#ТранспортНН: многомиллионые долги и 500 вакансий. Что изменит Прокопович?

Комиссия по транспорту и связи Думы Нижнего Новгорода в феврале 2019 года рассмотрит программу комплексного развития инфраструктуры общественного транспорта Нижнего Новгорода. Об этом обозревателю ИА "Нижний сейчас" сообщил председатель думской комиссии Станислав Прокопович. В чем отличие нового документа от Комплексной транспортной схемы (КТС), активно обсуждавшейся  на протяжении последнего времени?

КАРТИНА  МАСЛОМ...

К ЧМ-2018 в Нижнем Новгороде построили станцию метро "Стрелка". Логично было бы предположить, что к 800-летию города в 2021 году в городе будет построена еще одна станция. И даже некоторые городские чиновники из новой команды делали обнадеживающие заявления. Однако в январе 2019 года глава города Владимир Панов дал понять, что продолжение строительства метро в Нижнем – под большим вопросом.

- Информации о финансировании у меня нет ни в сегодняшней повестке, ни в ближайшей завтрашней, - сказал чиновник. - Я бы не стал говорить, что строительство метро вот-вот начнется. Есть ли такая вероятность? Да. Но, возможно, федерального финансирования не будет.

Ранее сообщалось, что директор департамент градостроительной деятельности и развития агломераций Нижегородской области Александр Бодриевский (покинул пост в январе 2019 года) подписал приказ о подготовке документации по планировке территории, расположенной на улицах Горького, Белинского и Большой Печерской. Опять мы видим разнонаправленный вектор движения в заявлениях и действиях городских властей и областных.

В ноябре прошлого года появилась информация, что в Нижний Новгород прибыла партия из 11 трамвайных вагонов 2009-2010 годов выпуска. Вагоны приехали из Москвы. После необходимого ремонта их отправили работать на маршруты №1,3,6,7,21. Докатились, как говорится. Денег на закупку нового подвижного состава, по всей видимости, не хватает, поэтому уже не брезгуем всяким металлоломом из первопрестольной. Стыдоба!

Многомиллионные долги за электроснабжение МП "Нижегородэлектротранс" и периодические отключения электричества за долги стали уже притчей во языцех. Поставщик энергии на протяжении долгого времени обеспечивал НЭТ электричеством в кредит под обещания со стороны руководства муниципального предприятия и администрации Нижнего Новгорода. Когда терпение кончается, поставщики берутся за рубильник. Но кардинально ситуация пока не меняется.  Например, как нам сообщили в ПАО “ТНС энерго НН”, задолженность муниципального предприятия “Нижегородэлектротранс” за электроэнергию на 31 января 2019 года составляет 100,2 млн рублей. А 30 января суд взыскал с “Нижегородэлектротранса” в пользу “ТНС энерго НН” 1 млн рублей пени. Сбытовая компания пыталась взыскать также более 19 млн рублей долга, но в этой части иска было отказано. Между тем, в суде находится еще один аналогичный иск – о взыскании более 22 млн рублей, но производство по делу приостановлено до вступления решения по первому иску в законную силу. Энергоснабжение объектов “Нижегородэлектротранса” 20 ноября 2018 года было ограничено из-за долгов на сумму более 107 млн рублей.

#ТранспортНН: многомиллионые долги и 500 вакансий. Что изменит Прокопович?

Фото: vkurse.ru.

С автобусами тоже не все в порядке. Прежние кардинальные изменения в правилах игры на рынке автобусных пассажирских перевозок должны были произойти в преддверии ЧМ-2018. Некоторые изменения произошли летом 2017 года, когда отменили часть автобусных маршрутов в городе, заменив их другими. Отмена маршрутов вызвала отчаянное сопротивление части перевозчиков, которых, по меткому выражению одного политика, "отогнали от кормушки". Однако правды ни в судах, ни в антимонопольном управлении частники не нашли. Так, комиссия УФАС по Нижегородской области 12 июля 2017 года признала жалобу группы частных перевозчиков на действия администрации Нижнего Новгорода при организации новых конкурсов на новые маршруты необоснованной. Апофеозом противостояния мэрии и частников стал обвинительный приговор председателю ассоциации частных перевозчиков Нижнего Новгорода Сергею Ковалеву, приговоренному к двум годам лишения свободы за избиение юриста, представлявшего интересы городской администрации в судебных процессах, связанных с реформированием маршрутной сети города.

