Любопытно, как иногда жизнь дает ответы на злободневные вопросы. Вот только в конце марта депутаты городской Думы заслушали отчет директора МКУ "Управление инженерной защиты территорий г. Нижнего Новгорода" Алексея Ежкова, жаловавшегося на страсти и беды весеннего снеготаяния, и, наморщив лбы, рассуждали, что же делать, – как сей муж, ответственный за ливневки, 9 апреля задержан по обвинению во взяточничестве. Там, где вместо служения городу коррупция, воровство и пыль в глаза вместо реальных дел, никогда не появятся ни ливневки, ни дороги.
Текущий вопрос
Ну пока суд (надеемся) да дело, поговорим о самой ливневке. К тому же, 30 марта наша ливневка, то есть, ее отсутствие, стало темой сюжета на телеканале "Москва 24". Журналисты показали снятое блогерами видео, как в Нижнем Новгороде отчаянный житель устроил плавание в луже на надувном матрасе. Он принимал солнечные и "грязевые" ванны рядом с проезжающими мимо машинами. Двое других нижегородских мужчин, торопясь на работу, тоже поплыли на надувной лодке по лужам.
Троллинг нижегородских чиновников, десятилетиями обещающих строить ливневки, получился ярким, вот только смешного и полезного для здоровья в таких "ваннах" мало…
Депутаты, добирающиеся до работы более фешенебельными средствами, чем резиновые лодки, на заседании комиссии послушали теперь уже экс-начальника "Управления инженерной защиты территорий г. Нижнего Новгорода" и крепко задумались, как бы так вместо строительства ливневой канализации, на которую, согласно официальной информации, требуется 20 млрд рублей, обойтись ремонтом за 116 млн. В интернет-мемах на подобные вопросы обычно отвечают: никак, блин! Поэтому и к своему 800-летию город систему ливневой канализации не получит. Будет ремонт там, ремонт сям. И даже он коснется только тех участков, где ливневка худо-бедно есть, а это всего 1/3 города. А 2/3 областного центра, города-миллионника с 800-летней историей, в XXI веке ливневок не имеют. И если б к сегодняшнему дню в России не было автомобилей, рассекающих волны городских потоков мощными двигателями, то телеги с лошадьми, как и 200 лет назад, застревали бы в грязи посередь городских улиц и площадей.
30 млн из 116 направят на коллектор на ул. Алексеевской. Кроме этого, как сообщила пресс-служба мэрии 17 февраля, планируется ремонт ливневок еще на 36 улицах: Смирнова, Бусыгина, Толбухина, Спутника, Дьяконова, Веденяпина, Прыгунова, Пермякова, Ленина, Адмирала Макарова, Усилова, Лопатина, Родионова, Белинского, Военных Комиссаров, Коминтерна, Чаадаева и Генерала Клюева, а также на Комсомольской, Ковалихинской, Ярославской, Львовской, Подводников, Верхнепечерской, Звездинке, Полевой, Березовской и Страж Революции.
По словам уже бывшего начальника "Управления инженерной защиты" Ежкова, сеть ливневой канализации обслуживают 52 человека, то есть на 100 км приходится один сотрудник.
Мэр Нижнего Новгорода Юрий Шалабаев, чью фамилию не следящие за политикой нижегородцы до сих пор еще не сразу вспоминают, обещал, что вот при нем-то строительство ливневки и начнется. Как проект концессионного соглашения. Но проект начинался еще в 2006 году при мэре Булавинове, то есть 15 лет назад. Почти поколение выросло за это время. Много грязной воды утекло с тех пор, много "воды" утекло из уст чиновников по поводу ливневки. Воз и ныне там. Может быть, просто мэры были слабые, а Юрий Шалабаев решит эту колоссальную городскую проблему?
Проницательный читатель скажет: ну "Водоканал" же во всех районах откачивает воду! Но это точно так же, как в дырявой лодке – воду можно вычерпывать в каждый заплыв, обливаясь потом, если не приобрести новую лодку.
Вот пресс-служба мэрии сообщила, что мэр Шалабаев лично посетил Московский район, чтобы проверить откачку талых вод на ул. Народной. На большую лужу напротив школы №118 и детсада №114 ему пожаловались в соцсетях местные жители.
