Долгожданный запуск третьей очереди Южного обхода, обещанный 14 сентября, определенно радует и, вместе с тем, провоцирует вопрос: а что дальше? Владимир Путин поручает правительству России запланировать расходы на создание Нижегородского низконапорного гидроузла при формировании бюджета на 2017-2020 годы. Но, будет ли объект включать мостовой переход через Волгу – о том федеральные и региональные чиновники официально помалкивают.
Так где Северный обход? Озвученные ранее Валерием Шанцевым перспективы сегодня вновь заволокло туманом. Похоже, проект совмещения низконапорной плотины и автомобильного моста в районе Большого Козино всерьез больше не рассматривается. Как сообщают в кулуарах источники из облправительства, если мостовой переход и будет, то отдельно от плотины и вне ожидавшейся схемы финансирования. То есть за свои. Причем место строительства теперь неизвестно.
Причина оказалась банальной: единый комплекс "мост + плотина" технически сложен и дорог. Сама по себе плотина не является высоким сооружением, а вот автомобильный мост должен обладать возможностью пропуска судов. Это значит, что нужен высокий мост, да и подходы к нему потребуют возведения значительных насыпей.
По сути, плотина и автопереход – это две разных конструкции. Для их объединения нужно сооружение уровня дамбы на Горьковском море, а это проект другого уровня сложности и дороговизны, говорят собеседники. На наш вопрос, возможен ли вариант разводного моста, нам многозначительно замечают: Нижний – не Питер.
А жаль. После вывода большегрузов за пределы Нижнего Новгорода, областной центр сможет облегченно вздохнуть. Мы получим возможность заняться ремонтом городских дорог, и уже в будущем году под это дело будут выделены солидные средства – порядка 3 миллиардов рублей, говорит губернатор. Безусловная логика здесь есть: фуры перестанут насиловать Московское шоссе, улицы Новикова-Прибоя и Ларина – значит, капитальный ремонт полотна там прослужит гораздо дольше ямочного.
При этом власти почему-то недооценивают транспорт, идущий через Нижний в направлении Кирова. А ведь это все то же Московское шоссе, Сормово и Мещерка. Чем не транзит, прорезающий колеи на улицах Нижнего? Или при езде на север по хитрым законам природы давление осей на асфальтовое покрытие может резко снижаться? Словом, говоря о свободном дыхании и асфальтовом рае, власти явно поторопились.
Идея завернуть большегрузы с М7 налево и направить их через Волгу-матушку поверх плотины правительством области была впервые представлена еще в 2008 году. На выставке «Транспорт России» в Сочи заявлялось даже о неких договоренностях с федералами. В результате переговоров тогдашний премьер Владимир Путин принял решение о строительстве объекта двойного назначения, подписав Постановление № 377.
Проект строительства северного обхода Нижнего Новгорода и низконапорной плотины был включен в федеральную программу развития транспорта до 2015 года, а к 2010-му нижегородские власти обещали разделаться с проектированием объекта. Далее всем помешали мелодрама «Мировой финансовый кризис» и мыльная опера «Отметка 68».
И вот, когда кремлевские башни помахали ручкой менеджерам «Русгидро», идею убить двух зайцев в Нижегородской области вспомнили вновь.
«В первом квартале 2016 года мы планируем завершить проектирование низконапорной плотины, как части Северного обхода, на подготовку проекта выделено 500 млн рублей», — говорил тогда губернатор Валерий Шанцев.
Заметим, со дня одобрения концепции на тот момент утекло семь лет, а с момента ее выработки – гораздо больше.
В 2015-м в оценке объекта между федеральным и региональным правительством пробежала финансовая кошка. Глава минэкономразвития говорил о сумме в 41 миллиард рублей, Валерий Шанцев – о 50 миллиардах. Разница в 9 миллиардов - это и есть стоимоссть моста, строить который за свой счет Москва не собирается. В январе 2016-го губернатор планировал встретиться с главой Минтранса РФ Максимом Соколовым, дабы убедить того, что плотина и переправа должны подружиться. И тишина.
Между прочим, еще в начале этого года глава региона подчеркивал, что речи о полноценном мостовом переходе нет. Транспорт можно пустить по телу плотины, потратившись на арочные пролеты и подходы, пояснял Шанцев. Как выясняется сегодня, дело не только в деньгах. Сама идея, вынашиваемая со середины нулевых, оказалась то ли несостоятельной, то ли непроработанной.
Как ни странно, переход через Волгу в районе Подновья куда более реален, чем Северный обход, сообщают источники «НС». В белом доме нижегородского кремля вновь заговорили об этом проекте, причем тоннельный вариант считается более предпочтительным. Означает ли это, что объездная вокруг Нижнего Новгорода в северном направлении может быть организована путем соединения предместий Кстово с Подновьем? А почему бы и нет. При желании чиновники найдут обоснование и этому. Не беда, что крюк с запада на север окажется втрое длиннее. Зато направления на Москву, Киров, Казань, Чебоксары и Саранск сойдутся в одном месте, да еще за меньшие деньги.
Знаменитый стакан Шанцева, из которого на третьей очереди Южного обхода не выплеснулось ни капли, убеждает, что объект готов и сделан на совесть. Вторым стаканом совсем скоро обмоют новый Борский мост. Что будет с обходом северным – тут без третьего стакана не разберешься. Интересно, отметим или помянем?