Ситуация в сфере общественного транспорта Нижнего Новгорода такова, что оптимистов практически не осталось. Всё больше звучит мнений о том, что город и его пассажиров спасут только радикальные меры. Как говорится, "резать к чертовой матери, не дожидаясь перитонита!" Но вот что нужно отрезать - здесь единого мнения нет. Наверное, и быть не может.
Даже среди депутатов городской Думы есть сторонники абсолютно полярных точек зрения. Одни предлагают забыть о хронически убыточном муниципальном транспорте и передать всю эту сферу в частные руки, но с сохранением всех социальных льгот и дотаций. Действительно, у частников получается как-то сводить концы с концами, даже выходить в прибыль - а гигантские плановые долги "Нижегородпассажиравтотранса" по итогам года будут даже превышены! Вторая точка зрения - вычистить город от частников, забравших себе все "хлебные" маршруты - тогда и доходность муниципального общественного транспорта будет совершенно иной.
В любом случае, времени на размышления почти не остается. На это обращают внимание и в Заксобрании.
Сергей Зуденков, депутат Законодательного собрания области, зампред транспортного комитета:
- Сфера пассажирских перевозок в Нижнем Новгороде находится в предколлапсном состоянии. Городские и областные власти должны наконец осознать, что проблема не решится сама собой, и что-то предпринять. Какими бы управленческими талантами не обладал нынешний директор «Нижегородпассажиравтотранса» Дмитрий Цыганков, решить копившиеся годами проблемы ему не под силу. Либо муниципальный транспорт надо в срочном порядке вытаскивать из болота, либо, если у властей нет возможности обеспечить стабильную работу НПАТ, стоит продать рынок пассажирских перевозок частникам. Во избежание полномасштабного транспортного коллапса областному правительству придется пойти на повышение стоимости проезда на всех видах общественного транспорта до 30-35 рублей. Мера крайне непопулярная, но неизбежная. Пора перестать делать «хорошую мину при плохой игре».
Впрочем, рост стоимости проезда до 28 рублей уже анонсирован городскими властями на начало следующего года. А вот вопрос оптимизации маршрутной сети, как мы уже неоднократно рассказывали, "подвис". Попытка городского дептранса заменить 31 действующий маршрут 23-мя новыми была встречена в штыки всеми: и самими частными перевозчиками, и судом, и пассажирами, и даже теми, кто давно не пользуется общественным транспортом. В итоге от этой радикальной меры пришлось отказаться - правда, пока власти говорят об отсрочке решения по "маршрутному переделу".
Комплексная транспортная схема, кусочек которой презентовали широкой общественности в этом месяце, тоже подверглась жесткой критике. А ведь за этот документ уже заплачены немалые деньги!
Реально ли вообще вытащить "Нижегородпассажиравтотранс" из нынешнего состояния? Сам и.о. главы предприятия Дмитрий Цыганков называет свое назначение "бесплатной путевкой на войну", но заявляет, что оптимизировано уже очень многое.
Дмитрий Цыганков, и.о. директора МП "Нижегородпассажиравтотранс":
- Сегодня мы не можем себе позволить, чтобы водитель просто выходил на работу и не привозил при этом выручку. Это очень дорогое удовольствие, потому что мы платим в день на одну единицу транспорта порядка двух тысяч рублей за топливо, платим порядка полутора тысяч рублей зарплату водителю, тысячу - кондуктору, еще запчасти и так далее. Поэтому работу водителей и автобусов мы сейчас оптимизируем.
Почему же до сих пор муниципальный транспортный монстр скорее мертв, чем жив? Может, действительно, незачем вливать сотни миллионов бюджетных рублей в это предприятие, а лучше отдать эти деньги частникам на компенсацию льготного проезда?
Вопрос неоднозначный... Как обычно поступает "Нижний сейчас" в подобных случаях? - спрашивает у своих читателей! Не будем оригинальны и на этот раз.
[poll id="37"]Видео пресс-службы администрации Нижнего Новгорода