Эксперт-мониторинг событий 9-13 декабря 2019 года от АНО "Минин-центр". Эксперты анализируют события уходящей недели, влияющие на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области с долговременными тенденциями.
Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию – заявление Счетной палаты РФ о неисполнении расходов бюджета 2019 года в объеме до 1 трлн рублей
Об этом глава Счетной палаты Алексей Кудрин доложил президенту Владимиру Путину.
"Кудрин также отметил, что нацпроекты к ноябрю исполнены на 67%, при этом некоторые из них завершены менее чем на 20%. Это произошло из-за излишней бюрократизации процесса утверждения принятых в разные годы решений о финансировании тех или иных проектов. Глава Счетной палаты призвал упростить данные процедуры, чтобы ускорить освоение средств. Иного пути уложиться в график выполнения нацпроектов по годам он не видит", - напомнил эксперт "Минин-центра" Максим Медоваров.
"Важность работы Счетной палаты сложно переоценить, ее выводы и представленную статистику нужно учитывать. Однако, с другой стороны, общеизвестна склонность Алексея Кудрина постоянно призывать к урезанию любых статей расходов государственного бюджета, к приостановке финансирования многих нацпроектов как таковых. По этой причине относиться к его словам следует с известной осторожностью", - подчеркнул эксперт.
"Сложно представить себе, что триллион рублей просто "потерялся" и не был "освоен" по предписанным конечным целям нацпроектов. Несомненно, финансовые потоки могут "зависать" на какое-то время, однако задача всех нацпроектов – улучшение жизни отдельных категорий населения – может быть выполнена лишь при действительно целевом расходовании выделенных средств. В условиях, когда три четверти целевых показателей нацпроектов "забыли" включить в шестилетние планы развития отдельных министерств и ведомств, вовсе затруднительно говорить о каком-либо планомерном продвижении вперед. Следует обратить внимание, что Алексей Кудрин сделал акцент на особенно тяжелой и неприемлемой ситуации по нацпроектам в отдельных регионах. Ведь национальные проекты состоят из большого количества федеральных проектов, а те, в свою очередь, охватывают региональные проекты. В результате такой запутанности получается, например, что лишь 16 субъектов федерации участвуют в нацпроекте "Экология", а другие 13 не участвуют, хотя Волга общая для всех", - отметил Максим Медоваров.
"Губернатор Нижегородской области Глеб Никитин уже потребовал отчета о выполнении нацпроектов в регионе от руководства всех муниципалитетов за 2019 год, обещая жесткие меры за их неисполнение. Однако озвученная цифра исполнения нацпроектов к 1 июля текущего года в нашем регионе – 13,9% - озадачивает не только экспертов. И если по демографии и малому бизнесу соответствующие проекты исполнены на 30-40%, то по проекту "Жилье и городская среда" не сделано вообще ничего. Труд, дороги, образование, здравоохранение – нацпроекты в данных сферах, по сути, также не работают в Нижегородской области", - считает эксперт.
"Спешно доделанные в декабре работы по реконструкции парка "Дубки" и пляжа на Гребном канале выполнены настолько некачественно, что это бросается в глаза. Проблемы со сдачей детских садов в Нижнем Новгороде приобрели системный характер, работа городской администрации как заказчика с подрядчиками постоянно подвергается критике. Причем, по оценке областного министерства финансов, за неосвоенные средства по нацпроектам нашему региону придется заплатить очень дорого – для их возвращения губернатор должен написать обращение в госсовет и далее этот вопрос уже будет на контроле президента Владимира Путина и уже перед ним надо будет объяснить причины неосвоенная средств, к примеру, в Нижнем Новгороде. А губернатору Никитину это надо?", - подытожил он.
Региональная тема – регистрация нижегородским Заксобранием законопроекта о прямых выборах мэров
10 декабря Заксобрание зарегистрировало три проекта, предложенные гражданами, среди которых и проект о всенародных выборах глав муниципалитетов.
"Законопроекты, ранее внесенные в областной парламент фракцией КПРФ, были поддержаны нижегородцами, поставившими за них более 10 тысяч подписей. Кроме прямых выборов мэров, это проекты об установлении бесплатного проезда в муниципальном общественном транспорте для пенсионеров и об ограничении максимального размера платы за ЖКУ в размере 10% от совокупного дохода семьи", - напомнил эксперт "Минин-центра" Алексей Орехов.
"Имеющаяся социология показывает, что прямые выборы глав нижегородских муниципалитетов, особенно в городах, поддерживается подавляющим количеством граждан. Большинству депутатов, представляющих в Заксобрании "Единую Россию", придется проявить чудеса политической эквилибристики, чтобы купировать эти, по сути, народные законодательные инициативы. Аргументы про отсутствие целесообразности уже не могут являться серьезными на фоне сегодняшних проблем муниципалитетов, управляемых фактически назначаемыми сверху руководителями", - отметил он.
