Хорошую новость озвучил глава администрации Нижнего Новгорода Олег Кондрашов. Скоро по городу будут курсировать муниципальные автобусы повышенной вместимости, работающие на газомоторном топливе.
"Воровать газ пока не научились"
Безусловно, в этом одни лишь плюсы. Во-первых, это более экологичный вид топлива. Во-вторых, экономичный. А третью причину, по которой муниципалитет стремится как можно больше закупить таких автобусов, озвучил Олег Кондрашов.
- Это полностью исключает возможность использовать муниципальное топливо несанкционированно. Я стараюсь избегать слова "воровать", но иначе не скажешь, - говорит Олег Александрович, - Воровать газ у нас пока не научились. Вероятно, скоро это "мастерство" умельцы освоят. Но на сегодняшний день этого пока никто не умеет. Мы прилагаем все усилия, чтобы автобусов на газомоторном топливе в наших автопарках стало как можно больше.
Неужели в "Нижегородпассажиравтотрансе" так много нечистых на руку водителей, что даже на высшем уровне власти пытаются решить эту проблему. Конечно же, у русских это в крови - поживиться хоть чем-нибудь на родном предприятии. А уж когда речь идет о бензине, цена на который сегодня очень высока...
- Сливают... - вздыхая, рассказывает нам водитель Алексей*, который много лет проработал в "Нижегородпассажиравтотранс", - Происходит это, как правило, ночью. Если сторож плохой - воруют, если бдительный, то нет.
Но, по словам Алексея, сами водители крайне редко откупоривают бензобак - воровать топливо им просто невыгодно, ведь вся ответственность за него лежит на них самих.
- Бензобак открыт для всех. Но водителю действительно не выгодно сливать бензин, ведь каждая капля топлива на счету и фиксируется в специальных документах. Если у шофера отмечается перерасход, он обязан отчитаться за каждый грамм перед руководством. А если сделать он этого не может, и выясняется, что бензин утек в неизвестном направлении, то проведут тщательный осмотр автобуса на предмет утечки, - пояснил нам пресс-секретарь департамента транспорта и связи горадминистрации Андрей Журавский. - Да, бывают и утечки, ведь техника старая, по семь лет многим автобусам уже...
Если утечки из бензобака не обнаружат, начнется долгое и муторное разбирательство, и водила десять раз пожалеет о том, что пошел на преступление. Наказание будет самым суровым - от солидного штрафа и вплоть до увольнения.
Механик водителю враг
Кто же прикладывает руку к бензиновой жиле предприятия?
- Механики в основном этим занимаются, - продолжает свой рассказ шофер Алексей, - Помню, за два месяца у нас было два крупных воровства! Но тогда виноватых так и не нашли. У нас из-за этого в коллективе настоящие междоусобицы были. Порой начальство нас лбами сталкивало, чтобы выявить воришку. Бывало, что кто-то мог и оговорить соратника, лишь бы свою пятую точку прикрыть.
Вспоминает щекотливые ситуации и Андрей Журавский.
- Раньше старожилы предприятия были зачинщиками саботажей. Они собирали группировки, которые могли воровать бензин, торговать "левыми" билетиками, - рассказывает наш собеседник, - Особенно часто в такие группировки вовлекали новичков, получалась такая дедовщина.
Те, кто поумнее, сразу шли с доносом на преступников к начальнику. Да и водители нередко с самого утра бежали к руководству, мол, вечером отправил автобус на техстоянку с таким количеством бензина, а сейчас его вдвое меньше. При этом суммы "заработка" порой были минимальны - хватало лишь на пачку сигарет.
- Вот после отпуска решил немного подкалымить, денег не хватает, - оправдывались водители и механики.
В настоящее время, по словам Журавского, ремонтные мастерские в автопарках "Нижегородпассажиравтотранса" оборудованы камерами видеонаблюдения. И сначала они действительно помогали ловить "сливателей". Дело в том, что работяги не знали, что за ними следит "большой брат". Один попался, второй... Затем механики уже стали исследовать цеха и искать красные огоньки камер.
Но даже эта мера не помогла исключить воровство на предприятии на 100 процентов.
- Сегодня нам удалось искоренить попытки нанести ущерб предприятию на 95 процентов. Для этого была проделана большая кадровая работа, - говорит Журавский.
Что ж, вероятно новенькие автобусы, заправленные газом, помогут восполнить недостающие пять процентов.
Кризис помешал
Для того чтобы обеспечить город "газовыми" автобусами, департамент экономического развития, инвестиций и предпринимательства администрации города Нижнего Новгорода объявил два электронных аукциона по определению исполнителя на оказание услуг по финансовой аренде (лизингу) автобусов городского типа большой вместимости для нужд города.
В начале декабря 2014 года было объявлено два аукциона: на покупку в лизинг 54 автобусов городского типа большой вместимости полунизкопольных, работающих на компримированном природном газе, с начальной ценой контракта 710,4 млн рублей; на покупку 90 автобусов городского типа большой вместимости, работающих на компримированном природном газе, с начальной ценой контракта 998,8 млн рублей.Они должны были состоятся 22 декабря 2014 года. Но из-за сложной экономической ситуации торги не состоялись.
- 19 декабря мы должны были провести электронный аукцион по выбору лизинговой компании, которая возьмет на себя финансовые обязательства. Отмечу, что на момент торгов федерация уже перевела в региональное правительство субсидии на закупку автобусов, из расчета 2,5 млн рублей на одну единицу, но экономическая ситуация на валютном рынке не позволила лизинговым копаниям дать свои предложения. Ни один банк не выставился на аукцион, и мы стали "заложниками" этой ситуации", - сказал Дмитрий Кирсанов.
Как отметил директор департамента транспорта и связи горадминистрации Анатолий Гусев, в ближайшее время муниципалитет обратится к федеральному правительству с просьбой перенести программу субсидирования на начало 2015 года.