Комитет Законодательного собрания Нижегородской области по транспорту 16 марта 2021 года рассмотрел проект изменений в региональный закон о транспортном налоге.
Инициаторы законопроекта – фракция КПРФ. Руководитель фракции, вице-спикер ЗС НО Владислав Егоров (избран в Заксобрание по партийному списку) пояснил, что речь идет о снижении ставок налога. И в некоторых случаях – до нуля. Коммунисты предлагают отменить налог для автомобилей мощностью до 150 лошадиных сил, а также для большегрузов, владельцы которых вносят плату по системе "Платон".
"Обращу внимание, что цена на топливо растет постоянно. С 2000 по 2010 год плата выросла в три раза, с 2020 по настоящее время бензин подорожал еще в два раза. Этот рост значительно опережает темпы инфляции. Но при этом транспортный налог как был, так и остается. Мы, по сути, имеем тройное налогообложение", - отметил Владислав Егоров.
Председатель комитета Владимир Солдатенков ("Единая Россия", округ №1 – Автозаводский район) спросил, каким образом инициаторы предлагают восполнить около 3 млрд рублей выпадающих доходов. Так как в пояснительной записке указано только про возможный рост доходов у компаний, продающих автомобили, и налогов с этих доходов. При этом нет конкретных расчетов.
Егоров ответил, что добавить тут нечего, должна увеличиться прибыль, а значит и налоговые отчисления у тех, кто продает автомобили, попадающие под действие законопроекта. Руководитель фракции КПРФ подчеркнул, что у региона есть большие недоимки по транспортному налогу. Поэтому нельзя говорить о том, что по факту выпадающие доходы будут такими уж большими.
Глава фракции ЛДПР Владислав Атмахов (избран по партийному списку) согласился, что вопрос о транспортном налоге важный. Однако он считает, что нужно подумать по мощности освобождаемых от налога автомобилей. Например, начать со 100 л.с. Также он предложил вводить послабление не для всех автовладельцев, а только для определенных категорий.
Атмахов добавил, что для поддержания дорог необходимо в год не менее 2 млрд рублей. "Если мы из бюджета эти деньги потеряем, я не понимаю, как их восполнить", - высказался депутат.
"Понятно, что средств никогда не бывает много. Особенно, когда речь идет о дорожном строительстве и ремонте. Эти средства там удивительным образом тают и растворяются", - сказал на это Егоров.
Он еще раз отметил, что сейчас люди по факту платят и при покупке бензина, так как в его стоимость включены акцизы, и просто транспортный налог – независимо от того, сколько человек ездит на автомобиле. Егоров напомнил, что при введении акцизов говорилось о постепенной отмене транспортного налога. Еще в 2012 году эту инициативу озвучивал президент Владимир Путин.
"Что касается о компенсации. Когда речь идет об 1-2 млрд рублей, при областном бюджете в более 200 млрд, если перевести в проценты – это будет не такая страшная вещь", - продолжил он.
Атмахов в свою очередь сообщил, что ранее депутаты предлагали перераспределить акцизные деньги в региональный дорожный фонд. "Тогда можно было бы убрать часть нагрузки на население. А сейчас акцизы все уходят в Федерацию. Может подумаем, как сделать изменение акцизной политики. И после этого будем говорить о снятии тех денег, которые пойдут на транспортный налог", - пояснил депутат.
Егоров на это заметил, что регион, например, тратит 1,5 млрд рублей на поддержку профессиональных спортивных клубов, и ни у кого это вопросов не вызывает. "Это уже наша функция – определять распределение расходов", - добавил он.
Депутат Артем Баранов ("Единая Россия"), представляющий в ЗС НО интересы жителей округа №6 (Канавинский район), предложил отклонить инициативу. Он считает, что для водителей главное – это состояние дорог. Сейчас результат ремонта дорог виден. "Да, не такой, какой бы хотелось, но состояние дорог улучшается. Строятся крупные транспортные развязки. А сейчас всего этого можем лишиться? Это не совсем правильно, я не поддерживаю этот проект", - высказался он.
Владислав Егоров поправил коллегу, указав, что крупные транспортные развязки строят за федеральные средства. То есть, деньги от транспортного налога на них все равно не пошли бы.
"Этот налог составляет не самую большую статью. Можно найти и другие неприоритетные расходы, чтобы его восполнить", - сказал Егоров.
"На мой взгляд, вы несколько занимаетесь подменой понятий, объединяя два налога, которые разные по своей сути. Транспортный налог – "имеешь – плати". Акцизы – это "едешь – плати". Никакой системы двойного налогообложения. Транспортный – это аналог налога на имущество, акцизы – это налог за эксплуатацию дорог", - высказался депутат Василий Суханов ("Единая Россия", округ №4 – Московский и части Канавинского и Сормовского районов).
Он считает, что предлагаемое снижение налогового бремени на население будет иметь серьезные негативные последствия для транспортной инфраструктуры Нижегородской области. Также депутат предположил, что в случае уменьшения своего дорожного фонда регион не получит и крупных транспортных вливаний из федерального бюджета.
Владимир Солдатенков напомнил, что в 2020 году Заксобрание одобрило льготы по налогу для перевозчиков.
Министр транспорта и автодорог области Павел Саватеев уточнил, что выпадающие 2,9 млрд рублей – это примерно 40% от ремонтной кампании 2020 года. "Есть еще и общественный транспорт. Много людей, которые не имеют личного транспорта, будет ездить по плохим дорогам", - добавил он.
Депутат Леонид Гойхман ("Единая Россия", избран по партийному списку) также высказался против принятия инициативы.
Владислав Егоров настаивал, что в бюджете "есть масса других миллиардов", которые неэффективно используются, но могли бы тратиться на дороги.
В итоге председатель комитета поставил на голосование сначала предложение Артема Баранова о том, чтобы отклонить инициативу. Большинство членов комитета согласилось с этим предложением и рекомендовало Заксобранию не поддерживать инициативу коммунистов.
Основное фото: ИА "Нижний сейчас"