Устройство не во благо

На минувшей неделе Юрий Шалабаев, готовящийся посредством послушных голосующих рук новой гордумы стать полноценным мэром, показал заместителю министра строительства и ЖКХ России Максиму Егорову ход работ по национальному проекту "Жилье и городская среда". И получил ожидаемое одобрение = поддержку.

Это ваше и это тоже ваше

Замминистра посетил парк Пушкина, сквер "Звезда" и жилой квартал на улицах Бекетова, Моховой и Горловской."Здорово, что именно горожане решают, где во дворе должна быть парковка, где игровой городок, а где площадка для занятий спортом", - отметил высокий гость. По словам Егорова, ключевую роль играет программа формирования городской среды. При этом он провел параллели с Фондом капитального ремонта (ФКР), который ремонтирует дома за свой счет, а придомовые территории по программе комфортной среды.

Устройство не во благо

Фото: администрация Нижнего Новгорода

Упоминание Фонда не совсем уместное и удачное, поскольку, во-первых, ФКР не ремонтирует с некоего своего счета, а аккумулирует средства, собранные с жителей для капремонта. И, по сути, замминистра, связав капремонт и благоустройство, не скрыл истинную причину программы комфортной городской среды - перенести бремя содержания дворов на плечи жителей.

По грандиозной и весьма туманной схеме капитального ремонта жителям многоквартирных домов (МКД) было предложено самим вкладываться в капремонт на том основании, что квартиры в собственности граждан. При этом лукаво проигнорирован главный вопрос: прежде чем передавать дома для приватизации, муниципалитеты должны были эти дома привести в порядок, обеспечить "пригодность" этого жилья. Иначе это не передача, а опасная для жизни жителей уловка: "забирайте, приватизируйте, а если через неделю на вас рухнет потолок или взорвутся трубы, то мы уже не при делах". Созданный с ФКР Региональный оператор стал собирать деньги в "общий котел", а уже оттуда началось деление собранных средств на дома по категориям. Однако стоит помнить, что ремонт аварийного жилья осуществлялся на деньги жителей.

Но, кажется, переложив содержание домов (в формате ТСЖ или ДУКов) на плечи жителей, муниципалитеты так и не смогли расправить плечи и создать эффективную и безубыточную систему жилищно-коммунального хозяйства. Денег не приросло. И тенденция последнего времени аналогична капремонту: муниципалитеты стремятся возложить бремя расходов на благоустройство на собственников многоквартирных домов. При этом опять же, как в случае с капремонтом, передать, не приведя в порядок.

Вы проиграли "Благоустройство". Попробуйте еще раз

На словах программа формирования комфортной городской среды выглядит вполне благородно. Жителям предлагается участвовать в конкурсе на благоустройство своей придомовой территории. Минимальный список: ремонт дворовых проездов, освещение, скамейки и урны. Дополнительный: оборудование детских и спортивных площадок, парковок. Победители получают приз – обустроенный за счет федерального, областного и городского бюджетов двор, а "неудачники" - живут по-прежнему в зависимости от того, есть ли у ДУКа или ТСЖ деньги. Государство и муниципалитеты, как видим, устранилось с помощью этой программы от ответственности за придомовые территории, заняв позицию благодетеля.

Между тем, во многих случаях придомовая территория ограничивается практически отмосткой здания, а за ней — городская территория. Гораздо реже к общедомовой собственности отнесена часть двора с размещенными на ней объектами. Чаще всего большая часть двора – муниципальная территория, которую город должен содержать без "подарков".

А мы наблюдаем подчас разительный контраст между содержанием придомовой территории, принадлежащей собственникам, и муниципальной. Видим убитые дворовые проезды, отсутствие освещения или его отключение ровно в полночь (так город экономит электроэнергию), что зимой становится причиной травм, отсутствие парковок, в результате чего уничтожаются газоны. Видим опасные детские игровые комплексы, отсутствие программы озеленения и планомерную вырубку деревьев без компенсационных мер.

Между тем, содержание территории в жилых районах является обязательной нормой закона и не зависит от того, кому она принадлежит. Контролирующие органы – Государственная жилищная инспекция, административно-технический надзор – на начальном этапе выставят предписание, а затем начнут выкатывать серьезные штрафы.

При этом муниципалитет не может сам на 100% обеспечить безопасность детских площадок.

