На сайте управления госохранкультуры Нижегородской области опубликован акт государственной историко-культурной экспертизы документов о включении выявленного объекта культурного наследия – здания театра оперы и балета (г .Нижний Новгород, ул. Белинского, 59/2) в реестр объектов культурного наследия. С 1 по 19 апреля 2019 года акт проходит общественные обсуждения. Экспертизу проводил кандидат искусствоведения Георгий Константинович Смирнов. Заключение эксперта - положительное, объект обладает градостроительной, архитектурно-художественной, исторической и мемориальной ценностью.
Эксперт пришел к выводу, что объект является неотъемлемым элементом градоформирующего ансамбля, который находится в границах историко-культурной территории "Старый Нижний Новгород". Вместе с корпусом Казенного винного склада (ул. Белинского, 61) и зданием городского Георгиевского училища (ул. Ванеева, 7/57) он создает выразительный и цельный ансамбль исторической застройки, отмечающей границу Нижнего Новгорода на рубеже XIX–ХХ веков.
Здание представляет собой одну из старейших построек культурно-просветительского назначения Нижнего Новгорода, что определяет его историческую ценность.
Предлагаемое наименование объекта: "Здание театра оперы и балета. 1900–1903 гг.; 1932–1935 гг. Архитекторы П.П. Малиновский, А.З. Гринберг".
Предложения по экспертизе принимаются УГООКН НО в электронной форме по адресу: [email protected] или письменной форме по адресу: Кремль, корп.14, г. Нижний Новгород, 603082.
Напомним, здание было включено в число выявленных объектов культурного наследия в 2016 году.
Справка:
В основе существующего здания Нижегородского академического театра оперы и балета им. Пушкина сохраняется объем сооруженного здесь в начале ХХ века Народного дома (народного театра). Инициатива строительства "здания общедоступных развлечений и общественной читальни" исходила от "Общества по распространению начального образования в Нижегородской губернии", в просветительской деятельности которого принимал участие Максим Горький.
Решение о строительстве Народного дома с театром и залом для чтений в память императора Александра II было объявлено на заседании Общества 5 ноября 1897 года. Сбор средств продвигался медленно. Только в 1900 году собранные средства достигли суммы (более 20 тысяч рублей), необходимой для начала работ.
Тогда же был окончательно выбран участок – он должен был находиться поблизости "к таким участкам города, население коих представляет наиболее желательный и действительный контингент слушателей народных чтений", имея в виду также "начавшийся ныне рост города лишь в одну сторону в новом поселке по направлению от Напольно-Монастырско-Острожной улицы к кирпичным заводам и Марьиной роще".
Таким местом стал участок у южной границы Острожной площади, при пересечении 8-й линии и Напольно-Острожной (Напольно-Замковой) улицы (в настоящее время соответственно ул. Ванеева и часть ул. Белинского), рядом с комплексом казенного винного склада.
Проект здания выполнил выпускник Петербургского института гражданских инженеров архитектор Павел Петрович Малиновский (1869–1943). 14 июля 1900 года проект был утвержден строительным отделением Нижегородского губернского правления. В том же месяце приступили к работам, а официальная церемония закладки здания состоялась 21 августа 1900 года.
Главным элементом декоративного убранства фасадов служили пилястры. На главном фасаде они образовывали плоскостной портик под треугольным фронтоном, а на боковых – равномерно расчленяли стены. Окна второго этажа на главном фасаде выделялись треугольными сандриками, а некоторые другие окна имели сегментные скругления верхних углов, в чем проявилось влияние модерна. В целом же архитектуру здания скорее можно отнести к традициям классицизирующей эклектики. Внутреннее убранство было выполнено с использованием мотивов модерна. Окончательная отделка Народного дома завершилась осенью 1903 году. Общая сумма, затраченная на его строительство, равнялась 75 тысячам рублей. Почти половину суммы выделило министерство финансов (35 тысяч), 10 тысяч пожертвовала известная благотворительница графиня Софья Владимировна Панина. Благодаря содействию Максима Горького, Федор Шаляпин дважды (в сентябре 1901 и в сентябре 1903 года) выступал в Нижнем Новгороде с благотворительными концертами, во второй раз уже в самом Народном доме, в фонд строительства которого перечислялся весь сбор.
