Вентиль вправо, вентиль влево…

26 апреля 2021 в 12:03

В Нижнем будет жарко. Жарко в многоквартирных домах. Потому что миновала наконец эта снежная зима, на дворе – весна и временами теплое солнышко. Но, как всегда, смена времени года вовсе не означает, что нижегородские предприятия теплоснабжения понизят температуру горячей воды в батареях центрального отопления жилых домов.

Куй, пока горячо

416,3 млн рублей – столько переплатили нижегородцы за отопление зимой 2019-2020 годов. 256,3 млн АО "Теплоэнерго" и 160 млн "Волгаэнергосбыту". Средняя сумма возврата средств жителям должна была составить порядка 1 тысячи рублей. Но вернуть обещали не весной 2020, а весной 2021 года. Между тем, за отопление зимой 2020-2021 с нижегородцев тоже брали лишнего. И АО "Теплоэнерго" обещало вернуть за эту зиму 57 млн. Но не весной 2022, аналогично предыдущему отопительному сезону, а нынешней весной. Вернулся ли прошлый долг и какой вернули, какой нет – это горожанину уже трудно установить. Путаница в пределах 1-2 тысяч рублей для одного жителя, возможно, не составит серьезного ущерба кошельку, но для теплоснабжающих предприятий "потеря" или "забывчивость" сотен миллионов, или даже десятков – выглядит заманчиво.

Ловить возможности в такой вот путанице, точнее, в мутной воде, ресурсным организациям позволяет сама система, оставшаяся в наследие от СССР. С одной стороны, изношенные нередко до 90% коммунальные системы – это постоянные аварии, прорывы труб и потопы, с другой – советская модель довольно удобна для необоснованного и плохо контролируемого накачивания ее деньгами потребителей. Для кого-то плюс в виде этой возможности накачивания перевешивает минус с авариями и необходимостью модернизации. В Советском Союзе ресурсы стоили мало, и трубы не рвались в самый разгар отопительного сезона. Теперь же все это не просто дорого – это фантастические деньги. В Нижнем Новгороде, например, ключевые ресурсоснабжающие организации на 100% принадлежат муниципалитету. И бюджетные расходы на содержание этой системы всегда можно лоббировать. Например, через депутатов.

ПереТОП-менеджеры

Несмотря на не слишком суровые январь-февраль 2020 года и теплые октябрь-декабрь того же года, жители многих домов в Нижнем Новгороде получили в квитанции "доначисление" за услугу "отопление". И снова наблюдается нередкое явление, когда практически одинаковые конструктивно многоквартирные дома (МКД), стоящие рядом, на одной трубе, получают разные квитанции – один в плюс, другой – в минус. Почему это происходит?

Стоит сказать, что в наследие тепловым потомкам страна Советов оставила не только саму систему ЖКХ, но и кучу СНиПов, правил и расчетов, по которым следовало работать. Однако сейчас, как говорят специалисты сферы ЖКХ, владельцы ресурсоснабжающих предприятий о них намеренно забывают, чтобы получить сверхприбыли. И работа этих компаний идет в каком-то смысле по волюнтаристскому принципу. Примером являются так называемые "недотопы" зимой и неадекватно высокие параметры теплоносителя весной, т.е. "перетопы".

В случае "недотопов" о проблеме сразу становится известно общественности, поскольку страдают жители, в первую очередь, пожилые люди, дети, лица с ОВЗ и другие, и это не обходят вниманием СМИ и соцсети. От управляющей компании требуют вставать на защиту мерзнущих жильцов. Председатели советов МКД штурмуют депутатские приемные. Но нынешний депутатский корпус на 100% провластный. Депутаты, понимая зависимость от ключевого городского тепловика и, следовательно, его владельца – администрации города, изо всех сил пытаются переложить ответственность за корректировки в квитанциях на ДУКи. При этом они закрывают глаза на неправомерные претензии к жилищникам по сугубо коммунальным вопросам и удобно "забывают", что большая часть нижегородских МКД перешла на прямые договоры с тепловиками.

Разумеется, возникает вопрос, почему бы не сделать все по уму: зимой воду греть, как следует, а весной уже избавляться от лишних и очень дорогих гигакалорий? Ответ на этот технический вопрос лежит в плоскости экономики и финансов предприятия. Однако экономия на тепле для горожан очевидно привлекательна топ-менеджерам и владельцам тепловых активов.

Но если экономят с выгодой зимой, почему же не экономят весной? Ведь вроде бы работает та же схема – сэкономил, значит заработал? Но здесь не совсем так. У тепловиков есть квота, которая должна быть выработана за год. Невыработка ее означает, что в следующем году при том самом перерасчете за тепло не получится выставить "приятную" для предприятия сумму "доначисления". По сути, получается, что расходуется одинаковое количество теплоэнергии (а у жителей денег за отопление), но зимой – холодно, а весной – нечем дышать. Вот такая тепловая путаница ежегодно происходит в Нижнем Новгороде.

Платите, не спрашивайте

И годами жители вынуждены содержать колоссальные, порой совершенно избыточные мощности тепловой инфраструктуры. Между тем денег, которые за долгие годы содержания теплового гиганта потрачены нижегородцами, вполне хватило бы на обустройство индивидуальных тепловых пунктов в МКД – мини-котельных, обслуживающих дом.

И это происходит несмотря на то, что регион участвует в федеральных экономических программах, получая на это большие суммы. Но на модернизацию коммунальной сферы почему-то ничего не доходит.

Городской бюджет за счет горожан пополняется многомиллионными прибылями тепловой организации. По сути, в тепловой тариф жителя МКД заложена "мзда" на городские нужды. При этом муниципалитет, являясь единоличным хозяином теплоснабжающих организаций, не возражал, например, когда АО "Теплоэнерго" долгое время спонсировало хоккейную команду "Торпедо", потратив на это 345 млн рублей горожан, не спросив их согласия.

В качестве послесловия

Неделю назад в "Теплоэнерго" в ответ на запросы СМИ, почему тепловики не спешит отключать отопление, дали такое объяснение: "Дело в том, что в отопительный период котлы нагревают воду и для батарей, и для горячего водоснабжения. Если понизить температуру в батареях, то и горячая вода в кранах не будет соответствовать нормативам. После завершения отопительного сезона котлы переключают только на горячую воду". Кроме того, компания отметила, что процесс отключения тепла сложный, требует подготовки и проводится исключительно по установленному расписанию. В общем, комментарии излишни, как говорится. Просят отнестись с пониманием, им не хочется менять принцип работы ради эффективности и не брать с горожан сверх нормы.

Основное фото: "День города"