Директор аудиторско-консалтинговой группы "Премьер", Член совета НРО общероссийской общественной организации "Деловая Россия" Татьяна Лобова высказалась о грядущих изменениях в налоговой системе России.
На заседании Государственной Думы в мае 2024 года предложили усовершенствовать налоговую систему. Для реализации этого минфин России подготовил законопроект №639663-8, который предусматривает масштабные изменения с 2025 года. Бюджетный комитет Госдумы одобрил указанный законопроект.
Следует отметить, что данным законопроектом предусматриваются глобальные, я бы даже сказала, в определенном смысле революционные изменения в налогообложении, особенно это касается субъектов малого бизнеса, которые применяют упрощенную систему налогообложения.
Напомню предысторию вопроса. В своем послании федеральному собранию в феврале этого года наш президент Путин высказал мысль о том, что следует повысить предельные значения выручки в целях применения упрощенной системы налогообложения, но при этом предусмотреть переходный период в виде возможности какое-то время сочетать УСН и традиционную систему налогообложения с применением НДС. Тогда эксперты в области налогов гадали – как именно это будет реализовано. Было много предположений. Основные из них базировались все-таки на том, что возможность применения НДС наряду с УСН будет добровольной для предприятия, и переходный период будет именно в интересах бизнеса.
Все дело в том, что в настоящее время Налоговый Кодекс устроен таким образом, что большому бизнесу невыгодно привлекать в качестве партнеров предприятия малого бизнеса, поскольку в составе оплаты их товаров, работ, услуг отсутствует НДС. И хотя это довольно спорное утверждение, но, к сожалению, именно так считает подавляющее большинство финансистов. Кроме того, и малый бизнес после утраты права на применение УСН довольно тяжело приспосабливается к традиционной системе налогообложения. Это связано не только с тем, что нужны определенные перестройки, связанные с изменением системы налогообложения, но и с тем, что ограничения, присущие УСН, какое-то время будут действовать и после утраты права на ее применение (если у предприятия остался остаток товара, дебиторская или кредиторская задолженность и т.п.). Поэтому идея заключалась в том, чтобы тот малый бизнес, который уже растет, и вот-вот потеряет право на применение УСН, мог бы к традиционной системе приспосабливаться постепенно. Ряд экспертов полагали, что на переходный период могут ввести пониженные ставки НДС, либо иные послабления. Отмечу, что сейчас порог выручки для целей применения УСН составляет 265,8 млн рублей с учетом всех применяемых коэффициентов.
Что же мы получили в итоге? А получили вот что. По новому законопроекту НДС предлагается ввести уже с дохода 60 млн рублей в год. Есть два варианта. Либо по полной программе с платой НДС, как все, либо усеченно. "Усеченный" вариант предполагает просто повышение налога с оборота на 5%. До достижения оборота в 250 млн в год. А затем эта ставка повышается до 7%. Ах да, порог применения УСН повысится до 450 млн в год. Подчеркну, что использование льготных ставок по НДС 5% и 7% является правом налогоплательщика, а не его обязанностью. Поэтому если не заявить льготную ставку своевременно, то НДС необходимо будет уплачивать по общей ставке 20(10)%.
То есть, простые расчеты показывают, что по сравнению с существующей системой, налогообложение малого бизнеса существенно увеличится. И если сейчас малое предприятие жило – не тужило, применяя ставку УСН либо 6% с оборота, либо 15% с доходов за вычетом расходов, то сейчас к этой ставке прибавится либо 5% с оборота, а то и 7%, либо обязанность наряду с системой УСН применять НДС.
Например, компания, которая оказывает услуги клининга или ремонта, платит налоги по УСН. Из года в год обороты составляют в пределах от 100 до 200 млн рублей. И если ранее бизнес не планировал больше расти, у него было стабильное налогообложение, вполне реальные возможности для долгосрочного планирования, то теперь предприниматель должен доплатить после достижения 60 млн оборота еще 5% с оборота. Более того, усложнится и учетный процесс. Каждый год бухгалтерия должна будет начинать все с начала. До 60 млн – одни налоги, после перехода порога – другие.
Лично мое мнение – это очередной, если не "последний гвоздь в гроб" малого бизнеса. С таким подходом он просуществует совсем недолго. И останется только в виде совсем маленьких фирмочек или ИП с оборотом до 60 млн в год. Ну, и "здравствуй, дробление бизнеса" во всей красе!
Вместо плавного перехода от малого бизнеса к среднему и большому получили существенное повышение налогов.
Так, например, ИП, который оказывает услуги, и платит 6% с дохода, как только превышает этот порог, начнет автоматически платить 11%. На минуточку, сохраняя плюс 1% в Пенсионный фонд до определенных пределов. При этом, замечу, что если налог по УСН идет в местные бюджеты, то пятипроцентная прибавка - это НДС, то есть стопроцентно федеральный налог.
