"Усиление контроля над госкорпорациями, здоровье Волги и 200 дорогих автобусов для Нижнего Новгорода", - эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Эксперт-мониторинг событий с 22-26 июля 2019 года от АНО “Минин-центр”. Эксперты анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области с долговременными тенденциями. 

Федеральная тема, влияющая, в том числе и на ситуацию в Нижегородском регионе – усиление контроля над госкорпорациями

В Госдуму внесен проект об обязательной отчетности российских госкорпораций перед парламентом. "Справедливая Россия" внесла в нижнюю палату парламента законопроект, которым предлагается обязать шесть крупнейших российских госкорпораций и компаний отчитываться перед Федеральным Собранием РФ в связи с выявлением неэффективного расходованиея денег. Законопроект охватывает Агентство по страхованию вкладов (АСВ); Банк развития (Внешэкономбанк); Ростехнологии; Росатом; Росавтодор; Роскосмос. По данным Счетной палаты РФ, у этих корпораций в ходе проверок было выявлено неэффективное расходование на сумму более 600 млрд рублей в период с 2012 по 2014 годы. Речь идет как о неэффективных расходах на оплату труда топ-менеджмента, так и о множестве инвестиционных проектов, не оправдавших ожидания инвесторов, что в итоге привело к дополнительным выплатам, которые легли на плечи налогоплательщиков, выраженным в адресной государственной поддержке отдельных государственных корпораций и компаний.

"Усиление контроля над госкорпорациями, здоровье Волги и 200 дорогих автобусов для Нижнего Новгорода", - эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Игорь Соловьев (фото: Минин-центр)

"Абсолютно здравое решение усилить контроль над госкорпорациями. И список госкомпаний для контроля нужно увеличивать. В списках пока нет ОСК, Ростелекома и так далее. Кстати, инициативу эсеров подхватили "хитрые" догоняющие тему единороссы. Но скорее это произошло не от искренних мотивов, а из-за наличия "нескольких башен в Кремле" у которых, к сожалению не единые задачи. Причем все уже воспринимают госкорпорации как субъекты большого бизнеса со всеми вытекающими атрибутами и забывают, что этот бизнес ведется в интересах государства и как следствие в интересах граждан. Любой бизнес преследует простую цель – получение прибыли", - комментирует эксперт "Минин-центра" Игорь Соловьев.

"Госкорпорации должны пополнять бюджет государства. В данном случае появление такого явления как госкомпания или госкорпорация стало обновленной прослойкой в структуре экономики. За три года до 2014 года 600 млрд рублей "ушли" не для пользы дела. Остается только догадываться какая сумма использована не эффективно, а попросту украдена, в период с 2015 года по сей день. На высшем уровне заявляется, что олигархов в России уже нет. При этом госкорпорации стали давно уже вести деятельность с олигархическими признаками. Не секрет, что за некоторыми госкорпорациями закрепилась и политическая функция. Многие губернаторы находятся под кураторством и являются клиентелой того или иного руководителя госкорпорации. Считать это нормальным явлением весьма сложно. Получается, что вопросы внутренней политики администрация президента отчасти отдала на своеобразный аутсорсинг госкорпорациям", - подчеркнул эксперт.

"На примере Нижегородской области четко видно и взаимодействие и столкновение политических интересов двух госкомпаний – Росатома и Ростеха. В нижегородских и даже федеральных медиа уже давно устоялся тренд, что губернатор Глеб Никитин – это "человек Чемезова" (Ростех), а мэр Нижнего Новгорода Владимир Панов - "ходит под Кириенко" (экс-Росатом, ныне администрация президента). Об этом уже открыто говорит полгорода и политические эксперты, комментируя ту или иную ситуацию, держат это в уме. Этому находится множество прямых и косвенных подтверждений. Именно в этом причина тлеющего конфликта между "белым и серым домами" Нижегородского кремля. И у Росатома, и у Ростеха в регионе достаточно предприятий. И к тому же топ-менеджемент Росатома во многом состоит из нижегородцев. Разница в "школах", которую прошли руководители этих корпораций. Школа Росатома – это административно-политическая школа, а школа Ростеха - это в основном линия силовиков и спецслужб. Пока позиция Ростеха в регионе выглядит убедительнее. Не исключу, что усиление контроля над госкорпорациями и возможное развертывание законодателями целой кампании стратегического контроля над огромными финансовыми потоками, имеет целью как раз сконцентрировать деятельность госкомпаний на экономике, а не на политике", - резюмировал Соловьев

Региональная тема – очередное заседание рабочей группы Госсовета России по направлению "Экология и природные ресурсы" было посвящено проблемам мусорной реформы и проблемам реки Волга

25 июля в Москве губернатор Нижегородской области Глеб Никитин провел заседание рабочей группы Госсовета РФ по направлению "Экология и природные ресурсы". В частности, был, затронут вопрос о необходимости выделения федерального финансирования на проектирование объектов в рамках проектов "Чистая вода" и "Оздоровление Волги" нацпроекта "Экология". Это вопрос касается множества регионов центральной России.

