Эксперт-мониторинг событий 16-20 июля 2018 года от АНО "Минин-центр". Эксперты "Минин-центра" анализируют события уходящей недели, оказывающие влияние на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области с долговременными тенденциями.
Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию – возможное назначение Михаила Бабича послом России в Белоруссии. На уходящей неделе Россия запросила у Минска агреман на назначение Бабича послом в Белоруссии
Как отмечает член президиума совета при президенте РФ по межнациональным отношениям, член попечительского совета "Минин-центра" Богдан Безпалько, назначение Бабича, может, прежде всего, знаменовать новый этап в белорусско-российских отношениях.
"Посол России в Беларуси Александр Суриков находится на своем посту уже более двух каденций. По признанию самих же белорусских экспертов, он больше выступал в качестве лоббиста Минска, чем Москвы по ряду спорных вопросов. Также он фактически одобрил арест трех пророссийских публицистов", - сказал он.
Также эксперт добавил, что новый посол воспринимается как жесткий технократ, который будет жестко отстаивать интересы России в рамках тех проблем, которые приобретают все большую актуальность. "Это отсутствие реальной политической, экономической и военной интеграции в рамках Союзного государства, масштабные контрабандные поставки через Белоруссию несертифицированной и санкционной продукции, нежелание идти навстречу в вопросах военной безопасности и внешней политики, формирование гуманитарной сферы в республике в рамках националистической концепции и многое другое", - пояснил он.
По мнению эксперта, поскольку руководство РФ определенно не намерено поддерживать тот формат отношений и открытого субсидирования Белоруссии, что существовал ранее, то назначение Бабича является закономерным шагом.
Региональная тема – возможный уход Бабича и влияние на политическую ситуацию в Нижегородской области.
Как отмечает эксперт "Минин-центра" Игорь Соловьев, формирование правительства Нижегородской области еще не завершено, и возможный уход Бабича со своего поста может существенно повлиять на деятельность команды врио губернатора Глеба Никитина.
"За последние месяцы в Нижегородской области сложилась весьма эффективная связка двух уровней власти – федерального окружного и областного. Существуя негласно, при явной поддержке федерального центра, эта связка Михаила Бабича и Глеба Никитина позволила быстро решить политические проблемы. Прежде всего, это зачистка альтернативных центров влияния, способных составить потенциальную фронду новой областной власти. Полпредство при этом смогло использовать накопившийся опыт и возможности для утверждения вновь назначенного губернатора и создания широкого маневра действий", - сказал Соловьев.
По его словам, решая проблемы непростого трансферта власти, полпред при этом находился в тени, не выступал на первых ролях и не оттенял молодого губернатора, позволяя последнему уверенно набирать рейтинг влиятельности. "Получился весьма удачный тандем: опытный полпред, готовый на решительные политические действия и молодой интеллектуал – технократ, внедряющий в регионе инновационные социально-экономические модели. Такое разделение функций, не только отлично влияло на имидж каждого, но и являлось весьма результативным", - пояснил Соловьев.
Однако, по мнению эксперта, политические процессы легитимизации нового губернатора до конца еще не решены и возможный уход Бабича – это серьезное испытание для новой областной власти.
"Глебу Никитину придется уже самостоятельно решать существующие и вновь возникающие политические проблемы. При этом в нынешнем правительстве направление внутренней политики остается персонально неопределенным. Уход в свое время Романа Антонова с поста куратора внутренней политики, чиновника, способного на решительные действия – также существенная потеря", - считает Соловьев.
Эксперт "Минин-центра" подчеркнул, сейчас нужна не только решительность, но более системные методы в рамках объявленного курса на модернизацию области.
"Особенно в такой сфере как региональное местное самоуправление, которое в свое время губернатор Шанцев укатал до сплошной вертикали. С одной стороны муниципалитеты стали полностью управляемыми, но с другой – потеряли динамику и мотивацию к самостоятельному развитию. К тому же не стоит забывать и о шанцевском шараханье с системами местного управления: сначала от выборной к двуглавой, а затем к невыборной одноглавой. В результате сегодня получилась запутанная ситуация перехода от официально неэффективного к неизвестному. В целом же концентрации полномочий и ресурсов в областном центре создает пассивность, отсутствие возможностей и мотивации к появлению муниципальных точек роста, а это может стать существенной проблемой для реализации областных программ активного развития", - добавил он.
Типичным примером, по мнению эксперта, может являться Дзержинск, который был отдан в фактическое управление местным олигархическим группам. "Второй город области получил в итоге неэффективную систему власти и явно не использует весь потенциал своего развития. Где будут точки роста, если не в таких городах как Дзержинск?", – задается вопросом Соловьев.
"Если в МСУ оставить все как есть, то очень быстро получится картина с центром в Нижнем Новгороде, где проходят громкие пиар-акции и запустением нижегородских районов. Поэтому сочетание решительной политики с современной модернизацией – это задача не только областного центра, но и муниципального уровня, потенциал которого может стать ресурсом активного роста. В этой связи возможный уход Михаила Бабича – это серьезный вызов новой областной власти Глеба Никитина, которой в этом случае внутреннею политику придется выстраивать уже самостоятельно", – заключает он.
Муниципальная тема – создание территорий опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в Володарске и Решетихе.
На уходящей неделе комиссия минэкономразвития РФ одобрила создание территории опережающего социально-экономического развития (ТОСЭР) в Володарске и Решетихе Нижегородской области.
Как считает эксперт "Минин-центра" Алексей Орехов, событие примечательно тем, что единственной в Нижегородской области до этого ТОСЭР являлся город Саров. "При этом если в Сарове существует несомненный современный научный и технологический потенциал, способный дать толчок активного развития, то Володарск и Решетиха – это примеры муниципалитетов, которые в результате кризисных явлений явно оказались в ситуации экономического спада. В этой связи создание ТОСЭР – удачный вариант для появления новых возможностей, к реализации которого причастны три уровня власти: федеральный, областной и муниципальный", - сказал Орехов.
Он добавил, что подобное взаимодействие не должно быть исключением. "Следует отметить, что принцип развития "точек роста" при сотрудничестве разных уровней власти заложен в концепции областной Стратегии-2035 и должен стать широкой практикой. Важно, что деятельность по концентрации возможностей на отдельных территориях – это инициатива, прежде всего муниципального уровня. При этом необходимо не только желание, но умение развивать свою территорию современными методами и технологиями продвижения", – заключает эксперт.
Источник: НИА "Нижний Новгород"
Фото: svopi.ru