Здание вокзала станции "Моховые горы" в г. Бор признали ОКН

30 августа 2021 в 14:13

Управление государственной охраны объектов культурного наследия Нижегородской области включило вокзал железнодорожной станции "Моховые горы" в единый государственный реестр объектов культурного наследия. Приказ от 30 июля 2021 года опубликован на портале официальном правовой информации 27 августа.

Выявленный ОКН находится в городе Бор Нижегородской области. Вокзал был построен в 1915-1924 годах. В 2019 году его включили в реестр выявленных ОКН, а сейчас признали объектом культурного наследия регионального значения.

В акте историко-культурной экспертизы говорится, что строительство станции "Моховые горы" связано с прокладыванием линии, соединяющей Нижний Новгород с Северной дорогой с выходом на станцию Котельнич участка Великой Транссибирской магистрали.

Право прокладывать линию Нижний Новгород – Котельнич выиграло общество Московско-Казанской железной дороги.

В 1912 году было решено, что железная дорога пройдет через Семенов и Урень. Начальным пунктом с севера выбрали станцию "Моховые Горы", расположенную на левом берегу Волги - на окраине села Бор.

Здание вокзала станции "Моховые горы" в г. Бор признали ОКН

Фото из акта историко-культурной экспертизы

Здание начали строить в 1915 году по проектам академика архитектуры Алексея Викторовича Щусева. Однако прокладку магистрали приостановили из-за Первой мировой войны. Возобновили ее уже при советской власти – в 1920 году. В документах тех лет содержатся сведения о прошении строительства "приюта пассажирам … и отдыха бригадам поездов" на Моховых горах. Типовой проект пассажирского здания станции был адаптирован к условиям советского времени – оттуда было убрано деление залов ожидания на классы. Тяжелая экономическая ситуация послевоенного времени также внесла свои коррективы в первоначальный план строения и облик здания.

Железную дорогу Нижний Новгород – Котельнич приняли в эксплуатацию в 1927 году. Со второй половины двадцатых годов уже курсировал грузопассажирский поезд сообщением Моховые Горы – Котельнич, отправлявшийся один раз в неделю. В 1934 году открылись мост и перегон Горький – Толоконцево, станция превратилась в конечную на тупиковой ветке. Туда перестали приходить пригородные поезда из Горького. Последние годы она была грузовой станцией для обслуживания борских заводов. В канун 1996–97 годов движение поездов на Моховые Горы прекратилось из-за высокой убыточности маршрута. Оно возобновилось в 2004 году.

Основное фото: из акта историко-культурной экспертизы