Тарифный забег: определяем фаворита

Не так давно нижегородцев малость напрягло известие о грядущем повышении тарифов: в 2020 году средняя коммунальная температура поднимется в областном центре еще на 4%. К сожалению, реальная температура в наших квартирах от этого вряд ли повысится… Параллельно с коммунальными услугами в относительно новых домах дорожают и жилищные, "дуковские" услуги – и это еще одна причина пресловутого "напряжения". Для властных политиков данная ситуация весьма опасна, а для оппозиционных – весьма удобна, ибо под флагом "против поборов ЖКХ" можно собрать массы. В совокупности своей поборы эти действительно ощутимы, но сколько бы нижегородцы ни ходили с флагами и сколько бы они ни возмущались на кухнях, ситуация не меняется. Все дело в том, что возмущение это практически всегда слишком абстрактно, оно направлено на всех "упырей-коммунальщиков". И это очень удобно для основных бенефициаров, "питающихся" сборами с собственников жилья: они остаются практически в тени.

Голосуем не глядя

Если продолжить тему роста тарифов, то львиная доля негатива со стороны населения направлена в адрес домоуправляющих компаний. Правда, слово "тариф" здесь не очень уместно: в случае с ДУКами это плата за содержание жилья, которую утверждают… сами же жильцы – по предложению управляющей компании, естественно.

Как правило, это происходит так: вечером глава семейства, решивший отдохнуть за телевизором или же за компьютером (это в лучшем случае) после тяжелого рабочего дня, слышит звонок дверь, раздраженно открывает, не глядя что-то подписывает и продолжает расслабляться. Из всей массы расслабляющихся просматривает дуковские бюллетени от силы 10 процентов – и где-то 1-2 процента голосует против изменения платы за жилищные услуги.

И только после того, как таким образом пройден весь дом, после того, как посчитаны голоса и после того, как разосланы новые квитанции, эти самые собственники жилья начинаю крыть домоуправляющую компанию на чем свет стоит: опять, дескать, поборы взвинтили, мало им… А к кому тут, по большому счету, предъявлять претензии? Может, имеет смысл более сознательно расписываться в "бумажках"? Тогда, глядишь, и плата за жилищные услуги не скакала бы так резво…

Отметим, что именно в случае с дуковскими услугами собственники жилья имеют право сами изменять плату. Что касаются коммунальных услуг, здесь все решают за нас… Вернее, против нас.

Ну и кто у нас главный мироед?

А теперь – об интересном. То есть о том, какие услуги насколько поднимаются и за что жители Нижнего Новгорода больше всего платят.

Что касается динамики роста цен, то она за последние три года такова:

  • Цена на обращение с ТКО (напомним, теперь это коммунальная услуга) выросла почти на 50%;
  • Цена на водоотведение (до «мусорной» реформы она лидировала с существенным отрывом) выросла почти на 30 %;
  • Газ стал дороже почти на 10%;
  • Электроэнергия и ХВС подорожали на 7%;
  • ГВС и отопление прибавили почти на 5,5%.

С платой за жилищные услуги не все так однозначно: с одной стороны, она вроде бы растет в текущем режиме, но с другой стороны, за последние несколько лет она существенно снизилась: сначала из нее "вырезали" плату за общедомовые нужды, потом – за ремонт жилья, ну а совсем недавно – за вывоз мусора.

К тому же "дуковские" расценки зависят от категории дома, а с жилым фондом в Нижнем Новгороде сложилась примерно такая же ситуация, как с демографией: новых домов практически не вводится, а число стареющих – растет.

В результате всех этих процессов плата за содержание жилья снизилась (!) за те же три года на 18%.

Теперь давайте заглянем в относительно свежие (октябрьские) платежки, пришедшие в одну из множества квартир стандартного дома в Кузнечихе и оказавшиеся в распоряжении нашей редакции. Надо же, в конце концов, понимать, какие услуги лидируют в плане дороговизны и против чего (и даже кого) имеет смысл "идти на вы".

Тарифный забег: определяем фаворита

Прежде чем возмущаться, стоит пристально изучить квитанции. Фото ИА "Нижний Сейчас"

*За отопление и горячую воду (энергия плюс мощность, потребление и содержание систем, услуга "Теплоэнерго") семье пришлось заплатить за месяц 3 863 рубля;

*За капремонт (ФКР Нижегородской области) – 369 рублей;

*За содержания жилого помещения (ДК Советского района) – 1 755 рублей;

*За холодную воду и водоотведение (услуга Водоканала) – 502 рубля;

*За обращение с ТКО – 308 рублей;

*За холодную воду (на содержание общего имущества) – 21 рубль;

*За горячую воду (на содержание общего имущества) – 6 рублей;

*За электроэнергию (на содержание общего имущества) – 111 рублей;

*За обслуживание газового оборудования – 32 рубля;

*За антенну – 52 рубля.

