В понедельник, 9 февраля, глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов представил нового руководителя администрации Сормовского района Вячеслава Рудакова. Валерий Моисеев, занимавший этот пост в общей сложности более 20 лет, подал в отставку в связи с уходом на пенсию.
Собеседник ИА «Нижний сейчас» - Вячеслав Рудаков.
В Киев за компанию
- Вячеслав Юрьевич, вас неплохо знают руководители администрации, но широкая публика – вряд ли. Поскольку глава района – должность очень значимая, давайте знакомиться. Нижний Новгород, насколько я знаю, ваш родной город?
- Да, это мой родной город. В Горьком я родился и вырос.
- В каком районе (или районах) жили?
- Родился в Нижегородском районе, работал в Сормовском, долгое время здесь жил – на улице Иванова, на улице Дмитрия Павлова. Сейчас в этом районе живут моя мама и сын. Так что, считаю себя сормовичом.
- Какое самое яркое воспоминание связано с Нижним Новгородом?
- Я, конечно, не помню, как первый раз вдохнул воздух своего родного города, но, наверное, это было очень ярким событием (улыбается – Авт.). Свой город очень люблю. Поскольку был военным, мог уехать в любой другой, в том числе на Украину, потому что в свое время учился там. Но всегда возвращался домой, потому что лучше моего города нет нигде на свете!
- А почему выбрали Киев для учебы (в нашем городе тоже были военные училища)?
- Это интересная история. После школы, немного поработав, ушел в армию. Попросился в Военно-морской флот, на Дальний Восток. Как, наверное, любой мальчишка в то время грезил о дальних странах, морях, - романтика и все такое… Хотел поступать в Тихоокеанское училище имени Макарова на штурманский факультет. Мечтал быть штурманом, прокладывать курсы кораблям.
Меня направили на Сахалин. И когда там служил, подружился с одним пареньком, который уже имел опыт поступления в Киевское военно-морское политическое училище, но не поступил. И он меня уговорил: поедем в Киев, там штурманское дело тоже преподают. В общем, я с ним за компанию поехал. Так и случилось, что оказался в Киеве. Мы оба поступили, закончили, но потом жизнь разбросала: он ушел служить в морские части погранвойск, а я – в другие гарнизоны.
- Флотским политработником?
- Да, именно. Политработником на кораблях Военно-морского флота СССР.
Семью кормили «Жигули»
- И как складывалась дальнейшая судьба?
- Поначалу достаточно успешно. Как говорится: на службу не напрашивался, но и от службы не бегал. Направляли в разные гарнизоны. Последнее место службы – на подводных лодках Краснознаменного Северного флота. Оттуда в звании капитана 2 ранга уволился в запас, когда мне было 35 лет.
- Почему решили уволиться, а не продолжать служить? Из-за тогдашней обстановки в армии и на флоте?
- Да. В перестроечное время, к сожалению, обстановка была далеко не благоприятная, особенно для семей военнослужащих. Месяцами не выплачивалась заработная плата, и мы, взрослые мужики, не могли обеспечить свои семьи. Честно вам скажу, это угнетало больше всего. У меня росли двое детей, и мне было просто стыдно приходить домой. Жена-то все понимала, но волей-неволей ее немой взгляд «Деньги выдали?» ранил очень больно. К тому же север, детям нужны фрукты, овощи, а мы не могли этого купить… И я супруге сказал: собирайся, поедем домой. Вот если там не смогу обеспечить семью, буду виноват только я. А здесь не знаю, кого и винить.
- И вы уехали в Нижний. Куда устроились на работу?
- Поначалу особо некуда было устраиваться. На севере заработал на «Жигули». Они, по сути, нас и кормили – работал таксистом, как тогда говорили – бомбилой. Все, что зарабатывал, тратил на семью. А потом потихонечку стал заниматься бизнесом.
- Каким? С чего начинали?
- С постельного белья. С друзьями покупали материал в Иванове, шили в ателье (там тоже сидели без работы и были рады любому заработку) и продавали простыни, пододеяльники, наволочки.
Постепенно появлялось видение, чем и как нужно заниматься. Из тех, кто считал, что нет ничего проще – там купил, здесь продал, многие прогорели. По счастью, мы с друзьями этого избежали. А через некоторое время каждый стал заниматься своим делом.
Из бизнесменов – в чиновники
- И какое дело для себя избрали вы?
- Я поставлял пивоваренный ячмень на пивзавод «Волга». Сырье закупал сначала в Нижегородской области, а потом и в Курской, Орловской, Белгородской областях, в южных регионах России. Через некоторое время увидел, что дела на предприятии идут далеко не лучшим образом, и почувствовал: силы есть, я могу это предприятие сделать рентабельным!