2018 год тоже был богат на многочисленные споры администрации с частными перевозчиками. Кстати, проблему работы частных перевозчиков и их халатное отношение к своей работе и, главное, пассажирам начал вскрывать в далеком 2013 году экс-градоначальник Олег Кондрашов. Именно он назвал вещи своими именами и ввел понятие "транспортная мафия". Кондрашов заявил, что нижегородцы часто жалуются на частных перевозчиков. По словам Кондрашова, администрация города вместе с правоохранительными органами борется с этим явлением, и порядок в этой сфере обязательно будет наведен, как бы не сопротивлялись законным требованиям отдельные "предприимчивые люди".

#ТранспортНН: многомиллионые долги и 500 вакансий. Что изменит Прокопович?

Олег Кондрашов и частные перевозчики. Фото: "День города".

"В городе из 64 маршрутов, на которых трудятся предприниматели, действующих официально, муниципальные контракты на оказание услуг по новым правилам заключили лишь 27. С остальными перевозчиками город имеет много проблем. Водители не проверяют перед выездом машины и не проходят перед рейсом медобследование. Градоначальник отметил, что администрация разработала новые критерии, согласно которым новые автобусы не должны быть старше полутора лет, должны иметь определенный цвет кузова. У перевозчиков должна обязательно быть материальная база, в том числе станция техобслуживания, медицинский кабинет и комната отдыха для водителей", - говорил тогда Кондрашов.

С тех пор прошло немало времени. Бесспорно, улучшения в городском транспорте произошли. Ушёл даже одиозный глава транспортной комиссии Гордумы Алексей Гойхман, но кардинально поменять ситуацию в лучшую сторону пока не получается.

Как бы то ни было, в полном объеме пресловутая КТС так и не была внедрена. Об этом год назад сообщил глава города Владимир Панов.

А что сегодня с аварийностью? По словам начальника отдела ГИБДД УМВД России по Нижнему Новгороду Валерия Иванова, больше всего ДТП с участием пассажирского транспорта в 2018 году произошло с частными перевозчиками – 168 ДТП, с участием муниципальных перевозчиков – 57 ДТП. “Перевозки стали дороже, но не комфортнее и не безопаснее”, – отметил Иванов.

По состоянию на 12 декабря 2018 года в МП "Нижегородпассажиравтотранс" требуются 512 водителей и 678 кондукторов. Цифры просто убийственные. Другими словами, работать на расхваленных чиновниками  низкопольных автобусах на сегодняшний день фактически некому.

#ТранспортНН: многомиллионые долги и 500 вакансий. Что изменит Прокопович?

Ситуация в общественном транспорте Нижнего Новгорода даже при беглом взгляде дает мало поводов для оптимизма. Тем не менее, нижегородцам снова обещают "рай на земле"… и под землей (я имею в виде метрополитен). На этот раз уже к очередному юбилею – 800-летию города. Верится в обещания с трудом.

ЧТО  ОБЕЩАЮТ?

В мэрии обещают новую программу развития транспорта, хотя со старой еще толком не разобрались. Многие рекомендации москвичей, отраженные в КТС, так и остались нереализованными. Например, требования ввести в городе выделенные полосы для общественного  транспорта, на что председатель думской комиссии по транспорту и связи Алексей Гойхман (сложил полномочия депутата в декабре 2018 года) якобы заявил: "Они (пассажиры автобусов – Прим.Авт.) как короли поедут. А все остальные стоять в пробке будут?"

ЧТО  ЖЕ  ИЗМЕНИТСЯ  ТЕПЕРЬ?  

Первое. Муниципальный транспорт в приоритете. Предпочтение - более комфортабельным маршрутам с низкопольным подвижным составом большего класса. Сохраняется возможность льготного проезда и тарифного меню, утвержденного администрацией города.