Официальное открытие Народного дома состоялось 14 декабря 1903 года, а через два дня на его сцене был сыгран первый спектакль – "Царская невеста" по пьесе Льва Мея. В 1903–1904 годах в Народном доме существовал общедоступный театр с постоянной труппой, в которую вошли несколько молодых артистов, учеников Константина Сергеевича Станиславского и Владимира Ивановича Немировича-Данченко, а также известный провинциальный актер Михаил Семенович Нароков. Художественным руководителем труппы был артист Московского художественного театра Иоасаф Александрович Тихомиров. После роспуска труппы (последний спектакль был дан 17 мая 1904 года) народный дом использовался Обществом в различных культурно-просветительских целях. Здесь постоянно устраивались концерты, лекции, литературные чтения, работала библиотека-читальня. В 1912 году открылись сеансы образовательного кинематографа, первые в Нижнем Новгороде.
В начале 1930-х годов здание решено было реконструировать под театр оперы и балета, рассчитанный на 1500–1600 зрителей. Согласно заданию, здание не должно было превышать четыре этажа, перечислялся необходимый набор помещений (зрительный зал с амфитеатром и двумя ярусами балконов, фойе, буфет, курительная комната, вестибюль с гардеробом и кассами и т.д.). Кроме того, в здании предполагались комнаты для месткома и партийной ячейки, а также три жилые квартиры – для дворника, истопника и сторожа. Измениться должен был и архитектурный облик, который предписывалось выдержать "в простых, но современных формах", переделке подлежал и интерьер театра.
Автором проекта стал московский архитектор Александр Зановьевич Гринберг (1881–1938), по проектам которого уже были построены "Дом Советов" в нижегородском кремле и такое же административное здание в Дзержинске. Согласно проекту (1932), предусматривалось оставить основной объем зрительного зала, с разборкой эстрады и лестниц. Амфитеатр приобретал большие размеры, чем прежде. Небольшой вестибюль разбирался, а вместо него пристраивался новый вестибюль и фойе. Добавлялись также боковые фойе (коридоры) и сценическая коробка с обслуживающим помещениями. Фасады здания с большими окнами (в том числе ленточными и круглыми) на гладких стенах без декора были решены в характерных для того времени формах конструктивизма.
Строительные работы начались в июне 1932 года и должны были завершиться к празднованию Октябрьской революции 7 ноября того же года. Однако из-за отсутствия необходимого транспорта, стройматериалов, рабочих и плохого финансирования работы затянулись на несколько лет. Между тем, в связи с изменившимися художественными тенденциями в архитектуре, потребовалось изменить первоначальный проект в духе лозунга "освоения классического наследия". Поэтому Гринберг выполнил новый вариант главного фасада, решенный в стиле, характерном для советской архитектуры на переходе от конструктивизма к новой волне неоклассицизма (в литературе применительно к этому проекту иногда применяется термин "постконсруктивизм"): за счет уменьшения вестибюля и главного фойе фасад был оформлен портиком с восемью попарно сдвоенными квадратными в плане пилонами, стены по всему периметру здания завершались карнизом с модульонами, а портик и парапет украшались статуями.
31 мая 1935 года государственная комиссия подписала акт о приеме в эксплуатацию здания Горьковского оперного театра. Обновленный проект был осуществлен с некоторыми изменениями. Парапет на главном фасаде был заменен ступенчатым аттиком, не были выполнены барельефные панно над главным входом и балконы со стороны ул. Ванеева, а также статуи на парапете и портике.
Открытие Большого Оперного театра в Горьком состоялось 1 июня 1935 года и ознаменовалось представлением оперы Дж. Верди "Травиата", исполненной в ходе гастролей московского Музыкального театра им. В.И. Немировича-Данченко. Открытие первого театрального сезона силами своей труппы состоялось 24 октября 1935 года. представлением оперы Александра Порфирьевича Бородина "Князь Игорь". В 1937 году театру было присвоено имя А.С. Пушкина.
В 1994 году театр получил звание академического. В ответ на заявление директора ГБУК НО "Нижегородский государственный академический театр оперы и балета им. А.С. Пушкина" Анны Дмитриевной Ермаковой 10 марта 2016 года региональным управлением госохранкультуры было установлено, что объект обладает признаками объекта культурного наследия и подлежит включению в перечень выявленных ОКН.
В целях сохранения объекта был осуществлен проект реставрации здания, выполненный в 2015-2016 годах ООО "АСГАРД" под руководством главного архитектора мастерской А.С Шумилкина и главного архитектора проектов М.С Шумилкина. Эскизный проект реставрации предусматривал восстановление исторической покраски фасадов и интерьеров, реставрацию и замену оконных и дверных заполнений, профилированных карнизов, декора интерьера зрительного зала, фойе, вестибюля и буфета.
Фото: google maps
Уважаемые читатели! Подписывайтесь на новости нашего информационного агентства в социальных сетях: Facebook, Telegram, Вконтакте, Одноклассники. Будем рады вашим комментариям, нам важно знать ваше мнение о событиях города и региона.