Закончил курсы арбитражных управляющих, и моя кандидатура была предложена в качестве арбитражного управляющего на этот завод. Будучи директором, закончил ННГУ по специальности «Экономика и управление на предприятии» (увидел, что опыт есть, а теоретической базы маловато, пошел учиться).
Три с половиной года я руководил этим заводом. Предприятие получило инвестиционную привлекательность, а мне было предложено новое место работы – генеральным директором управления капитального строительства администрации Нижнего Новгорода.
- Просто так в администрацию не зовут. Кто вас заметил?
- С «отцами» города приходилось встречаться на различных мероприятиях, кроме того, завод стал приносить неплохую прибыль, пошли отчисления в городскую казну… И Юрий Исаакович Лебедев, который тогда был мэром, предложил мне перейти в городскую администрацию. Потом мне предложили поработать в энергетике, и несколько лет я работал сначала в «Нижновэнерго», а позже - в территориальной генерирующей компании генеральным директором различных строительных и ремонтно-строительных предприятий.
- Вы довольно долгое время занимались бизнесом. Это дело более живое, чем чиновничья работа. Почему решили сменить поприще?
- Согласен, более живое. Но я решил попробовать свои силы в муниципальной службе. А когда увидел, что получается, решил больше не метаться.
- Существует достаточно устойчивое мнение, почему бизнесмены уходят в чиновники: ага, деньги у них уже есть, пошли за властью, чтобы помогать собственному бизнесу. Конечно, формально они его отдают в управление, но понятно, что влияния на него не теряют…
- Могу четко заверить: на сегодняшний день никакого бизнеса у меня нет, миллиардов я не заработал. Главный бесценный капитал, который приобрел за все эти годы – опыт, умение увидеть конкретные проблемы и пути их решения.
- Вы говорите, миллиардов нет. Не будем брать денежную цифру, возьмем, во что эти средства вкладывались. Чем располагаете: квартиры, машины, земельные участки, дачи, может быть, виллы за рубежом?
- Те, кто заинтересованы и хотят увидеть мои доходы, могут посмотреть на сайте городской администрации, там все сведения есть. Чем располагаю: есть хорошая квартира в Нижегородском районе, машина, земельный участок (не гектары!), дом в деревне. Мне вполне хватает. Я всегда считаю, что с собой ничего не унесешь. С годами начинаешь ценить не материальные блага, а отношение людей.
Один в поле не воин
- В 2011 году вы начали работать заместителем главы администрации Нижегородского района, потом - недолго - в «Нижегородпассажиравтотрансе», а затем снова на прежнем месте. Расскажите, почему?
- В 2011 году я пришел в администрацию Нижегородского района на должность заместителя главы администрации, начальника управления экономики, инвестиций и предпринимательства.
«Нижегородпассажиравтотранс» в свое время был государственным предприятием, которое передавали в муниципалитет. И мне предложили его возглавить, чтобы руководить этим процессом. Предприятие в целом очень хорошее, замечательные люди, специалисты своего дела. Но оно накопило очень большой долг – несколько сот миллионов рублей. Было очень тяжело разгребать эти финансовые авгиевы конюшни, когда деньги нужны на все сразу, а их катастрофически не хватает. Значит, надо чем-то жертвовать. Зарплатой нельзя, запчастями, ГСМ, топливом – нельзя. Налогами? Но налоговая и Пенсионный фонд не дремлют…
Поэтому когда мы передали «Нижегородпассажиравтотранс» в муниципальное управление, я пришел к главе администрации города Олегу Александровичу Кондрашову и выразил желание вернуться на свое прежнее место в администрацию Нижегородского района. «Нижегородпассажиравтотранс» - предприятие социально значимое, некоммерческое. С коммерческим, безусловно, было бы легче.
- По крайней мере откровенно: что удалось, что нет. А в администрации Нижегородского района: что бы могли поставить себе в заслугу, а что не получилось?
- В личную заслугу вряд ли что можно поставить, поскольку я работал не один, а в коллективе. Если какой-то чиновник говорит про себя в единственном числе, можно только улыбнуться: товарищ настолько не скромен, что общие заслуги приписывает себе. Там работают очень серьезные знающие люди. И без них – один в поле не воин – мало что можно сделать.
В нашем управлении все были нацелены на выполнение задач, которые ставили перед нами глава администрации города Олег Александрович Кондрашов, глава администрации района Игорь Александрович Согин, и мы старались их выполнять честно и добросовестно.