Орехов напомнил, что недавно в Хабаровском крае были возвращены прямые выборы глав муниципалитетов, после того как "Единая Россия" утратила монополию на региональную исполнительную и законодательную власть, и к руководству регионом пришел Сергей Фургал.
"При этом федеральный закон об общих принципах местного самоуправления устанавливает пять моделей управления муниципалитетами, две из которых предусматривают всенародное избрание руководителей. В Нижегородской области действует только одна, с фактически назначаемым руководством. Такое ограничение, которое может устанавливать областной парламент, во многом снижает возможности муниципалитетов и граждан определять для себя оптимальный вариант управления", – заключил эксперт.
Муниципальная тема – отчет главы города Владимира Панова по исполнению национальных проектов
Как отмечает эксперт "Минин-центра" Игорь Соловьев, планировалось, что отчет пройдет по уже "откатанной" схеме. Однако, в отличие от обсуждения на городской Общественной палате, думское заседание прошло не так гладко.
"Городские депутаты проявили принципиальность. Это касалось и процедуры тайного голосования по отчету, что давало им возможность объективной оценки, так и открытой критики стиля и методов руководства главы города. Председатель Гордумы Дмитрий Барыкин выглядел убедительно и сумел консолидировать большинство депутатов в интересах горожан. Депутатами было задано много острых вопросов по эффективности исполнения некоторых нацпроектов в Нижнем Новгороде. Для них действительно были основания, так как на начало декабря средства на их реализацию не были освоены. И хотя итоговая оценка для Владимира Панова была в целом удовлетворительной, городская Дума в этот раз не стала механизмом штамповки подготовленных не ей решений", - подчеркнул эксперт.
"К этому следует добавить и ситуацию на информационном поле, которая уже далеко не одобрительная по отношению к главе города Владимиру Панову. Можно констатировать, что сегодня Панов вышел из зоны политического комфорта, и становится объектом критики, которая активно нарастает с самых разных сторон, в том числе за счет системных фигур, проявляющих четкую политическую позицию. С одной стороны это может свидетельствовать о начале избирательной кампании в городскую Думу 2020 года, для которой тема исполнения нацпроектов, санкционированная сверху, является благодатным политическим полем деятельности. С другой – о серьезных изменениях, которые так или иначе происходят по отношению к Владимиру Панову, как со стороны системных структур, так и со стороны общественного внимания и региональных элит. Показателем последнего являются данные социсследования, опубликованные 10 декабря ИПСУ, согласно которым число отрицательных оценок деятельности главы города Панова впервые за последний год превысило число положительных, и имеет четкую тенденцию к увеличению", - продолжил эксперт.
"Изменение политических позиций Владимира Панова, катализатором которого стал его отчет по нацпроектам, еще более показательно на этом фоне второго города области – Дзержинска. В это же время там также состоялся аналогичный отчет главы города Ивана Носкова. Объективно, картина с исполнением нацпроектов в городе химиков принципиально не отличается от областного центра. По реальной эффективности исполнения, а также по освоенным средствам, могло быть тоже много вопросов. Однако Иван Носков сумел их избежать, перепоручив отчет своему заму по экономике и министру промышленности Нижегородской области. До этого Носков не стал выносить информацию по исполнению нацпроектов в Дзержинске на общественное обсуждение. В результате только в день отчета многие в городе впервые узнали, что Дзержинск принимает участие в целых семи нацпроектах, при этом ответственность за один из них (по здравоохранению) полностью лежит на областном правительстве", - отметил Игорь Соловьев.
"Также предварительно Носков сумел договориться с городскими депутатами, которые в течение двадцати минут без всяких вопросов приняли положительное для него решение, старательно не обращая внимание на разные сложности и нестыковки отчета. Во многом такая сговорчивость дзержинских депутатов объяснятся и кулуарным процессом формирования условного "списка Носкова", в который на определенных условиях предлагается попасть представителям политических группировок, представленных в городской Думе. При этом "список Носкова" презентуется как проходной билет в следующую городскую Думу. Насколько это гарантия будет реальной – вопрос будущего, а сегодня Носкову в отличие от Панова удалось добиться более чем комфортного обсуждения нацпроектов и отсутствия излишнего внимания к городским проблемам. Несмотря на разность ситуаций, в любом случае, обсуждение нацпроектов, активизировало политическую жизнь в Нижегородской области, а сама тема будет очень актуальной в политическом сезоне 2020 года", - подытожил он.
Фото: ИА "Нижний сейчас"