Сегодня губернатор Нижегородской области Валерий Шанцев посетил региональный комитет по делам архивов, где узнал о том, как и чему обучались юные нижегородцы в XIX и начале XX веков. Об этом сообщает пресс-служба Губернатора и Правительства Нижегородской области.
Валерий Шанцев познакомился с программой образования по различным предметам нижегородского ремесленного училища за 1880 год. Особенно удивили Губернатора требования, предъявляемые к учащимся 1 класса, которые к концу года согласно «Программе преподавания русского языка» должны были свободно и выразительно читать, уметь связно пересказывать прочитанное, знать наизусть 10 басен И.А. Крылова.
Во время знакомства с документами глава региона решил задачу по математике, которую когда-то на вступительном экзамене в училище решал революционер, большевик Яков Свердлов, вместе с журналистами выполнил упражнение из учебника по русскому языку за 1881 год и проявил свои познания в русской словесности. Валерий Шанцев отметил, что «несмотря на то, что по правилам словесности в русском языке было запрещено употреблять иностранные слова, но если термины относились к науке, технике и искусству, то использовать их было можно. Например, такие голландские, английские, немецкие слова как балласт, лоцман, штурман, фляжка появились в русском языке преимущественно в Петровские времена в связи с развитием мореходства.
Особое внимание Губернатора привлекла «Балловая тетрадь об успехах, внимании, прилежании и поведении учеников 1 основного класса Нижегородской гимназии за 1896/1897 учебный год», где среди изучаемых «первоклашками» предметов были «Закон Божий», «Русский язык и словесность», «Латинский язык», «Арифметика», «География», «Рисование» и «Чистописание». По каждому предмету ученикам выставлялось четыре оценки: за успехи, за внимание, за прилежание и за поведение. Знания, как и в современных школах, оценивались от 1 до 5 баллов. Губернатор подчеркнул, что «каждому времени, каждому историческому периоду присущи свое образование, свои программы, свои методы воспитания, и вряд ли сегодня можно знания оценить по пятибалльной системе», также Валерий Шанцев отметил, что, судя по оценкам в балловой тетради, знания гимназистам давались очень нелегко, и многие даже не были переведены из первого класса во второй класс.
В конце экскурса в историю глава региона, пролистывая «Букварь» и учебник «Арифметики», рассказал, по каким учебникам сам учился в школе.
Как отметила сотрудник архива, эксперт 1 категории Елена Ешан: «Удивило стремление Губернатора узнать что-то новое из истории образования, он не только задавал вопросы, касающиеся программ по различным предметам и системы оценок в дореволюционной России, но и сам проявил глубокие знания и русской словесности, в частности норм употребления в те времена иностранных слов в языке, и истории нижегородского края».
В конце Губернатор поздравил учащихся с Днем знаний и пожелал им «хороших успехов в учебе и желания получать как можно больше знаний».