"Выходной 31 декабря, разбалансированный облбюджет-2020 и губернаторский контроль", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Эксперт-мониторинг событий 25-29 ноября 2019 года от АНО "Минин-центр". Эксперты анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области с долговременными тенденциями.

Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию – планы по введению выходного 31 декабря

"Выходной 31 декабря, разбалансированный облбюджет-2020 и губернаторский контроль", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Вадим Андрюхин (фото: НИА Нижний Новгород)

Как отмечает эксперт "Минин-центра" Вадим Андрюхин, вопрос возможности выходного дня 31 декабря касается не только трудового законодательства, это еще вопрос и политического руководства.

"В Госдуму подобный законопроект уже внесен, в ближайшее время ожидаем активные дискуссии. Прецеденты введения предновогоднего выходного, пусть и в ограниченном формате, есть уже и в регионах. В то же время федеральное министерство труда и соцзащиты выступило с заявлением о невозможности централизованного изменения производственного календаря для всех россиян. Создается некое противоречие – с одной стороны общественно популярная инициатива, с другой – противоположная ей позиция чиновников", - прокомментировал он.

В этой связи эксперт не исключает вмешательство в ситуацию президента.

"Несмотря на предшествующее заявление пресс-секретаря президента о нецелесообразности подобного шага, это вполне укладывается в логику действий федеральных властей последнего времени и уже может выражать определенную технологию. Исполнительная власть в лице министерств генерируют инициативы, которые вызывают общественное напряжение, президент своим ручным вмешательством его снимает, вводя общественно популярные решения. Так было с процессом получения медицинских справок для получения водительских прав, который вызвал массовое недовольство и был фактически отменен после вмешательства Путина. Технологически схема вполне эффективна для увеличения рейтинга центрального руководителя страны. При этом ее принцип явно копируется и на нижних этажах сегодняшней власти России. Другое дело, насколько все это систематизировано? И не является ли модель "доброго царя при плохих боярах" показателем наоборот разбалансированности вертикали исполнительной власти, когда вполне рабочие вопросы приходится срочно решать в очень ручном режиме вышестоящему руководству?", – задается вопросом Вадим Андрюхин.

Региональная тема – отказ нижегородского Законодательного собрания увеличивать компенсацию за проезд в общественном транспорте

На заседании 28 ноября ЗС НО приостановило положение об увеличении компенсации на проезд для отдельных категорий граждан до трехкратного размера стоимости единого социального проездного билета.

"Выходной 31 декабря, разбалансированный облбюджет-2020 и губернаторский контроль", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Алексей Орехов (фото НИА "Нижний Новгород")

"Другим словами, нижегородские пенсионеры лишаются важной социальной льготы по индексации транспортных расходов, которое не происходило уже несколько лет, и для финансирования которой требуется 410 млн рублей в год. Мера явно непопулярная. При этом ее официальное объяснение, связанное с необходимостью обеспечения сбалансированности бюджета в условиях жестких бюджетных ограничений, вызывает еще больше вопросов", - комментирует эксперт "Минин-центра" Алексей Орехов.

"Особенно это звучит неубедительно на фоне других расходов областного бюджета. В качестве примера можно привести солидный список расходных планов на будущий финансовый год, которые явно не укладываются в логику бюджетных ограничений. Это, прежде всего, софинансирование строительства ледовой арены на Стрелке на 2,6 млрд рублей. Или уже проведенные в текущем году закупки нижегородским правительством и Заксобранием престижных автомобилей на 82 млн рублей. Подобный диссонанс в финансовых приоритетах ставит под сомнение расхожий тезис о социально ориентированном бюджете", – заключает эксперт.

Муниципальная тема – региональный контроль над нижегородскими муниципалитетами

"Выходной 31 декабря, разбалансированный облбюджет-2020 и губернаторский контроль", – эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Игорь Соловьев (фото: Минин-центр)

"На уходящей неделе губернатор Глеб Никитин еще раз продемонстрировал оперативного вмешательства в разрешение муниципальных проблем. После Дальнеконстантиновского района очередным проверяющим муниципалитетом стал Бор, который Глеб Никитин посетил в ходе рабочего визита 27 ноября", - напомнил эксперт "Минин-центра" Игорь Соловьев.

"Рабочие инспекции и ручное решение местных проблем – это новая линия действий губернатора после его избрания руководителем регионального отделения "Единой России" и занятия должности сопредседателя рабочей группы генсовета партии по реализации национальных проектов. До последнего времени, за редким исключением Глеб Никитин не вмешивался напрямую в оперативную деятельность нижегородского МСУ. Сегодня же происходит отход от образа технократа, решающего федеральные задачи, к роли инспектора-хозяйственника местных проблем. Линия, вынужденная политическими установками как сверху, так и наличием проблем снизу, на решение которых вынуждает вмешиваться регионального руководителя напрямую", - отметил эксперт.

"С точки зрения имиджа – линия не вполне эффективная, так как в общественном сознании только укрепляет убеждение о неэффективности власти, неважно какого уровня. С точки зрения управления также вызывает вопросы, так как решение некоторых мелких местных проблем вышестоящим руководством только увеличивает ожидания и потребности общества. Очевидно, что каждый уровень власти должен заниматься своей сферой компетенции. При этом получение сиюминутных имиджевых результатов – процесс невечный и рискованный. Кроме этого, желание переложить ответственность на нижестоящие уровни власти, не предоставляя этим уровням реальных возможностей – процесс сам по себе неэффективный", - подчеркнул он.

"Очевидно, что органы МСУ, поставленные сегодня в прямую зависимость от регионального руководства, не имеют ни полномочий, ни должных средств для решения огромного круга обязанностей, которые еще и увеличились ответственностью за исполнение федеральных национальных проектов. Это несоответствие вполне очевидно для общественного сознания, о чем свидетельствуют социологические данные. Сегодня только 16% нижегородцев считают руководителей муниципалитетов ответственными за нацпроекты, при этом нижегородцы достаточно четко определяют иерархию этой ответственности – правительство, президент, губернатор.  Что же касается сиюминутных результатов, то обещания решить ту или иную местную проблему губернатором не забываются. Пример тому Дзержинск, в котором накануне губернаторских выборов 2018 году тогда еще кандидат Глеб Никитин обещал решить целый комплекс проблем, особенно связанных с тарифами ЖКХ. Несмотря на смену дзержинского муниципального руководства проблемы так и не были решены. Понятно, что это вызывает вопросы не только к муниципальному руководству, но и к самому губернатору. Усиливающийся контроль над нижегородскими муниципалитетами со стороны губернатора Глеба Никитина – это и обратная коммуникация – перенос ответственности на него за все местные проблемы", – подытожил Игорь Соловьев.

Основное фото: ИА "Нижний сейчас"

Уважаемые читатели! Подписывайтесь на новости нашего информационного агентства в социальных сетях: Facebook, Telegram, Вконтакте, Одноклассники, Яндекс.Дзен. Будем рады вашим комментариям, нам важно знать ваше мнение о событиях города и региона.