мостом. ФАЖТ, как отмечают авторы письма, разрешило ГЖД установить только ограждение непосредственно опор моста.
10 октября 2023 года жители направили обращение в администрацию Нижнего Новгорода об установлении публичного сервитута. 12 октября мэр Юрий Шалабаев подписал постановление №7304 от 12.10.2023 "Об установлении публичного сервитута" в интересующих жителей территориальных границах.
Но, несмотря на это, проезд все равно остается закрыт.
Кроме жителей и лодочников, на территории находится крупный поставщик строительного песка в регионе – ООО "НГК-Неруд". В обращении указывается, что из-за закрытия доступа к карьеру сотни людей лишились работы. Кроме того, нет возможности вывезти дорогостоящую технику и оборудование. К моменту обращения оно подверглось частичному разграблению, но правоохранительные органы тоже не могут проехать к месту преступления.
Авторы обращения связывают с закрытием этого карьера рост стоимости строительного песка в регионе на 20-30% и усматривают признаки недобросовестной конкуренции со стороны железнодорожников в интересах других поставщиков.
Резюмируя свои доводы, жители и владельцы лодочной станции (последняя имеет договор аренды земли на 49 лет) обещают в случае, если их проблема не будет решена, обратиться в Генеральную прокуратуру РФ, в Следственный комитет РФ, а также к президенту России Владимиру Путину