На заседании постоянной комиссии городской Думы Нижнего Новгорода 23 марта 2020 года депутаты рассмотрели вопрос об изменениях в регламент Думы.
Как отметила начальник правового управления Думы Ирина Маслова, проект подготовлен "в целях улучшения качества подготовки заседаний Думы".
Проектом решения предусмотрено формирование плана нормотворческой деятельности Гордумы, который утверждается председателем Думы на основании поступивших предложений от инициаторов проектов правовых актов на один год и может уточняться в срок до 1 апреля, 1 июля и 1 октября.
Предлагается увеличить срок внесения проектов правовых актов с 14 до 30 дней. Если проект внесен за 30 дней, то он направляется главе города для заключения, в контрольно-счетную палату для проведения финансово-экономической экспертизы, прокурору для проведения правовой и антикоррупционной экспертизы, а также в аппарат Думы для проведения правовой, антикоррупционной и аналитической экспертизы.
Затем правовой акт будет рассмотрен на заседании совета Думы, который наделен полномочиями по утверждению проекта повестки дня заседания. Если будут получены все заключения, совет Думы включает его в повестку. При этом уточняется, что до рассмотрения советом проекты рассматривают профильные комиссии. За 7 дней аппарат городской Думы должен подготовить замечания и заключения и за 14 дней до заседания совет городской Думы должен утвердить повестку дня.
"В повестку дня заседания включаются лишь только те проекты, к которым имеются заключения, не препятствующие принятию данного правового акта. Если в заключении содержатся выводы, что проект нуждается в доработке, то этот проект опять же направляется для подготовки поправок. Затем этот проект снова рассматривается в том же порядке", - уточнила Ирина Маслова.
Проекты решений, внесенные менее чем за 30 дней, будут включаться в проект повестки дня на слушающий месяц.
Предлагается также уточнить требования, которые применяются к документам, вносимых правовых актов.
"В случае, если принятие проекта правового акта повлечет увеличение или уменьшение бюджета, в финансово-экономическом обосновании необходимо отразить следующую информацию: правовой акт, которым обусловлено установление расходного обязательства, измеряемые показатели (натуральные и стоимостные), соответствие решения о бюджете на текущий год, наличие расчетных данных об изменениях параметров и характеристик бюджета в случае принятия конкретного правового акта, обоснованность объемов финансирования, расчет показателей и объектов финансирования, включая методику расчетов в случае ее наличия", - рассказала Ирина Маслова.
Уточняется, что проекты, поступившие до 17:00 текущего дня, считаются внесенными в день поступления, а поступившие после 17:00 – в следующий рабочий день (за исключением проекта бюджета и отчета об исполнении бюджета, по которым предусмотрен особый порядок внесения).
Что касается рассмотрения важных и срочных вопросов, которые не терпят отлагательств, то Ирина Маслова пояснила, что в таком случае Совет Думы собирается за два дня до заседания и вносит изменения в проект повестки дня при наличии всех заключений.
Кроме того, предлагается сократить время для выступлений для доклада с 15 до 10 минут, для содоклада – с 7 до 5 минут, для выступления в прениях – с 7 до 5 минут.
Депутат Евгений Сабашников (фракция "Справедливая Россия") поинтересовался, что такое аналитическая экспертиза.
"Данная экспертиза будет заключать в себе аналитические выводы аппарата городской Думы относительно вносимых проектов решений не только с точки зрения правовой и антикоррупционной экспертизы, но и с точки зрения социально-экономического эффекта принятия данного решения", - пояснил руководитель аппарата Думы Антон Казаков.
"А силы то у аппарата такие есть? Аналитику наводить на предлагаемые проекты решения?", – продолжил Сабашников.
"В составе аппарата есть специалисты соответствующего профильного образования, способные осуществлять данную оценку", - ответил Казаков.
Директор департамента правового обеспечения горадминистрации Светлана Киселева сообщила, что у администрации есть замечания и поправки. В частности, она попросила еще раз проработать вопрос о необходимости инициаторов вносимых проектов указывать полное финансово-экономическое обоснование.
"У нас инициаторами могут быть и граждане. Достаточно ли легко будет гражданам предоставить такое финансово-экономическое обоснование? Считаем, такое требование требует дополнительного обсуждения. Кроме того, поскольку у нас сельские старосты также могут выступать инициаторами, то требуется дополнить проект указанным пунктом. Также проект решения не предусматривает никаких переходных положений. Для внесения устанавливается 30-дневный срок. Получается, что на апрельское заседание Думы у нас практически никаких проектов представлено не будет. Кроме этого, с учетом новых требований, насколько быстро инициаторы смогу перестроиться? Может быть, стоит установить какой-то срок внесения данных изменений? С 1 сентября, например?", - предложил Киселева.
Председатель комиссии Ольга Балакина (фракция "Единая Россия") уточнила, подписано ли данное заключение с поправками. Киселева ответила, что пока оно не подписано и предложила отложить рассмотрение вопроса. Ирина Маслова пояснила, что если подписанные заключения поступят в управление до заседания Думы, то затем необходимо будет рассмотреть эти поправки на заседании комиссии по регламенту, а затем снова на комиссии по МСУ.
Ольга Балакина предложила заслушать еще одно выступление по регламенту от депутата Сабашникова, и уже потом принять решение.
"Эти рекомендации могут помешать нормотворческой деятельности всех депутатов. Что мы видим в поправках, которые предлагаются. Во-первых, наделяется решающими полномочиями неуставной орган – совет городской Думы. В регламенте этот орган есть. Там прописано, что это совещательный орган при председателе городской Думы и дает рекомендации. По этим поправкам Совет наделяется правом принимать решения о проекте повестки дня, которая выносится на заседание Думы. То есть, дополнительно создается еще одно сито, через которые должны пройти инициативы депутаты. Ущемляются права и председателя Думы, я сомневаюсь, что это вносится Дмитрием Зотовичем Барыкиным, ущемляются права комиссий, потому что комиссии могли давать рекомендации по повестке дня. Сокращение с 15 до 10 минут – это также ущемление прав. Практически запрещается внесение вопроса с голоса. Все поправки носят излишнюю рекомендацию. Это предложение очень сомнительное. Я предлагаю вообще снять этот вопрос с обсуждения", - прокомментировал Евгений Сабашников.
Председатель комиссии поинтересовалась, подавал ли Сабашников свои предложения в письменном виде. Он ответил, что еще нет.
В итоге вопрос был отложен до получения подписанных поправок от комиссии. Евгению Сабашникову также было рекомендовано направить свои поправки.
Кроме этого, на заседании депутат Сабашников выступил по внесенному им вопросу об исключении из регламента статьи о применении практики опросного листа (заочное голосование). Отметим, 25 февраля этот вопрос уже был вынесен на обсуждение комиссии по МСУ, но был отправлен на рассмотрение комиссии по внесению изменений в регламент Гордумы.
"Я хочу сообщить, что комиссия по регламенту рассмотрела вопрос и рекомендовала не вносить это изменение в регламент. Эта точка зрения имеет место быть, но у Думы возникают такие срочные вопросы, которые необходимо срочно решать", - сообщила Ольга Балакина.
"Мы действительно долго обсуждали. Но эта статья работает, никто ей не злоупотребляет. А учитывая нынешнюю ситуацию, не пришлось бы нам только опросным путем голосовать в ближайшие 2-3 месяца", - прокомментировал депутат Станислав Прокопович (фракция "Единая Россия").
В итоге депутаты рекомендовали включить вопрос депутата Сабашникова в повестку заседания городской Думы с рекомендацией "к отклонению".
Основное фото: ИА "Нижний сейчас"