Он проклюнулся! Загадочный и неуловимый Сергей Мулин, «обиженный» Виктором Клочаем и теперь претендующий на 855 миллионов рублей от кулебакского «Русполимета», дал первое интервью. Первое – от слова «вообще», достаточно просто погуглить. Момент выбран неслучайный – завтра будет попытка оспорить в кассационной инстанции решение арбитражного суда о взыскании в пользу мулинской «Авиатехнологии» тех самых миллионов. Ставки действительно высоки: для «Русполимета» прощание с этими деньгами равносильно остановке в развитии, ну, а Мулин, видимо, тоже положил немало сил и средств, чтобы решение арбитражного суда было именно таким. Вот, пришлось даже нарушить обет молчания.
Для ответа всем своим недоброжелателям Мулин выбрал, скажем прямо, не самый известный ресурс Legal.Report. Первым делом старый хозяин кулебакских заводов сразу же обвинил всех прочих журналистов в ангажированности, и только редакцию «Лигал Рипорт» назвал профессионалами. Вот так, господа «смишники», получите! Повторимся: за всё время существования рунета в сети не появилось ни одного интервью господина Мулина, хотя интерес журналистов к нему был, и немалый. Но ни Forbes, ни «Совершенно секретно», ни другие известнейшие издания не смогли в свое время добиться от него хоть полсловечка. Непрофессионалы, что поделать!
Эта формула: «Все неправы, а я прав!» - вообще излюбленный прием Сергея Мулина, если почитать его ответы на вопросы. Говоря интернет-языком, Мулин заявляет: «Вы все врети!»
Итак, в истории с покупкой Виктором Клочаем акций Кулебакского металлургического и Кулебакского кольцепрокатного заводов теперь налицо две параллельные «правды» - мулинская и всех остальных свидетелей тех событий. Попробуем сжать каждую версию до одного абзаца.
ВЕРСИЯ «РУСПОЛИМЕТА» И ДРУГИХ СВИДЕТЕЛЕЙ
К 2004 году от кулебакского металлургического узла под руководством «Авиатехнологии» (основатели – братья Сергей и Геннадий Мулины) остались лишь одни воспоминания. КМЗ работал на оборудовании позапрошлого века, стоимость его активов упала ниже объема уставного капитала. Зарплата не выплачивалась месяцами, количество работающих сократилось в разы. Руководство области, округа и даже силовики забили тревогу: моногороду Кулебаки грозил полноценный коллапс, со всеми прилагающимися «бонусами». Ситуация усугубилась раздраем в руководстве «Авиатехнологии», в результате чего акции кулебакских заводов оказались в свободной продаже без ведома Мулиных (старший, Сергей, в этот момент прятался от следствия в Люксембурге). Губернатор Геннадий Ходырев обратился к Виктору Клочаю с просьбой купить заводы. Покупка состоялась в марте 2004 года и была утверждена как Министерством по антимонопольной политике, так и решениями арбитражных судов. Региональные власти счастливы, Клочай объединяет заводы в «Русполимет» и начинает вкладывать кредитные средства в развитие.
В конце 90-х годов КМЗ и ККПЗ действительно были на грани банкротства, но к 2004 году стараниями «Авиатехнологии» на заводах завершилась модернизация, предприятия были сертифицированы по международным требованиям. Удалось заключить контракты с иностранными компаниями на поставки продукции. Прибыли было столько, что к моменту продажи акций около $7 млн лежали на заводах нераспределенными, плюс на заводе оставалось сырье на $30 млн – Клочай произвел из него продукцию, присвоил прибыль и, наверное, на эти деньги и начал свои преобразования. Конфликт в руководстве «Авиатехнологии» был, но сотрудники «Авиатехнологии» Рябыкин и Аристова просто своровали акции – без подделки подписей и документов не обошлось.
Да, второй абзац получился короче, но это всё, что нам удалось выжать из интервью Сергея Мулина. Там нет ответа на вопрос, почему же региональные и окружные власти хором волновались за судьбу «прибыльных» заводов именно в 2003 – 2004 годах. Ничего не сказано, например, в ответ на заявление гендиректора Нижегородской ассоциации промышленников и предпринимателей Валерия Цыбанева о том, что Мулины через толлинговые схемы фактически выжимали из кулебакских заводов последние соки.
Наши источники в «Русполимете» уже отреагировали на слова Мулина о контрактах с иностранцами, заявив, что вообще-то прямые долгосрочные контракты с зарубежными потребителями, такими как Pratt&Whitney (Канада) и Snecma (Франция) были заключены не до 2004 года, а в период с 2004 года по 2008 года. Именно в указанный период объем продаж увеличился в 3,6 раза, заработная плата увеличилась в 3,7 раза, платежи в бюджетные и внебюджетные фонды увеличились в 2,7 раза, инвестиции в 14 раз, социальные расходы в 4 раза, прибыли в 6,8 раз, чистые активы в 7,6 раз.
Но, видимо, и это все – вранье, с точки зрения Сергея Мулина. Врут все: экс-губернатор Ходырев, тогдашний председатель Заксобрания области Люлин, руководитель ассоциации промышленников Цыбанев, бывший глава Кулебакского района Чернышов. Прав один Мулин.
Но есть одно маленькое «но»… 2004-й – это, в общем-то, еще совсем не история, и многие люди, работающие сегодня на «Русполимете», прекрасно помнят ситуацию 13-летней давности.
Николай Мельников, бригадир-вальцовщик стана горячей прокатки «Русполимета» (интервью порталу «Бизнес News. Время зарабатывать»):
- Эта история вся прошла на моих глазах, с 1997 года. Видел я и тех самых людей, которые приезжали на наш завод, этих самых Мулиных. Эти прежние руководители работали на себя. Они давали нам за произведенную продукцию цену ниже себестоимости, завод работал себе в убыток. Брал кредиты, кредиты надо было выплачивать. В результате образовались большие долги. Со старой-то командой этих самых господ Мулиных мы по полгода и более не получали заработную плату. Завод грабили кучкой из десяти человек.
Федор Кошеваров, нагревальщик пресстермического участка ПАО «Русполимет»:
- Я работаю уже 44 года и могу сказать, что хуже, чем было при «Авиатехнологии» в конце 90-х – начале 2000-х, на заводе не было никогда. Эти «господа» наобещали гору, а платили гроши.
Евгений Гусев, директор по персоналу АО «КМЗ» в 2003 – 2004 гг.:
- То, что «Авиатехнология» говорит – это фантазия. Нужно реалистом быть! [Видят, что] предприятие пошло в гору – ну, а почему бы оттуда чего-то не взять? Почему бы не воспользоваться?
Нина Захарова, прокурор г.Кулебаки в 1998 – 2008 гг.:
- Из разговоров с представителями «Авиатехнологии» мне было понятно, что завод им не нужен, люди и город не нужны. Им была нужна какая-то часть завода, а всё остальное… они «освободятся» от этого, такое слово было сказано.
По словам самого Виктора Клочая, весь город Кулебаки очень внимательно следит за исходом судебной тяжбы с «Авиатехнологией».
Виктор Клочай, председатель совета директоров ПАО «Русполимет»:
- Но в коллективе есть внутренняя уверенность, что справедливость восторжествует. Поймайте кого угодно за рукав – каждый скажет: всё будет по закону. И я эту уверенность разделяю. Потому что иначе трудно даже представить ущерб – и даже не столько финансовый.