"Усиление контроля над госкорпорациями, здоровье Волги и 200 дорогих автобусов для Нижнего Новгорода", - эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Сергей Раков (фото: НИА "Нижний Новгород")

"Медленно, но верно губернатор погружается в проблемы экологии. Звучат конкретные предложения по совершенствованию механизмов управления и называются инструменты привлечения финансирования. Как становится ясно, из опубликованных по итогам документов, вопросы финансирования до сих не решены в части проектирования специальных объектов. Тема экологии сверх актуальная для современного общества. Зачастую именно экологическая тематика становится основой протестных настроений", - комментирует эксперт "Минин-центра"- Сергей Раков.

"Череда заседаний рабочих групп госсовета в итоге должна вылиться в практическую плоскость, и люди должны увидеть перемены в основных отраслях экономики и сферах жизни. Таких же практических решений ждем и по теме экологии и особенно по проекту "Оздоровление Волги". Именно Никитину, губернатору Нижегородской области, как никому другому выпала честь и обязанность заниматься проблемами Волги. Если опустить высокопарные слова, то появляется действительно реальная возможность в комплексе решить проблемы реки. Как всегда время идет, заседания множатся, федеральный "замах" присутствует – теперь главное перейти к практическим действиям. То, что проблема реки возведена в ранг федерального уровня, дает надежду, что уже в ближайшее время "от слов перейдут к делам". Окончание проекта запланировано в 2024 году. Если только представить, что через пять лет на Волге радикально изменится экологическая обстановка, то за это, как говорится, можно ставить памятник при жизни. Только политик и управленец высокого уровня, понимающий все "правила игры" на всех уровнях способен поднять и решить такую многослойную проблему. У Никитина такой ресурс для работы есть. Осталось только подождать пять лет и сделать выводы", - резюмировал он.

Муниципальная тема – Нижний Новгород готовится к покупке 200 дорогих автобусов

Дума Нижнего Новгорода 24 июля 2019 года на совместном заседании комиссий вынесла на заочное голосование вопрос о закупке 200 автобусов. В день голосования была получена гарантия от губернатора Глеба Никитина, который подтвердил намерение регионального кабмина субсидировать приобретение нового подвижного состава в случае софинансирования со стороны города не менее 67,2% от общей стоимости покупки.

"Усиление контроля над госкорпорациями, здоровье Волги и 200 дорогих автобусов для Нижнего Новгорода", - эксперт-мониторинг "Минин-центра"

Вадим Андрюхин (фото: НИА Нижний Новгород)

"Резонансной и спорной стала дискуссия об условиях покупки автобусов, которые администрация Нижнего Новгорода собирается провести по лизинговой схеме. Несмотря на значительную долю предусмотренных субсидий, депутатов смутили общие затраты на покупку автобусов, которые с учетом услуг лизинговой компании составят более 3 миллиардов рублей. Таким образом, стоимость одного автобуса превысит 15 млн рублей, что является почти двойной ценой", - комментирует эксперт "Минин-центра" Вадим Андрюхин.

"Ситуация действительно странная. Еще не в полном объеме заработал ресурс прежней партии автобусов - у города не хватает водителей. И все еще помнят, как бесхозяйственно поступили в НПАТе с автобусами-гармошками – их убили неверным техническим обслуживанием. И кстати, виновники остались безнаказанными. Я уже не говорю о постоянной сменяемости руководителей НПАТ. И вот городское предприятие наполнится очередной партией автобусов, которым, скорее всего, грозит простой", - подчеркнул он.

"Я полностью солидарен с депутатами, которых взволновали финансовые условия покупки. И то, что администрация пытается прикрыться договоренностью об отсрочке платежей, которые начнутся лишь через два года, еще больше усугубляет ситуацию. Скорее всего, в администрации через два года чиновников, принимающих решения сегодня, уже не будет, да и Дума города уже будет иной. Бесспорно, обновлять парк общественного транспорта нужно и улучшать транспортное обслуживание горожан необходимо. Но способно ли существующее предприятие принять такой "груз" и его эффективно обслуживать? Очень тяжелая нагрузка для бюджета города. Не исключу, что недавний уход из мэрии транспортного зама Панова Романа Колосова связан с иным взглядом на развитие транспорта в городе. Масштабная закупка автобусов – решение, скорее всего, вызванное паническим желанием сокращать на городских маршрутах частных перевозчиков, которые, кстати говоря, все более становятся цивилизованными. Похоже, в этой сделке главным бенефициаром и выгодоприобретателем выступает не город и не пассажир, а производитель автобусов Группа ГАЗ и близкая ему лизинговая компания. Почему так происходит это уже другая тема", - резюмировал эксперт.

Основное фото: ИА "Нижний сейчас"