Трогательные отношения между администрацией Нижнего Новгорода и городской Думой похожи на сценарий самого мимимишного сериала. Вполне уместно и более традиционное сравнение с кукушкой и петухом. Кажется, единственный настоящий раздражитель для всей этой милой чиновно-депутатской компании - Евгений Лазарев.
Наш местный "Дон Кихот" вновь и вновь указывает на многочисленные косяки в городском управлении, причем всё чаще с ним соглашается и прокуратура. Вот свежие примеры.
Прокуратура Нижнего Новгорода нашла коррупциогенные факторы в полномочиях администрации города в области реализации прав на аренду земельных участков. Надзорное ведомство потребовало от сити-менеджера внести изменения в нормативную базу о деятельности подразделений мэрии в этой сфере. Это раз.
Кроме того, нарушения выявлены в соблюдении сроков разработки планов реализации муниципальных программ, из которых состоит львиная доля городского бюджета. В связи с этим Сергею Белову направлено представление. Это два.
Оба документа (есть в распоряжении редакции) получены в ответ на обращение депутата гордумы Евгения Лазарева.
По федеральному законодательству (Гражданский Кодекс и Земельный Кодекс РФ) реализация государственной и муниципальной собственности осуществляется через торги в форме аукциона. В положении о городском КУГИ, утвержденном администрацией еще в 1999 году, указано, что организация тендеров входит в его полномочия. При этом из ответа прокуратуре от серого дома следует, что данным вопросом комитет не занимается. Зато с 2011 года полномочия по организации торгов положением о департаменте строительства отнесены к функциям именно этого подразделения. Но и КУГИ до сих пор обладает теми же полномочиями, как минимум, на бумаге.
Из ответа прокуратуры Нижнего Новгорода следует, что в положении о департаменте строительства найден коррупциогенный фактор, о котором указано в Методике проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства РФ от 26.02.2010 № 96
Надзорное ведомство уточняет, что именно является признаком потенциальной коррупции:
«Отсутствие или неопределенность сроков, условий или оснований принятия решения, наличие дублирующих полномочий государственного органа, органа местного самоуправления».
Простой человек или предприниматель, обращающийся в муниципалитет по земельному вопросу, просто-напросто вводится в заблуждение, поскольку два подразделения вправе решить его проблемы, а он вправе требовать это от них, комментирует казус депутат Евгений Лазарев. В нынешней ситуации один гражданин может добиться решения в свою пользу от КУГИ, другой – от депстроя. К тому же, структура муниципальной власти во многом повторяет конструкцию госорганов, хоть и не является их частью. В сознании граждан именно КУГИ должен заниматься собственностью, в том числе и землей. На уровне Федерации и региона все так и есть.
Евгений Лазарев, депутат Думы Нижнего Новгорода:
- Даже у человека с юридическим образованием возникают вопросы: а кто же все-таки уполномочен этим заниматься, и почему эти полномочия были добавлены департаменту строительства? Департамент – не КУГИ: там не те профессионалы собраны. Ты строишь дом и покупаешь землю. Это инвестиции, достаточно серьезный вопрос. Тебе крайне важно, чтобы земля была приобретена на абсолютно честных, прозрачных и законных основаниях. Не дай бог любой другой участник аукциона или прокуратура обратятся в суд, где сделку признают недействительной. А у тебя уже дом стоит, ты деньги туда вложил, привлек средства дольщиков. Если аукцион провел департамент строительства, вроде все законно. Но то же самое может сделать и КУГИ и тоже законно. А когда предприниматель видит мутную воду, у него пропадает интерес.
Если в земельном вопросе о коррупции говорится гипотетически, то анархию в расходовании бюджета из-за отсутствия плана реализации муниципальных программ представить несложно. 16 из 22 программ на 2016 год были детализированы с марта по октябрь отчетного периода. Еще 6 финансовых документов, как выяснили в прокуратуре, обрели конкретику расходования и вовсе под самый конец прошлого года - с октября по декабрь. В это время аналогичные документы вообще-то уже должны готовиться на 2017 год.
К слову, власти не слишком торопятся соблюдать сроки и сейчас, хотя некоторый прогресс все же налицо. В 2017 году до положенной даты 1 февраля не были распланированы 14 программ. Из них 11 документов доведены до ума к 1 марта, еще 3 висят и по сей день. Подобное отношение к финансовой дисциплине нарушает Бюджетный Кодекс РФ и документы, принятые самим муниципалитетом, сообщает прокуратура.
У нас вся страна перешла на трехлетние бюджеты и, мало того, все они теперь должны носить программный характер, напоминает Евгений Лазарев. Каждый бюджетный рубль должен достигать своей цели, она обязательно отражается в муниципальной программе, а реализация обязательно мониторится. Требование Бюджетного Кодекса – открытость и прозрачность. Муниципальные программы – это, на минуточку, 90% городского бюджета. Когда же было общественное обсуждение этих документов, то из-за отсутствия предмета дискуссии – плана действий – ни одного вопроса не поступило. Да и сами депутаты принимали программы, не понимая, как и на что пойдут закладываемые средства. Но чего не сделаешь в порыве бескорыстной любви к администрации!
Евгений Лазарев:
- У нас администрация пошла по пути реализации программ без плана реализации. Есть святые цели, есть очень укрупненно - деньги. Депутаты принимают программы, а механизмы составляет администрация задним числом. Планы даже сити-менеджер не подписывал: они для статистики ложились в департамент экономики. То есть нам было предложено утвердить 90% бюджета вслепую. Слава богу, в январе приняли изменение, что глава администрации должен формально подписывать планы реализации, но тут выяснилось, что планов-то и нет.
По мнению Лазарева, при нынешней схеме расходование бюджетных средств в Нижнем Новгороде вообще не контролируется, и если кто-то потратит деньги не туда, привлечь к ответственности за должностное преступление будет некого. Собеседнику «Нижнего сейчас» понятно, что разделение документов и планов выгодно тем, кто не желает рассказывать, как на самом деле уходят деньги.
Евгений Лазарев:
- На самом деле есть люди, которые контролируют и подсказывают, куда надо тратить. Им это действительно интересно. Умышленно это делается или неумышленно? Я далек от мысли, что эти люди глупы. Нормальные, продуманные люди.
А самое главное - у наших городских кукушек и петухов всегда есть свой козел отпущения. Вот уж кому не привыкать к представлениям прокуратуры! Подумаешь! - одним больше, одним меньше.