Тема ЖКХ традиционно будоражит нижегородцев больше всего, потому что именно в этой сфере люди сталкиваются с вопиющей несправедливостью: поборы ежегодно растут, а качество жилищных и коммунальных услуг, мягко говоря, не растет. Услуги эти или не оказываются совсем, или оказываются из рук вон плохо. При этом в Нижнем Новгороде есть "отчаянные головы" – активисты, которые пытаются бороться с частными проявлениями этой абсурдной системы, обивают пороги Прокуратуры и Жилинспекции, подают судебные иски… Но они оказываются как правило один на один с коммунальным спрутом – и терпят поражение. Так, по крайней мере, было до тех пор, пока при активной поддержке депутата регионального заксобрания Владислава Егорова и депутата Госдумы Владимира Блоцкого в Нижнем Новгороде не появился Союз защиты прав потребителей в сфере ЖКХ. Создание этой общественной организации было анонсировано в декабре прошлого года, а в конце января она начала работать с посетителями, которых с каждым днем все больше и больше.
Подняли плату по "липовым" протоколам
Стоит отметить, что инициаторы создания данной общественной организации – не политики, а активные граждане Нижнего Новгорода, участники неофициального движения "Совет собственников жилья". Народные избранники, у которых накопилось немало жалоб граждан по проблемам ЖКХ, тут же поддержали эту инициативу, но она осталась без политического окраса – это принципиальный момент.
-Организация будет заниматься исключительно юридической помощью, и только проблемами ЖКХ, начиная с протекающих крыш и заканчивая капремонтом, - подчеркивает представитель Совета собственников жилья Нижнего Новгорода Наталья Шартанова. – Мы будем решать самые наболевшие проблемы, обращаясь в суды.
В первый же день работы Союза защиты прав потребителей в сфере ЖКХ состоялся прием граждан депутатом фракции КПРФ в ГД РФ Владимиром Блоцким. Обращения и проблемы жителей были не просто услышаны, но и взяты "на карандаш": по некоторым будут составлены депутатские запросы, в некоторых случаях юристы окажут помощь в составлении претензий и судебных исков. Некоторые вопросы будут рассмотрена в стенах областного парламента: Владислав Егоров также присутствовал на приеме граждан.
Приведем для примера лишь некоторые из вопиющих историй, которых накопилось в Союзе уже достаточное количество.
Татьяна Викторовна, жительница Канавинского района, пожаловалась на то, что в ее доме подняли плату за содержание жилья на 10%.
- Собрания по этому поводу у нас никакого не было, - рассказывает посетительница. - Я обратилась в Госжилинспекцию, и мне ответили, что мы летом якобы проголосовали за эти 10%. Прислали копию бюллетеней. Я от своей подписи не отказываюсь, но! Я прекрасно помню, как голосовала только за перезаключение договора на обслуживание газового оборудования. Меня ввели в заблуждение! А еще, оказывается, у нас якобы было очное собрание по поводу повышения платы – в будний день в в два часа дня. Там присутствовали якобы три собственника. Я их обошла – и все они сообщили, что были в то время на работе.
Татьяна Викторовна обратилась в прокуратуру, которая установила: собственники документы не подписывали. Поскольку подделка протокола собрания - это повод для возбуждения уголовного дела, прокуратура передала документы в полицию, где пока все и заглохло.
- Но мы не стали ждать ответа из органов и провели собрание, по всем правилам, - продолжает женщина. – Мы решили прежний протокол признать недействительным и установить новую плату за содержание жилья - 33 рубля 60 копеек. Она превышает тариф, установленный мэрией, только уже не на 10%, а на 4%. Мы отдали наш протокол, и нам ответили, что плата за содержание должна "отвечать требованиям разумности".
Татьяна Викторовна намерена вместе с соседями обратиться в суд – и пришла посоветоваться, какие шаги предпринять сейчас, когда управляющая организация вдруг предложила переговоры (при этом срок исковой давности истекает).
-Есть юрист, который имеет опыт и специализацию в этом направлении, и конечно мы вам поможем, - заверил Владимир Блоцкий.
Непосредственно на приеме женщине помогли составить досудебную претензию с требованием перерасчета – и если эта претензия удовлетворена не будет, юрист Союза защиты прав потребителей поможет составить судебный иск.