Как следствие, мы получим повышение цен на товары, работы и услуги, производимые малым бизнесом.
Законопроектом так же предлагается ввести для большинства доходов граждан вместо двухступенчатой пятиступенчатую шкалу налогообложения. Ставки НДФЛ с 2025 года будут зависеть от вида дохода и его размера за год:
13 % - если доход до 2,4 млн рублей,
15 % - если доход от 2,4 млн до 5 млн,
18 % - если доход от 5 млн до 20 млн,
20 % - если доход 20 до 50 млн,
22 % - если доход от 50 млн рублей.
Такой порядок будет распространяться на большинство доходов физлиц-резидентов (включая основную налоговую базу, то есть доходы по трудовым и гражданско-правовым договорам), а также на доходы льготных категорий нерезидентов (граждан ЕАЭС, ВКС, беженцев, переселенцев, иностранцев, работающих по патенту, пр.).
Для отдельных доходов резидентов остаются две ставки – 13 и 15 процентов:
13 % - если доход до 2,4 млн рублей,
15 % - если доход от 2,4 млн до 5 млн.
Это применяется к следующим доходам, полученным в виде страховых выплат по договорам страхования и выплат по пенсионному обеспечению, от долевого участия, в том числе в виде дивидендов, по операциям с ценными бумагами, по доходам от реализации долей участия в УК российских организаций, в виде процентов по вкладам (остаткам на счетах) в банках, находящихся на территории РФ и т.п.
При этом не изменится налогообложение доходов участников СВО. Доходы, полученные в связи с участием в СВО, облагаются по ставкам:
13 % - если доход до 5 млн рублей,
15 % - если доход от 5 млн.
Поясню новый порядок налогообложения. Повышенные ставки по шкале будут применяться не ко всей сумме полученного дохода, а только к сумме, превышающей пороговые значения. Например, за год сотруднику выплачен доход 7 млн рублей. Значит, сумма:
до 2,4 млн будет облагаться по ставке 13 %,
от 2,4 млн до 5 млн – по ставке 15 %,
от 5 млн до 7 млн– по ставке 18 %.
Ну и, в качестве вишенки на торте – повышение ставки по налогу на прибыль с 20 до 25 процентов.
Действующей редакцией пункта 1 ст. 284 НК РФ предусмотрено, что налог на прибыль организации в большинстве рассчитывают по ставке 20%. При этом в период 2017–2030 гг. сумма налога, исчисленная по ставке 3%, зачисляется в федеральный бюджет, а 17% – в бюджет субъекта РФ. Проектом запланировано повышение с 1 января 2025 года той ставки, по которой налог зачисляется в федеральный бюджет. Она увеличится до 8%. Соответственно, совокупная общая ставка налога на прибыль будет 25%.
Так же планируется и повышение ставки для ИТ-организаций. В настоящее время ИТ-организации, которые имеют госаккредитацию и у которых доля дохода от ИТ-деятельности в общем объеме поступлений по итогам отчетного (налогового) периода составляет не менее 70%, не платят налог на прибыль, так как ставка для них составляет 0% (п. 1.15 ст. 284 НК РФ). Проектом поправок предусмотрено, что на период с 2025 года по 2027 год включительно ставка, по которой такие плательщики будут исчислять налог, составит:
5 % – в отношении части налога, зачисляемого в федеральный бюджет,
0 % – в отношении части налога, зачисляемого в бюджеты субъектов РФ.
Еще законопроектом предусмотрена амнистия для налогоплательщиков, которые добровольно откажутся от схем дробления бизнеса. Для них предусмотрен порядок прекращения обязанности по уплате налогов, пеней, штрафов, не уплаченных в результате дробления бизнеса.
Это, пожалуй, самая странная часть законопроекта. Потому что эксперты до сих пор не могут определиться, как именно эта амнистия будет работать. Предполагается, что под амнистию попадут организации, которые добровольно откажутся от дробления бизнеса в 2025 и 2026 годах. Но при этом под амнистию не попадают те организации, решения по которым уже вступили в силу. А как при этом предприниматель должен узнать, что его организация бизнес-процессов рассматривается налоговым органом как дробление? Ведь руководитель ФНС России Денис Егоров настаивает на том, что подробное описывание дробления бизнеса не нужно. То есть, опять все остается на откуп чиновников от налоговой службы, которые будут выносить суждение на свое усмотрение.
Подводя итоги вышесказанному, делаю выводы. Бизнес ждет повышение налогов, особенно малый. Результатом будет повышение цен, и, как следствие, рост инфляции. Очень надеюсь, что здравый смысл возобладает при обсуждении этого законопроекта, и в него будут внесены существенные изменения.
Фото из личного архива Татьяны Лобовой