Одна из основных задач, стоявших перед нами, – очистка территории от незаконно построенных объектов, чтобы наш замечательный город не стал опять, как в 90-е, «ларечным». Большая работа проводилась по оказанию помощи предпринимателям, тесно взаимодействовали с некоммерческой Ассоциацией предпринимателей Нижегородского района и находили общий язык.
Капитан на мостике
- Давайте поиграем в ассоциации. Сормовский район – с чем для вас ассоциируется?
- Завод «Красное Сормово» – в первую очередь. Я здесь начинал – в бригаде подводных лодок. Завод - работающий, живой, дышащий механизм, который выпускает из своего чрева подводные лодки, танкеры, буксиры, сухогрузы и прочее, что необходимо ВМФ и гражданскому флоту. Там трудится огромное количество классных специалистов.
С генеральным директором Николаем Сергеевичем Жарковым я постараюсь встретиться в самые ближайшие дни (интервью записывалось 11 февраля – Авт.), поговорить о проблемах, которые есть у завода, района, наметить, как вместе решать наши общие вопросы. Перед Николаем Сергеевичем я, как говорят, снимаю шляпу – это руководитель высочайшего класса, глыба! Таких людей очень мало в стране, по пальцам можно пересчитать тех, кто столько лет эффективно управляет огромнейшим предприятием.
Еще – Сормовская кондитерская фабрика, хлебозавод, «дети Алексеева» - суда на подводных крыльях и воздушной подушке.
- Вы наверняка уже немного познакомились с положением дел в районе. Как вы считаете, что необходимо в первую очередь?
- То, что необходимо в первую очередь, уже делается – имею в виду ситуацию с уборкой снега. Мы несколько раз объезжали район, осматривали, что нужно сделать, куда приложить силы. Много работы по дворовым территориям. Беда в том, что многие ТСЖ не занимаются своим прямым делом. Далеко ходить не надо – в центре Сормова, дома на улице Дмитрия Павлова. Там, где участок ТСЖ – плачевная ситуация.
Следующее направление – благоустройство района, озеленение, парковки. Парковок, как и во всем городе, не хватает, автомобилисты начинают парковаться на газонах, на детских площадках… Это совершенно недопустимо! Да, есть трудности с парковками, но нельзя свои проблемы решать за счет других. Люди приводят в порядок газоны, наводят чистоту, затрачивают время, энергию, душевные силы, а кто-то заедет и все изгадит.
Много внимания требует снос ветхого фонда, переселение людей, строительство.
И еще в чем вижу одну из основных своих задач – сделать работу администрации района более открытой, чтобы сормовичи видели: чиновники не просто штаны просиживают.
- Валерия Юрьевича будете привлекать в качестве главного советника?
- Грех было бы опыт такого человека не использовать в работе! Мы с ним уже встречались, большое ему спасибо – он идет навстречу: «В любое время, какие бы вопросы ни возникли, всегда готов помогать». Он сам живет в Сормово, и все, что касается района, ему не чуждо.
- Расскажите, пожалуйста, о своей семье.
- С женой Ольгой скоро отметим 35-летие совместной жизни. Люблю ее, менять не собираюсь (улыбается – Авт.). У меня двое детей, они уже взрослые, работают. Сын Андрей занимается коммерцией, дочь Евгения сейчас в декрете, нянчит мою внучку Софию, которой пошел пятый месяц. Мама, как я уже сказал, живет в Сормове, папа, к сожалению, давно умер. Есть у меня и вторые мама с папой – теща с тестем, которые живут вместе с нами в одной квартире. Они очень хорошие, я их очень люблю, и они меня любят. Конечно, бывает, что и поворчим друг на друга, как в любой семье, но быстро миримся. Дома стараемся не обсуждать рабочие моменты – дом в моем понимании не для работы, а для отдыха. Здесь мы воюем, а там тыл.
- Тыл надежный?
- Надежный. С женой мы и по гарнизонам поездили, и одной ей приходилось оставаться, когда я был в море, она не из белоручек, многое умеет. Сама она из Киева, познакомились, пока я там учился. Она говорит так: «Моя родина там, где мой муж и мои дети».
- Вы сказали, что хотели быть штурманом, прокладывать путь. Вас повысили – до капитана «корабельного» района. Каким главным принципам будете следовать?
- В первую очередь – опора на опыт и знания тех людей, которые здесь работают. Мне есть, чему у них поучиться, по крайней мере, на первых порах. Грамотные профессионалы, которые действительно болеют за свое дело – это очень ценно.
Если капитан на мостике и держит правильный курс, то корабль не наткнется на рифы и айсберги. Считаю, что моя задача именно в этом.