Второе. Вводятся те самые выделенные полосы для общественного транспорта, делать которые не решались раньше. Чиновники полагают, что движение по выделенным полосам станет существенно быстрее, поэтому часть водителей  личных авто якобы отдадут предпочтение общественному транспорту. Ну не знаю, это все пока в идеале. Нашего человека "сковырнуть" из своего автомобиля довольно сложно. Хотя когда город стоит в глухой пробке, люди все-таки бросают машины и пересаживаются на метро.

Третье. Администрацией города принято решение о возобновлении пяти автобусных маршрутов, отмененных в рамках КТС. Вместо старых пазиков обещают комфортабельные автобусы с низким уровнем пола. Будут, мол, работать в социальном режиме с предоставлением льгот. Новые маршруты будут несколько отличаться от старых, но ненамного.

Итак, администрация Владимира Панова пытается  отдать приоритет муниципальному транспорту. Похвальное стремление, но… В Нижнем Новгороде много узких улочек, где низкопольные автобусы просто неуместны. Нужен баланс частников и муниципалов. Иначе народ снова станет ругаться (хотя он и не переставал). Тем более, что работать на муниципальных автобусах  водители, как мы выяснили, не горят даже за достойную зарплату.

#ТранспортНН: многомиллионые долги и 500 вакансий. Что изменит Прокопович?

Роман Колосов. Фото Гордумы НН.

В ходе обсуждения вопроса на транспортной комиссии в городской Думе директору департамента благоустройства и дорожного хозяйства администрации города  Роману Колосову задали вопрос: "Как именно изменяются маршруты? На основе обращений граждан или на основе внутренних совещаний, на которых вы смотрите, как бы соптимизировать?" Вопрос был задан, что называется в лоб. Показательно, что чиновник не смог ответить на него ничего вразумительного. Стало как-то неспокойно на душе.

НОВЫЙ  ПРЕДСЕДАТЕЛЬ

ИА "Нижний сейчас" удалось задать вопрос новому председателю транспортной комиссии городской думы Станиславу Прокоповичу.

#ТранспортНН: многомиллионые долги и 500 вакансий. Что изменит Прокопович?

- Чем отличается программа комплексного развития транспортной инфраструктуры Нижнего Новгорода от ранее анонсировавшейся КТС? 

- Новая программа  разрабатывается на основе КТС с учетом тех изменений, которые произошли за последние два года. Абсолютно очевидно, что они произошли. Поэтому мы сегодня договорились с Романом Колосовым о том, что нам все же предоставят единый документ, по которому будет в феврале развиваться городской транспорт.

Подробности новой транспортной программы г-н Прокопович назвать отказался. Возможно, он их не знает. Можно как угодно относиться к бывшему председателю транспортной думской комиссии Алексею Гойхману, но это был профессионал до мозга костей, всю жизнь проработавший в сфере общественного транспорта, имеющий профильное образование. Хотя, возможно, и использовавший свой профессионализм на пользу определенному бизнесу, а не горожанам. Новый председатель комиссии Станислав Прокопович является генеральным директором АО "Торгово-производственное предприятие "Канавинское".  До профессиональных высот Гойхмана ему, безусловно, пока очень далеко. Тем не менее, Прокопович пока производит приятное впечатление, чувствуется, что человек не "отрабатывает номер", а искренне хочет быть полезным. Правда, пока не очень представляет, как именно этого добиться

…Итак, в феврале ждем презентации новой городской транспортной программы. Речь идет о некоем рамочном, без конкретики, документе, предусмотренном федеральным законом "О стратегическом  планировании". Причем, в отличие от прежней КТС, где говорилось о переформатировании главным образом автобусного парка, на этот раз чиновники реформировать собрались всю транспортную инфраструктуру города, включая метро, трамваи и троллейбусы.

Евгений Лазарев, депутат Думы Нижнего Новгорода:

#ТранспортНН: многомиллионые долги и 500 вакансий. Что изменит Прокопович?

Евгений Лазарев. Фото "Нижний сейчас".

"Подобный документ должен быть в городе, но его пока нет. Вместе с тем у нас принята КТС, за которую прежняя администрация отдала 65 миллионов москвичам. Пока нам не представили  результатов анализа состояния пассажирского транспорта на сегодняшний день, говорить не о чем".