Под ударом – безопасность нижегородцев
Жительница Нижегородского района Татьяна Сергеечева обратилась практически с аналогичной проблемой: плату за содержание жилья подняли почти на 10%, при этом подписи в протоколе собрания оказались подделаны: жильцы не узнали "своих" автографов. Сейчас собственники квартир в этом доме уже судятся с жилищной организацией:
- Нас вызывали в прокуратуру Нижегородского района, после чего семь человек пришли в УБЭП и сказали, что это не их подписи, - рассказывает женщина. – А пока решается вопрос о возбуждении дела, мы решили подать исковое заявление в суд. У нас скоро повторное заседание.
Теперь жители не будут бороться в одиночку: Союз защиты прав потребителей подключается к этому процессу.
- А еще у нас каждый год Теплоэнерго проводит раскопки, - пожаловалась Татьяна Сергеечева. - Они в выходные выкопали множество грунта на улице Суетинской, оголили фундамент жилого дома. А там и без этого грунт проваливался… Что теперь будет с домом?
В ближайшее время "Теплоэнерго" получит депутатские запросы по этим "раскопкам". Проблему изношенности сетей и увода средств, идущих на их ремонт, поднял также депутат заксобрания Владислав Егоров.
- Проблема родилась не вчера, она связана не с конкретным чиновником, а с политикой ухода государства из этих сфер, - отмечает в своем заявлении Владислав Иванович. - Но в ресурсоснабжающих организациях отсутствие и контроля, и финансирования со стороны государства ведет к катастрофам и трагедиям. Что делать? Решение нужно искать, исходя из причины. Нужна масштабная замена еще в советское время проложенных коммунальных сетей, а не накладывание хомутов в отдельных местах. Естественно, ни у какого частного инвестора на это не будет ни желания, ни денег. Поэтому эту задачу должно взять на себя государство. Понятно, что это не обеспечит хорошей картинки, позволяющей успешно отчитаться перед выборами. Но без решения этой проблемы здоровье и даже безопасность нижегородцев будут оставаться под ударом.
Долой комиссию!
Множественные аварии на сетях Водоканала и Теплоэнерго воспринимаются нижегородцами очень болезненно – в том числе и по той причине, что люди сегодня переплачивают за ресурсы. Сверх установленного тарифа приходится, как известно, платить еще и за банковскую комиссию. И это тоже тема многочисленных жалоб нижегородских потребителей, которые приходят в открытую недавно общественную организацию.
Владимир Блоцкий решил бороться с этой проблемой системно. Вместе с еще одним депутатом от КПРФ – Юрием Афониным – он подготовил законопроект, предполагающий полный запрет взимания с граждан комиссионного вознаграждения при оплате жилищно-коммунальных услуг. Также законопроект предполагает внести в Жилищный кодекс норму о запрете включения расходов на банковскую комиссию в состав платы за жилое помещение и коммунальные услуги. Таким образом, если законопроект КПРФ будет принят, управляющие компании не смогут «отыграться» на жильцах, увеличив суммы в квитках на величину комиссии.
Любопытно, что лидер фракции "ЕР" в Госдуме Сергей Неверов вместо того, чтобы поддержать данную инициативу, назвал ее "политическим плагиатом". Дескать, такая идея вынашивалась единороссами по итогам их встреч с населением.
Но тут стоит отметить, что до появления законопроекта коммунисты в открытую озвучивали эту коммунальную проблему, причем они делают это уже достаточно давно. Так, Владимир Блоцкий неоднократно направлял в прокуратуру и Роспотребнадзор депутатские запросы по поводу незаконного, по сути, взимания комиссии при платежах за жилье и коммунальные услуги. В Нижегородской области к этой борьбе активно подключилась региональная организация КПРФ. Законодательная инициатива стала логичным продолжением этой работы.
- Отрадно, что «Единая Россия» тоже обратила внимание на этот острый вопрос, - прокомментировал заявление Неверова заместитель председателя ЦК КПРФ Юрий Афонин. - Мы уже внесли свой закон на рассмотрение Госдумы. Альтернативного законопроекта пока нет. Если он появится, мы его изучим. Главное – сделать дело, освободить наших граждан от несправедливого побора.