Таким образом, главный бенефициар наших жилищно-коммунальных платежей – не ДУКи и даже не Водоканал с мусорными операторами (хотя они лидируют в плане роста тарифов), а скромное муниципальное ОАО "Теплоэнерго".

Может быть, собственникам квартир имеет смысл направить свой праведный гнев по адресу?

"Без обогревателя нельзя"

Итак, мы определились с основным бенефициаром, у которого, как нетрудно догадаться, миллиардные обороты. Если с одной-единственной квартиры он получает почти 4 тысячи рублей, представляете, сколько получается в целом?

Теперь давайте попробуем выяснить, на что же идут столь "вкусные" платежи. По идее, их цель – предоставление качественных услуг, и чем выше тарифы (а они с каждым годом выше), тем качественнее должны быть эти услуги. Причем в случае с "Теплоэнерго" не идет речь о каком-то сверхсложном пакете. Просто надо, чтобы в квартирах бесперебойно было тепло, а в кранах – горячая вода. Больше никакого повышенного качества от данной организации не требуется.

И какова же реальность?

А реальность такова, что именно самый дорогой ресурс поставляется нам с сомнительным, мягко говоря, качеством. Достаточно вспомнить начало отопительного сезона в 2019 году, которое стало рекордным по жалобам нижегородцев на холодные и еле теплые батареи. В конце сентября когда температура на улице приблизилась к нолю, СМИ и соцсети просто взорвались жалобами сотен (а то и тысяч) жителей города. Вот лишь немногие "отзывы" жителей:

*"Тепла нет, но в платежках и летом строчка "отопление" не нулевая"!

*"Из года в год одно и то же! Пора уже сделать выводы должностным лицам. Они что, потепления ждут в сентябре"?

*"Дома холодно. Платежки все 12 месяцев одинаковые, никаких перерасчетов не делали года 2-3 точно. Ресурсоснабжающая организация – "Теплоэнерго". Зимой, когда мороз, топят. А если чуть потеплело на улице, опять достаем носки: экономят, но деньги начисляют, как будто всю зиму топят от души".

*"Без обогревателя дома находиться нельзя. Температура в комнатах всего +16-17 градусов".

Диагноз – неэффективность

Итак, при сверхвысокой выручке, которая соответствует платежам, ресурсоснабжающая организация не в состоянии обеспечить адекватное качество предоставляемых услуг. Почему?

Обозначим кратко причины:

1.  Гигантское хозяйство, которое является сферой "забот" данного монополиста. Как отмечается на сайте "Теплоэнерго", это 128 котельных, более 200 тепловых пунктов и… две тысячи километров (!) сетей. Из которых примерно половина нуждается в ремонте. Это значит, что ресурсники отапливают улицу, и мы платим за данный процесс – чем дальше, тем больше.

2. Неэффективное ведение основной деятельности: вместо замены старых участков труб на новые происходит бесконечное латание старых. Вы замечали "раскопки" у себя под окнами, которые начинаются как правило в конце лета и "уходят" в отопительный сезон? Так вот, этих "археологов" видят у себя под окнами практически все нижегородцы. И это – более чем яркое доказательство неэффективности.

3. Странности в управлении финансовыми потоками, которые оборачиваются непонятными кредитными линиями и скандальной спонсорской помощью спортивным клубам.

4. "Теплоэнерго" – коммерческое (хоть и муниципальное) предприятие, имеющее форму ОАО и "заточенное" на прибыль. То есть вся деятельность данной структуры, вся ее тарифная и хозяйственная политика основаны на стремлении получить больше доходов и сократить расходы. И платим мы больше, соответственно, не для того, чтобы у нас было теплее, а для того, чтобы у них (то есть у ресурсников) была прибыль. "Теплоэнерго" гордится этим растущим показателем. Так, в прошлом году, согласно релизу данной компании, ее прибыль составила 1 млрд 61 млн (!!!) – это на 86 млн больше, чем в предыдущий период, и это, по сути, миллиард уплаченных нами денег.

Может ли коммерческое предприятие вообще быть эффективным в коммунальной сфере?

Конечно, может. Но для этого ему "в затылок" должны дышать конкуренты, готовые снижать тарифы и поставлять в дома тепло без сбоев. Вот тогда мы и посмотрим, будет ли ресурсная организация так активно наращивать прибыль.

