Выпускники колледжей и техникумов могут лишиться льгот при поступлении в вузы, сообщил министр образования и науки Дмитрий Ливанов. По мнению министра, многие девятиклассники выбирают средние профессиональные заведения лишь для того, чтобы облегчить поступление в вуз, а не для получения рабочей профессии. В ОНФ считают, что отмена льгот при поступлении в вузы может снизить заинтересованность школьников идти в техникум или колледж, или даже совсем разрушить систему подготовки рабочих кадров. Об этом сообщает пресс-служба общероссийского общественного движения «НАРОДНЫЙ ФРОНТ «ЗА РОССИЮ».
Сейчас обладатели диплома о среднем профессиональном образовании (СПО) могут быть приняты в профильный университет без сдачи ЕГЭ, более того, в ходе обучения им могут зачесть предметы, изученные в колледже и сократить срок обучения. Представитель Центрального штаба Народного фронта, руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» ОНФ Любовь Духанина напоминает, что работодатели нуждаются в хорошо подготовленных рабочих кадрах и специалистах инженерной направленности.
Предложение Дмитрия Ливанова нацелено на то, чтобы закрыть попадание в вуз для выпускников СПО, которые не способны сдать ЕГЭ и, с точки зрения министра, недостаточно подготовлены, считает Духанина. Это позволит ведомству продолжить оптимизацию системы высшего образования, поскольку сократит количество абитуриентов, претендующих на бюджетные места.
«Теперь давайте рассмотрим позиции других заинтересованных сторон: работодателей, которые нуждаются в хорошо подготовленных рабочих кадрах, учреждений СПО, а также учащихся и их родителей, - отмечает Любовь Духанина. - Способно ли предложение министра решить проблему подготовки высококвалифицированных рабочих кадров? Вряд ли, поскольку повышения качества образования и желания работать в инженерной сфере предлагаемая мера явно не обеспечит. Напротив, выпускник СПО, окончивший вуз, если он все-таки решит работать в инженерной сфере, по уровню подготовки будет лучше, чем выпускник среднего профессионального учреждения. Таким образом, проблему, которая стоит перед работодателями предложенная мера не решает».
Более того, как отмечает руководитель рабочей группы «Образование и культура как основы национальной идентичности» по опыту школьного образования, обучение в старших классах превратилось в натаскивание на ЕГЭ. Это вредит качественному образованию, так как некоторые предметы и темы, не входящие в единый государственный экзамен, оказались вычеркнуты из образовательного процесса. Если льготы для выпускников СПО будут отменены, им придется одновременно готовить тех, кто хочет сдать ЕГЭ и тех, кто хочет освоить рабочую специальность. Есть риск, что техникумы и колледжи, заинтересованные в абитуриентах, станут натаскивать на ЕГЭ, а не обучать рабочим специальностям. В результате подготовка рабочих кадров рискует быть разрушенной окончательно. И этого совершенно точно не нужно работодателям.
Духанина подчеркивает, что это предложение Минобразования также не может вызвать положительного отклика и с позиции учеников и их родителей. «Среди учащихся есть те, кто рассчитывают на льготное поступление в вуз, но есть и те, кто ставит своей целью получить хорошую рабочую профессию, и их большинство, - говорит она. - Если СПО станет натаскивать на ЕГЭ, это ударит по качеству образования. По результатам опросов, 75% родителей считают, что для успешной сдачи ЕГЭ необходима подготовка у репетиторов. Но далеко не у всех родителей есть возможность их оплатить. Поэтому, СПО сегодня является социальным лифтом для детей из малообеспеченных семей, не способных позволить себе платную подготовку к поступлению в вуз. Предложение министра рассчитано на «идеально» работающую систему образования. Но в той системе образования, которую мы имеем сейчас, реализация этого предложения скорее вызовет негативные эффекты, чем повысит качество образования».
«Поэтому льготы для выпускников СПО при поступлении в профильные ВУЗы отменять не нужно, но контролировать, как и для чего они используются, необходимо», - резюмирует Любовь Духанина.