Накладные расходы – не проблема жителей
Однако вернемся в Нижний Новгород, где продолжается прием граждан, сражающихся с коммунальным спрутом. Нижегородец Юрий Гольдберг добился перевода своего небольшого восьмиквартирного дома на непосредственное управление. Управляющая организация оказывала лишь некоторые услуги по содержанию – согласно отдельному договору. Проанализировав отчеты за два последних года, жители пришли к выводу, что платили за гораздо больший объем работ, чем было совершено по факту.
-Я запросил расшифровку работ, то есть их полный перечень и расценки, - рассказывает Юрий Гольдберг. - Сначала прислали по основным видам работ, но мы платили гораздо больше, чем их стоимость. В ответ на просьбу расшифровать все прочие работы управляющая организация прислала перечень… Накладных расходов! Я считаю, что это неправильно, накладные расходы не должны входить в плату за содержание жилья!
Специалисты в области ЖКХ и юрист, присутствовавшие на приеме, с этой позицией согласились: накладные расходы должны быть заложены в строчке "управление", это – проблемы управляющей организации, а не жильцов.
-Мы окажем помощь в составлении претензии, а уже исходя из ответа, будем смотреть, что делать дальше, - подвел итог Владимир Блоцкий. - К сожалению, таких случаев, когда жителей оременяют незаконной дополнительной нагрузкой, масса. Надо наводить порядок!
Отметим, что это уже второй визит Владимира Блоцкого в Нижний Новгород за последнее время: в декабре депутат анонсировал создание новой общественной организации, а сейчас он дал старт ее работе и лично выслушал первых посетителей.
- Я заинтересован в благополучии региона, от которого коммунистическая партия выдвигала меня в депутаты Госдумы, - объясняет Владимир Николаевич. - А какая основная задача депутата? Постараться помочь людям. Мы видим, что проблема ЖКХ – одна из наиболее животрепещущих. Людей это волнует, люди возмущены беспределом, который творят управляющие организации. Поэтому и создана общественная организация, которая призвана помочь людям в защите их законных прав и интересов. Люди приходят, мы им обязаны помочь – и для этого проводим эту работу.
- А почему именно общественная организация?
-Когда мы просто направляем депутатские запросы или обращения, очень часто приходят формальные отписки, которые даже критике не подлежат. Какие варианты дальнейших действий у депутата Госдумы? Только повторно обращаться. А если есть общественная организация, она может выступать в защиту неопределенного круга лиц. Она может в интересах этих обиженных, обездоленных людей обратиться в суд, получить решение суда и его исполнить.
-Но таких проблем – масса. Вы пытаетесь точечно их решать, но в целом ситуацию не можете исправить…
-Понимаете, сразу решить все невозможно. А если мы точечно решаем на уровне отдельного субъекта, иные регионы подключаются, то в целом мы придем к положительному результату. Поэтому да, предстоит огромная работа. Очень часто говорят: вот, у нас законодательство плохое, несовершенное… А у меня позиции такая: у нас абсолютно нормальное законодательство, его только нужно научиться исполнять. И требовать, чтобы соблюдались именно те нормы, которые есть. Потому что есть законы и подзаконные акты, но как это все на практике извращает суд – на выходе получается другая ситуация, которая вызывает у людей озлобленность и сплошной негатив. Надо это менять – сначала точечно, потом будет отлаживать система.
-Ну вот существует, допустим, общественная организация, она создана. Но для того, чтобы действительно решить проблему, по которой человек уже получил описки из прокуратуры и Жилинспекции, нужен юрист, а не "общественники".
-Непосредственно этой общественной организации и Нижнему Новгороду в целом - повезло. Потому что здесь есть юрист, который будет работать каждый день в штатном режиме, взаимодействуя с моими помощниками в регионе, и будет оказывать помощь. В наше время как никогда нужна четкая помошь и работа именно юриста, потому что законодательство динамично меняется, масса подзаконных актов – и, конечно, люди просто не в состоянии погрузиться в этот массив актов, и для этого нужна четкая, грамотная юридическая помощь. В том числе и чтобы грамотно составить судебный иск.
-Но проблемы, с которыми приходят жители, часто похожи одна на другую. Может быть, имеет смысл сделать определенный алгоритм, чтобы сделать работу организации более эффективной?
-Дальше, может быть, мы выйдем на уровень того, что будут даваться определенные методологические рекомендации, брошюры будут выпускаться, людям все это будет раздаваться бесплатно. Чтобы люди понимали, о чем идет речь, и чтобы они могли действительно отстаивать свои права.
Фото ИА "Нижний Сейчас"