Эксперт-мониторинг событий 23-28 ноября 2020 года. Нижегородские эксперты анализируют федеральные, региональные и муниципальные события уходящей недели, влияющие на политическую, экономическую и социальную ситуацию в Нижегородской области.
Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию – визит президента Владимира Путина в Нижегородскую область
Политический обозреватель Вадим Андрюхин: Долгожданный визит Владимира Путина в ЗАТО Саров состоялся. Глава государства посетил Российский федеральный ядерный центр и ознакомился с цифровыми продуктами "Росатома". Визит носил федеральный характер и из местной специфики для нижегородских наблюдателей важна встреча Путина с губернатором Глебом Никитиным. Внешне формальная и протокольная встреча стала очередным важным для Никитина отчетным рубежом. Для большинства губернаторов встречи с президентом являются подтверждением одобрения деятельности и доверия. Никитин совсем недавно "пережил" волну версий о своем возможном уходе из региона на повышение. Теперь на подобных темах на очередной временной отрезок можно "поставить крест". Путин в беседе с Никитиным дает понять, что ему известны проблемы региона и решать эти накопленные проблемы будет никто иной как Никитин. Особо Владимир Путин отметил проблему сокращения численности населения. За три квартала 2020 года естественная убыль в Нижегородской области выросла почти на треть. Губернатор Никитин признался, что данную проблему считает личным вызовом, но в ответе Путину не назвал конкретных сроков, цифр и мер, которые необходимо предпринять.
В целом визит главы государства в регион укрепил авторитет губернатора, который ему жизненно необходим, в том числе и для решения лоббистских задач на федеральном уровне при реализации ряда проектов в канун 800-летия Нижнего Новгорода.
Региональная тема – дефицит областного бюджета увеличен до 22,3 млрд рублей, и депутаты Законодательного собрания начали обсуждать бюджет на 2021-23 годы.
Политолог Виктор Лысов: В ноябре в Нижегородской области, впрочем, как и во всех регионах России, начался увлекательный процесс: Заксобрание одновременно принимает изменения в бюджет текущего года и рассматривает проект бюджета на будущий год. Уходящий 2020 год из-за пандемии выдался особенным. По оценкам профессора Натальи Зубаревич, сумма трансфертов регионам из федерального бюджета за 9 месяцев эсоставила 888 млрд рублей (рост 56%), а потеря регионов составила 408 млрд. Превышение почти 500 млрд. Кто бы мог такое предположить в конце 2019 года, когда принимался бюджет Нижегородской области? Напомню, доходы и расходы составляли 194,6 млрд рублей при нулевом дефиците. А в итоге получили после внесения изменений в бюджет: доходы – 209,6 млрд, расходы – 231,9 млрд, дефицит – 22,3 млрд.
Произошли за год (впрочем, вероятно, последуют и еще) и изменения в расходах на основные программы по развитию образования с предполагаемых 43 млрд рублей до 45,3 млрд и здравоохранения – с 29,1 млрд – до 37,6 млрд, что вполне объяснимо. В бюджете 2021 года доходы планируются в сумме 183,9 млрд рублей (заметьте, это на 10,7 млрд меньше, чем планировалось в декабре 2019 года), расходы – 198,9 млрд (меньше на 4,3 млрд), а дефицит – 15 млрд рублей. Как можно увидеть, дефицит бюджета 2020 года вырос от планируемого на целых 22 млрд рублей, так что можно ожидать рост дефицита и в 2021 году.
В 2021 году расходы на основные программы изменятся не существенно: на образование – 45,8 млрд (+ 0,5 млрд), на здравоохранение – 28,8 млрд (- 8,6 млрд, видимо в расчете на федеральную поддержку), социальная поддержка населения – почти 34 млрд (- 0,7 млрд по сравнению с планируемой суммой в декабре 2019 года, и здесь, полагаю, расчет на федеральный бюджет).