Каждый год, обосновывая повышения тарифов, закаленные на заграничных курортах менеджеры "Теплоэнерго" говорят о некой инвестиционной программе, которая вот-вот позволит ликвидировать износ сетей... На деле же тарифы повышаются, а вместо нормального ремонта мы видим лишь "латание дыр".

Вместе с тем, мы не можем утверждать, что руководители ресурсоснабжающих организаций-монополистов не пытаются решать проблемы вверенного им огромного хозяйства. По крайней мере, они об этом говорят, не скрывая проценты износа и цифры по пресловутому латанию. И "Теплоэнерго" – не исключение. Значит, дело не в отсутствии желания "все починить", а в отсутствии эффективного подхода к решению проблемы.

В частности, некоторые нижегородские управленцы, не уставая заботиться о мерзнущих жильцах, заявляют о необходимости установки (за счет этих самых жильцов) индивидуальных тепловых пунктов (ИТП). Это такие, как бы это сказать, миниатюрные станции, которые контролируют расход тепла: подбавляют его, когда вам холодно, и убавляют, когда жарко. Здорово, правда?

Безусловно, здорово – если, конечно, все согласны платить дополнительно за обслуживание такого пункта. Но при том условии, что тепло на этот ИТП поставляется бесперебойно и в достаточном количестве, чтобы была возможность регулировать.

В нашей же ситуации, когда в сетях ресурс то есть, то нет, то его много, то его мало, индивидуальный тепловой пункт – это просто дополнительный "выброс денег".

Что же касается "ресурсников", то для них это дополнительная возможность снять с себя ответственность. Тепловой пункт (что бы ни говорили с высоких трибун) достаточно сложен в эксплуатации, иногда он требует квалифицированных специалистов. Так вот, если кто-то из жильцов дома с ТП пожалуется на холодные трубы, "Тепоэнерго" ответит, что оно тут ни при чем, что ресурс подводится к дому в необходимом объеме, а вот на тепловом пункте у вас, дорогой жилец, кто-то химичит…

Пора кончать с монополиями

Таким образом, заявления об ИТП – это не что иное как уход в сторону от реального решения проблемы качества предоставляемой услуги. Реальное же решение лежит на поверхности – видимо, поэтому оно и замалчивается. Вместо одного монополиста, который явно не справляется с гигантским хозяйством, на рынок необходимо пустить небольшие организации, которые способны качественно обслужить на город, не район и даже не микрорайон, а небольшой жилой квартал.

При этом таким небольшим организациям разумно будет проинвестировать строительство небольших теплоцентралей, чтобы сократить неразумную протяженность сетей. Пора, в конце концов, переходить от советской гигантомании к разумному матричном размещению объектов теплоснабжения. И, кстати, именно "матричный" метод позволит обеспечить конкуренцию и качество услуг: если "ресурсников" будет много, они начнут бороться за потребителей.

Другой вариант – разрешить многоквартирным домам использовать собственные газовые котельные. Пока что такое право у МКД есть лишь чисто теоретически. Бюрократическая система (думается нам, что не без помощи "генеральных" ресурсников) ставит просто непроходимые блоки – только бы дом не перешел на самообслуживание…

Именно такие подходы позволят справиться с "отапливанием улицы" и приведет к сдерживанию, а в перспективе – к уменьшению тарифов.

Но проблема не в том, что в Нижнем Новгороде нет потенциальных инвесторов, готовых перекроить рынок и изменить и в корне изменить подход к теплоснабжению жилого фонда. Проблема в том, что рынок этот держит монополист, не готовый делиться сетями, которые он не может адекватно обслуживать.

Несоответствие цены и качества в коммунальной сфере лишь усугубляется, и это, кстати, касается не только теплового хозяйства: воду нам поставляет "Водоканал", свет – "ТНС-энерго", "мусорный" рынок поделен между узким кругом крупных предпринимателей.

Поэтому мы будем пристально следить за данной сферой и рассказывать о деятельности основных ее игроков.

Чтобы не попасть в негативный информационный фон и остаться в тени, монополисты подогревают… Нет-нет, на дома, а раздражение жителей относительно повышения платы за ЖКХ в целом. Только бы в конкретику никто не лез…

Пока что, увы, предпосылок к "свержению" коммунальных королей и к насыщению рынка множеством конкурентов нет. Остается лишь надеяться на мудрую политику региональных властей, которые только и способны умерить аппетиты монополистов.

Фото fksno.ru

Уважаемые читатели! Подписывайтесь на новости нашего информационного агентства в социальных сетях: FacebookTelegramВконтактеОдноклассникиЯндекс.Дзен. Будем рады вашим комментариям, нам важно знать ваше мнение о событиях города и региона.