Так, в дважды открытом сквере на ул. Мончегорской оборвался трос у качелей, из-за чего пострадали два ребенка. Этим происшествием заинтересовался Следственный комитет. Надо отметить, что благоустройство сквера обошлось бюджету в 13,2 млн рублей в рамках все той же программы "Формирование комфортной городской среды".

Устройство не во благо

Фото предоставлено жительницей ул. Мончегорской

Как сообщили СМИ, одновременно прокуратура Советского района Нижнего Новгорода выявила опасные детские площадки еще по нескольким адресам.

Эта ситуация происходит по той простой причине, что муниципалитет по программе ФКГС закупает самое дешевое оборудование. И это не все. С 1 июня должен был вступить в действие новый Технический регламент Евразийской экономической комиссии по детским площадкам. Но продавцы оборудования уговорили отложить его введение до 1 декабря 2021 года. Поэтому отследить контрафакт (а по данным специалистов, его поступает до 90%) практически невозможно.

Таким образом, муниципалитет не может обеспечить безопасность площадок, а сами жители в случае переноса благоустройства на их плечи вряд ли сумеют вообще их поставить. По крайней мере, смогут только в образцовых домах.

Разруха как статус-кво

 Таких, к примеру, как ЖСК под председательством Михаила Швыганова. Напомним, он пытался баллотироваться в кандидаты в депутаты. Казалось бы, деятельный, уважаемый и грамотный председатель — желанный в гордуме человек. Однако административный ресурс был брошен на то, чтоб препятствовать регистрации его кандидатом. А губернатор даже не приехал на открытие жителями собственного фонтана, на которое его открыто пригласил Швыганов. Хотя это был прекрасный повод одобрить радетельных собственников жилья, поставив их в пример.

Устройство не во благо

Фото со страницы Михаила Швыганова

Кажется нелогичным такой поворот: если власть собирается благоустройство переложить на жителей, то почему не поддерживает прекрасные примеры, как собственники справляются сами? Получается, администрация не может справляться с благоустройством сама, но и активность, самостоятельность жителей тоже не поощряет. Возможно, причина в том, что если все граждане начнут более детально и тщательно разбираться в городском хозяйстве, вопросов к городскому управлению будет еще больше, а контраст между муниципальной и придомовой территорией еще заметнее. Из этого парадокса печальный вывод: тренд власти на перекладывание благоустройства на жителей без поощрения их грамотности и активности - это заведомое обречение дворов на еще худшее состояние. А "подарки" в виде финансирования победителей конкурса "Комфортная городская среда" будут создавать видимость заботы власти.

Беда в том, что состояние основного массива жилфонда, переданного когда-то на приватизацию без предварительного доведения до надлежащего состояния, таково, что ни у среднестатистических ТСЖ, ни у ДУКов нет возможности содержать на "5" и благоустраивать дворы, потому что крыши, трубы, балконы и подвалы сжирают приличную сумму даже на текущий ремонт, не говоря о капитальном. При этом муниципальные предприятия, управляемые полностью мэрией, не спешат рассматривать варианты снижения тарифов, а только повышают. И плата за тот же самый ОДН становится для граждан едва посильной. 

Депрессия как тенденция

 Было бы можно как-то объяснить стремление муниципалитета "уйти из дворов", если бы общественные пространства благоустраивались на отлично. Но раскуроченные зоны отдыха: сквер "Звездинка", сквер на Ковалихинской, Щелоковский хутор, Мещерское озеро, сквер на Усилова, и, конечно, самый тревожный объект — парк "Швейцария" — вызывают у горожан шквал критики.

17 сентября прокуратура в очередной раз обратила внимание на благоустройство около Мещерского озера в Канавинском районе. Контракт за 194,5 млн рублей был заключен с единственным участником торгов – ООО “Дорожник”. При этом подрядчик сорвал сроки, а уже вскоре после завершения благоустройства местные жители стали жаловаться на всевозможные дефекты. Некоторые из них потом устраняли.

Возмутительные последствия этого "благоустройства" на всю страну показал известный блогер Илья Варламов.

Особенно прискорбно, что это вовсе не повсеместная тенденция. Нижегородцам уже в целом не режет глаз общая разруха и неухоженность, между тем как туристы и гости, например, из Казани, Тюмени, Екатеринбурга, Ярославля, Саранска с удивлением замечают эту депрессию и накопленную усталость, отражающуюся и в благоустройстве.