Основной новацией в распределении регионального бюджета в пользу местных, является увеличение доли распределения дохода от использования упрощенной системы налогообложения с 20% до 30%, что по оценке правительства Нижегородской области, должно совокупно увеличить собственные доходы муниципалитетов на 1 млрд рублей. Эта оценка выглядит явно завышенной, поскольку в бюджете 2020 года и проекте бюджета на 2021 год доход от упрощенной системы составляет всего 7,8 млрд и 7 млрд соответственно. Полагаю, было бы гораздо целесообразней отдать эти доходы целиком в местные бюджеты, поскольку этот налог собирается исключительно на местах.
В ходе обсуждения проекта бюджета на 2021 год депутат от КПРФ Владимир Буланов поинтересовался мерами правительства по предотвращению "вымирания" населения. Вопрос Буланова совпал с интересом президента Путина к проблеме сокращения населения региона. Губернатор Никитин на встрече с президентом в Сарове заявил, что ростом расходов на программу "Демография" проблему не решить, для этого необходимо менять "самое главное, ожидания людей, ожидания перспектив – что происходит в городе в сравнении с тем, что происходит в Москве, в стране, в мире". Не согласиться с этим невозможно. Но это совсем не бюджетная тема.
В начале комментария я назвал процесс рассмотрения бюджета региона увлекательным. Вероятно, с такой оценкой многие не согласятся. Увлекательным бюджетный процесс может быть только для чиновников правительства, депутатов Законодательного собрания, органов власти МСУ, для руководства предприятий и организаций, нескольких десятков получателей субсидий из регионального бюджета. Абсолютное же большинство граждан Нижегородской области совершенно равнодушны и к бюджету и бюджетному процессу. Свидетельством этого прискорбного факта являются общественные обсуждения бюджетов, куда для массовости сгоняются местные чиновники. Причина подобного явления состоит в том, что большинство граждан не считают (и совершенно справедливо), что именно они являются источником формирования доходной части бюджета, то есть, грубо говоря, это не их деньги, и в лучшем случае относятся к бюджету абсолютно потребительски. И никакое "инициативное бюджетирование" эту проблему не решит. Но об этом как-нибудь в другой раз.
Муниципальная тема – возвращение Думе Нижнего Новгорода полномочий
Директор ИА "Нижний сейчас" Сергей Раков: На очередном заседании Гордумы обсуждался вопрос о возвращении депутатам полномочий по утверждению заместителей главы администрации Нижнего Новгорода. Эта тема пока не привлекла внимания большинства СМИ и наблюдателей. А зря. Не исключу, что мы становимся свидетелями начала новой тенденции – укрепления новой Думы в "противовес" новой администрации города. И возможно за желанием утверждать замов Юрия Шалабаева последуют и другие инициативы, если конечно эту "смелость" не "погасят" в кулуарах. Возгорится ли из искры пламя, покажет время.
Смелым и искрометным депутатом стал опытный Андрей Дранишников. Он напомнил, что прежде у депутатов были такие полномочия и предложил этот вопрос рассмотреть в будущем. Председатель думы Олег Лавричев дал неопределенный ответ, что, мол, на каком-то отрезке времени будут проведены консультации и выработано решение.
Дума прошлого созыва лишилась ряда полномочий и соответственно нынешняя Дума работает в прежних условиях. Сейчас, когда все выборные страсти улеглись, можно подумать и о собственном депутатском достоинстве. Чувствуется, что даже обновленный и "согласованный" состав пока не в восторге от работы новой администрации и от независимых от Думы кадровых и не только решений мэра. А пока депутаты собираются с "силами и мыслями", все затянувшиеся кадровые назначения уже произойдут, согласно принятой новой структуре мэрии. Кстати, это уже второе обновление структуры за 7 месяцев работы во главе города Юрия Шалабаева. Заместителей у мэра стало четыре вместо пяти и статус замов главы администрации города возвращен восьми главам районов. При этом на фоне цифровизации и современных технологий управления о логичной и давно необходимой оптимизации численности городских чиновников не упоминается.
Основное фото: ИА "Нижний сейчас"