И глава районной администрации Владимир Кропотин пояснил, что эта улица находится в низине и из-за отсутствия ливневой канализации постоянно "затапливается последние 20 лет". По его словам, "техника на улице Народной работает в круглосуточном режиме, но полностью решить вопрос можно будет только после того, как растает снег". Точно! И не поспоришь с главой района: когда снег растает, тогда и лужи пройдут. Только вот, что делать, когда пойдут весенние ливни?
Вот если б не гравитация…
90-процентная изношенность ливневки (которой и есть-то всего на 1/3 в городе) усугубляется бесхозяйственностью. Чем еще можно назвать неправильную разуклонку дорог и тротуаров, видную даже непрофессионалу, в том числе при строительстве по программе хваленой программе "Формирование комфортной городской среды г. Нижнего Новгорода" на 2019-2024 годы? Нижегородцам уже не в диковину, когда, например, на свеженьком, только что уложенном асфальте на пешеходном переходе скапливается вода и пешеходы обходят эту лужу на зебре, рискуя не успеть перейти до красного светофора.
Разуклонка делается спецтехникой. Вероятно, муниципалитет не имеет возможности выбирать среди подрядчиков: приходится заключать контракт с "дешевыми", которые такой техники не имеют. Кроме того, грязная вода с улиц затапливает подвалы зданий, разрушая фундамент. Общий ущерб для муниципального имущества, суммы расходов бюджета на устранение и локализацию затоплений, на работу людей и техники, ущерб для личного имущества горожан (недвижимого и движимого) от отсутствия полноценной системы ливневой канализации трудно оценить. Но ясно, что он ежегодно огромен.
При этом бесхозяйственность у чиновничества любого уровня хорошо коррелирует с умением перекладывать ответственность на кого-либо другого. В нашем случае практически все, что заливается водой (дороги общего пользования, дворовые проезды и тротуары) – это муниципальные территории, соответственно, зона ответственности администрации города. В отличие от снега, который накапливался на дворовых территориях, обслуживаемых управляющими компаниями и ТСЖ. Так что переложить ответственность здесь не получается.
Промоченные ноги, испорченная обувь, грязная от брызг из-под колес автомобилей одежда, риск сломать ногу в скрытой в луже яме и пр. – это весенняя участь нижегородцев-пешеходов. Автомобилисты в сухости, но с куда более масштабным материальным ущербом для своего личного имущества: ходовые части автомобиля и кузов подвергаются механическим повреждениям в лужах, скрывающих разбитые дороги, колдобины и ямы (одна проблема в жесткой связке с другой), а также коррозии; а в последние сезоны многие лишаются и самих "железных коней", которых после утопления невозможно даже продать.
Про грязные машины в мегаполисе и неэстетичный вид всего города, который отмечает в этом году 800-летие и вроде бы готовится к нему, мы уже и не говорим.
Грязь отнюдь не лечебная
От всего этого настроение у людей прескверное и вместо улыбок на работе и дома – раздражение. Весело только маленьким детям, но если учесть, что в разлитых по городу грязных весенних лужах вода, загрязненная автомобильными выбросами свинца, сажи, а еще реагентами и пескосоляной смесью, то ответственным родителям лучше избегать таких детских забав.
И этой зимой загрязнения особенно актуальны. Не было микрорайона, где бы жители не возмущались плохой уборкой снега муниципальными службами на территориях общего пользования. Городские "благоустроители" нередко складировали снег вдоль отбойников и даже на газонах. Этот загрязненный снег растаял и стек в городские речки (а их в городе целых 12) ив озера. Например, в озера Щелоковского хутора, куда стек смешанный с водой и грязью реагент с улиц им. Ванеева и Ак. Сахарова. В этом излюбленном горожанами и приезжими месте каково будет этим летом купаться?
Наносится ущерб здоровью людей. Гибнут целые экосистемы, которые создавались столетиями.
Нижегородцы терпеливы: из-за промоченных ног вряд ли кто идет подавать иск против мэрии, но и за крупный материальный ущерб городские власти крайне редко несут перед горожанами ответственность. А вред здоровью, который наносится от загрязненного снега из-за плохой уборки его зимой, из-за отсутствия ливневки, из-за безграмотной работы по прокладке дорог, тротуаров и по благоустройству в целом, накапливается "незаметно", но он очень серьезен.
Перешагнет ли городская власть барьер "20-летних историй подтоплений" и сможет ли приступить к решению вопросов с уборкой и вывозом снега, а также к ремонту и созданию новых участков современных, безопасных для природы и людей, ливневых канализаций?