А платить сознательным

Напомним, что муниципальные территории обслуживаются структурами районных администраций. Соответственно, источники финансирования должны изыскиваться из бюджета. Городская власть понимает, что благоустраивать город нужно, и это уже не просто обязанность по Уставу города, но жесткий запрос современности, который к тому же подпитывается желанием побывавших за границей нижегородцев видеть в своем доме, дворе, на своей улице тот же порядок, удобство и ухоженность, что и за рубежом. Но эти общественные пространства и дворы требуется не только один раз благоустроить, но и впоследствии добросовестно обслуживать (что дороже, чем благоустроить). Поэтому при вечном дефиците средств, проблемах управления и отсутствии преемственности в городской власти содержание муниципальных придомовых территорий и дворов более чем удручающе. И наблюдаемый тренд не дает сомневаться в попытках органов городского управления ЖКХ присоединить городские территории к общедомовому имуществу, за обслуживание которого деньги будут взиматься с жителей домов.

Надо отметить, что, с одной стороны, это может повлиять на сознательность жителей и заставить их бережнее относиться к имуществу. Ведь к владению общим имуществом граждане далеко не везде оказались готовы, привыкнув за годы проживания в домах, принадлежащих государству, относиться к местам общего пользования как к ничьим — безответственно и часто наплевательски. Недонесенный до мусороприемника пакет с отходами, выброшенный в подъезде, затушенные о стены окурки, изуродованные надписями лифты и фасады, выбитые окна, вырванные кнопки управления лифтом – это не дело рук диверсантов из-за границы, это делают наши соседи, горожане, соотечественники. Все это, увы, крепко сидит в собственниках жилья, зачастую не знающих, что уродуют они свое собственное имущество. Пусть и общедомовое. Но за надписи на стенах и поломанные почтовые ящики приходится платить им самим, поскольку ремонт домов производится из статьи "содержание жилья". Так же будет и в случае переноса содержания дворов из муниципалитета на собственников. Возможно, сознательность вырастет, но возможно, и не нет. При этом долги по оплате ЖКУ чаще всего имеют несознательные жильцы.

Поэтому, с другой стороны, обуза содержания двора ляжет на плечи сознательных, кто, как правило, и исправно платит, и стремится содержать в порядке и подъезд, и придомовую территорию, так как понимают, что это тоже их собственность. А мусорить продолжат маргинальные злостные неплательщики. Очевидно, что весьма далека от справедливости такая двойная нагрузка: во-первых, власть перекладывает содержание придомовой территории на всех собственников, а во-вторых, безответственные собственники в свою очередь перекладывают его на ответственных. То есть, еще раз повторим: такими попытками администрации уйти от благоустройства дворов их разруха констатируется и закрепляется как статус-кво.

И еще одна несправедливость. При установке светильников кто-то должен платить за свет, парковочные места должны очищаться от мусора и снега зимой, дворовые проезды и бордюры своевременно ремонтироваться, детские игровые комплексы, лавочки, урны – все требует ухода, а значит и денег. И если благоустроенную территорию нарекают общедомовой – все это траты жителей домов. Им захочется защитить свои вложения. Как тогда запретить пользоваться дворовыми проездами гостям двора, как обеспечить сохранность детского городка от "чужих" детей, как помешать погодным условиям разрушать асфальт? Разумеется, никак. Получается, что "кусок" облагодетельствованной земли, островок цивилизации и порядка, по сути, просто приманка для того, чтобы скинуть с города нагрузку по ремонтам дворов.

Кроме того, надо заметить, что мэрия, реализуя различные проекты дворовой локации, грантовые или муниципальные, например, "Турник в каждый двор", ставит спорткомплексы только там, где жители соглашаются включить землю под будущими комплексами в общедомовую собственность. То есть, содержать подарок далее будут жители.

"На тебе, боже, что нам негоже", - говорится в русской поговорке. Для региональных и городских властей "негодное" звучит более конкретно: "невыгодное", то, что содержать накладно, а не содержать нельзя. Ни избирательные подарки в виде "Комфортной городской среды", ни прочие конкурсы, ни масштабные тематические проекты не могут нивелировать факт очередного переложения забот по содержанию своих дворов на плечи жителей.

Договоры софинансирования проектов по комплексному благоустройству не имеют пока массового характера, но стоит ли его расценивать как пробный шар в деле "приватизации" запущенной городской территории, время покажет.

Основное фото: администрация Нижнего Новгорода