Шекспировская история отношений наших властей с компанией ЗАО "НоваКард" уже достойна многотомника. "Нижний Сейчас" был еще заоблачной мечтой, когда самый крупный производитель банковских карт в Европе пришел в Нижний Новгород, чтобы сделать его транспорт удобнее. Но эта вполне себе вменяемая организация не могла и помыслить, насколько тухлым может быть отдельное провинциальное правительство. Только сегодня большое количество журналистов (и я в их числе) с размаху плюхнулось в лужу, ведь все мы ругали "новакардовцев" за тормознутость и некую скрытность, думая, что они что-то темнят. Выяснилось, что темнили другие.
Ой, как неловко получилось
Пока почти все регионы нашей страны демонстрировали чудеса цивилизованности, перенимая столичный опыт по внедрению электронных проездных на бесконтактной основе (АСКОП - Автоматизированная Система Контроля Оплаты Проезда), нижегородцы покупали разрисованные бумажки по фиксированным ценам, которые нужно каждый раз подсовывать под нос кондуктору. Все схемы работали еще с советских времен, деньги равномерно распределялись между правительством и муниципальными перевозчиками. И всё бы было замечательно, но нашему городу не повезло в двух аспектах:
- Мы находимся недалеко от Москвы, куда нижегородцы иногда ездят, привозя потом всякую информацию об удобствах заморских
- В 60 километрах от города производят ПАЗики, из которых до сих пор на 70% состоит наш автопарк
Со второй проблемой как-то справляемся, а вот с первой пока не получается. Просто в Москве уже давным давно люди наслаждаются всякими классными электронными проездными с дифференциацией цен. И пришел в Нижний Новгород ЗАО "НоваКард", который захотел облегчить нам жизнь в кратчайшие сроки. Но все договоренности с этой компанией достигались спустя несколько лет, вызывая вопросы в ее компетентности. Наши чиновники постоянно подкидывали масло в огонь, намекая журналистам, что эта контора хочет обобрать наш город до нитки. Но чтобы решение транспортного вопроса не стояло на месте, был найден гениальный ход - ввести промежуточную меру в виде единых проездных на определенное количество поездок. Это решение наделало очень много шума. И этот шум скрыл пару забавных постановлений, которые приняло наше правительство в 2013 году. Согласно этим нововведениям, все эти проездные могут продавать частные фирмы. Ими стали ООО «Русская тройка», ООО «РБ и К» и ООО «Транс-НН». Я всегда был за "частников" в городских делах, но тут все несколько иначе.
Чистая прибыль
Есть "Американская мечта" - заработать как можно больше денег своим собственным талантом и трудолюбием. А есть "Нижегородская мечта" - заработать как можно больше денег через дыру в законодательстве, не пошевелив ни одним пальцем. Для европейского сознания, частные транспортные компании - это благо, потому что цена и обслуживание всегда зависит от конкурентной среды. Там частная компания строит свои железные дороги, покупает свои автобусы, делает на них свои проездные, упрощая жизнь отдельного гражданина в десятки раз. У нас же частные компании решили просто продавать проездные на муниципальный транспорт. Представьте, что вы приготовили суп для 10 человек. Эти 10 человек заплатили какому-то левому дяде, причмокивая, съели ваш супец, а тот дядя не дал вам ни копейки. Именно так сейчас и устроена система распределения этих проездных, в результате чего наши муниципальные транспортные компании с 2013 года терпят колоссальные убытки под полмиллиарда рублей. Ну а если вы не поняли, что все эти деньги оседают в абсолютно конкретных частных карманах, вместо того, чтобы идти в бюджет на улучшение транспортной ситуации в городе.
Кто там?
Кому это выгодно? Давайте смотреть, когда это всё началось. В 2013 году, когда были приняты эти странные постановления, транспортная комиссия состояла из тех же людей, что и сегодня. Эти же самые люди в том же 2013 году, когда о кризисе еще никто не слышал, отправили лесом компанию "НоваКард", которая уже тогда была готова полностью вводить АСКОП, выпустив 250 тыс. тестовых пластиковых карт, происхождение которых не было бы столь туманным, а деньги бы шли непосредственно в бюджет. Сегодня, когда экономические реалии заставляют затягивать все пояса, а общественный транспорт на грани полной остановки, управленцы неожиданно спохватились. Проверками прокурорскими начали кому-то угрожать, хотя все вокруг прекрасно осведомлены в чьих карманах оседают деньги от продажи проездных, ведь без отката такая схема наживы вышеуказанными ООО была бы просто невозможна! Если воспользоваться открытыми источниками, то может показаться, что все эти деньги уходят учредителям и директорам, среди которых постоянно мелькает некто Дмитрий Мещеряков, но никаких плотных ковалентных связей с действующей властью обнаружить пока не удалось (разве что Олегу Кондрашову постоянно свой парк автобусов показывал). Но это лишь вопрос времени, ведь раз такая схема зарабатывания денег столь наглым образом открыта и проста, значит и главных участников найти несложно.