Если бы администрация Нижнего Новгорода использовала последнюю автобусную «гармошку» наподобие баяна, то обязательно бы её порвала. Ибо автобусы — это зло, от них одни убытки и жалобы. И когда в начале 2016 года Москва предложила субъектам поучаствовать в госпрограмме по обновлению подвижного состава и воспользоваться федеральной субсидией, в дептрансе впали в транс. Ведь об автобусах там в последнее время говорят исключительно в прошедшем времени.
Москва на муниципальные нужды не скупилась. Выделила сразу 3 миллиарда рублей и на условиях софинансирования предложила регионам принять участие в аттракционе неслыханной щедрости. На каждую транспортную единицу предполагалась субсидия до 2 миллионов рублей. Откликнулись почти все. По предварительным данным заявки на участие в проекте подали 73 из 85 субъектов РФ! Нижегородская область там тоже есть, но только в части программы министерства образования «Школьный автобус». Других бенефициаров не значилось.
А всё потому, что администрация города тянула до последнего: то ли надеялась, что местные автобусы начнут размножаться сами по себе, то ли ждала, когда у Москвы закончатся деньги. Поэтому когда федеральная кубышка иссякла, глава дептранса Александр Голофастов решил — пора! И вышел на закупочный конкурс, который, по понятным причинам никого не заинтересовал. Ну кому, скажите, интересно продавать автобусы на полтора миллиона дешевле их стоимости? Голофастов удивлялся, сетовал на нерасторопность областного правительства и обещал-таки дать городу автобусы. Пусть не 50, пусть не самые удобные и экономичные, но не "пазики" же - и на том спасибо!
Александр Голофастов, директор департамента транспорта и связи администрации Нижнего Новгорода:
- Чтобы использовать выделенные на закупку автобусов деньги и частично выполнить задачу обновления подвижного состава, которая сегодня более чем актуальна для предприятия, принято решение закупить 41 автобус. Но уже не газовые автобусы, а дизельные, полунизкопольные. 295 млн. рублей выделено субсидиями из областного бюджета и 23 миллиона рублей из городского бюджета.
Для города-миллионника 41 автобус - это всё равно что для Элады Нагорной новый носовой платок к её обычному гардеробу. Если даже учитывать еще нереализованную КТС, то получается, что это всего 5% от нужд МП «Нижегородпассажиравтотранс». И бывший зам руководителя этого предприятия Александр Голофастов не знать об этом не может.
Николай Киселев, активист городского движения «Нижегородцы — за общественный транспорт»:
- У меня такое ощущение, что в Нижнем Новгороде транспортом никто и не занимается. Не попали мы в государственную программу по обновлению автобусного парка — ну, и ладно! А ведь Нижний Новгород — это традиционно город автобусный. В советское время на маршруты ежедневно выходила почти 1000 единиц подвижного состава! В 2005 году, как вы помните, было закуплено 850 новых автобусов — на такое количество рассчитана современная маршрутная сеть города. На сегодняшний день в рабочем состоянии всего около 400 автобусов, и с каждым месяцев это число уменьшается. Понятно, что у нас нет оснований обвинять, но, извините, у нас уже давно закрались сомнения: почему в нашем городе общественный транспорт убивается, а маршруток становится всё больше и больше?
Впрочем, возможно никакого злого умысла в развале городского транспорта нет, и деградация системы происходит по причине обширного муниципального «альцгеймера». Ведь не успели чиновники посетовать на нехватку миллионов на автобусы, как глава администрации города Сергей Белов начал мечтать о миллиардах на метро, которое теперь якобы будет развиваться в сторону Сормова.
Руководитель Главного управления по строительству метрополитена, мостов и дорог (ГУММиД) Анатолий Гаранин, глядя на утвержденную стратегию развития подземки, выразил удивление и даже блеснул сарказмом. Мол, интересные дела творятся в Нижнем Новгороде: денег нет, проекта тоже нет, а вот планы есть...
Анатолий Гаранин, руководитель ГУММиД:
- Заявление Сергея Белова о продлении Сормовской линии – это обнадеживающий факт, говорящий о том, что данный вопрос не стоит на месте.
Самое смешное, что в эти же дни Москва устами вице-премьера Аркадия Дворковича дала ясный сигнал муниципалитетам: «метра» не будет. На правительственном часе в Совете Федерации он отметил, что программа государственного метростроя свернута, как минимум, на 5 лет.
Аркадий Дворкович, вице-премьер правительства России:
- У нас нет средств сейчас на разворачивание серьезной программы поддержки метростроя. Основное строительство метрополитена происходит только в Московской агломерации и ближайших районах.
Администрацию Нижнего Новгорода, может быть, посетила бы еще и мыль о космопорте, но с небес на землю их неожиданно вернуло областное правительство, которое предложило вернутся к теме МП «Нижегородпассажиравтотранс». Губернатор согласился дополнительно увеличить региональную долю софинансирования и компенсировать отсутствие бюджетной помощи Москвы. В 2017 году Нижний Новгород получит еще 70 миллионов рублей и сможет приобрести 9 автобусов большой вместимости.