Эксперт-мониторинг событий 4-9 июня 2018 года от АНО "Минин-центр".
Эксперты "Минин-центра" анализируют события уходящей недели, оказывающие влияние на социально-политическую ситуацию в Нижегородской области с долговременными тенденциями.
Федеральная тема, влияющая на нижегородскую ситуацию – "Прямая линия" президента России Владимира Путина 7 июня.
Единственным нижегородцем, которому удалось задать вопрос президенту, оказался нижегородский писатель, член попечительского совета "Минин-центра" Захар Прилепин.
Вопрос касался ситуации на Донбассе и планов украинской власти в отношении ЛНР и ДНР. В ходе прямой линии президента вопрос Прилепина нашел продолжение по теме вынужденных переселенцев из Украины, которая затрагивает, в том числе и Нижегородскую область. Как отмечают в "Минин-центре", речь идет о явном противоречии: с одной стороны в связи с тяжелой демографической ситуацией приток русскоязычного и квалифицированного населении – один из вариантов решения проблемы, с другой – существует масса проблем по адаптации этих людей, что явно тормозит процесс не только с социально-экономической, но и политической точки зрения.
Ситуацию комментирует член попечительского совета "Минин-центра", член президиума Совета при президенте РФ по межнациональным отношениям Богдан Безпалько.
"Проблема с русскоязычными беженцами и переселенцами из Украины, безусловно, является масштабной с 2014 года, после начала боевых действий на Донбассе. Также велика и трудовая миграция из Украины – это порядка пяти-семи миллионов въездов в РФ украинских граждан ежегодно. При этом количество мигрантов меньше, так как определенная их часть въезжает несколько раз в год. Есть и "русская миграция", в которую входят люди, выезжающие в Россию из регионов Украины, не охваченных войной, но по тем же причинам по которым отделился Крым или сейчас воюет Донбасс. Точное количество переселенцев определить сложно, поскольку статистика не ведется, но речь идет о нескольких миллионах человек. Ситуация будет актуальной до тех пор, пока на Украине будет идти гражданская война в виде боевых действий или гражданского противостояния", - подчеркнул он.
По мнению Безпалько, переселенцы из Украины – это ценный ресурс для России. "Они позволяют восполнить демографические потери, увеличить население в регионах с недостатком людей, получить образованных специалистов, будущих военнослужащих и так далее. При этом для большинства русскоязычных переселенцев основной проблемой является получение гражданства. Даже легализация в виде ПВУ или РВП для них часто является весьма сложной ввиду дороговизны необходимых для этого услуг: нотариально заверенного перевода документов на каждого члена семьи, требований сдать весьма дорогостоящие экзамены на знание русского языка, что звучит абсурдно для людей, покинувших Украины именно из-за преследования русского языка", - добавил эксперт.
Он подчеркивает, что большинство переселенцев ожидает от гражданства самых простых прав: возможности беспрепятственно устроиться на работу, получения медицинской страховки и самой элементарной медпомощи. "Препятствия чинят чиновники в некоторых регионах - например, в Республике Татарстан в нарушение закона, отказывая переселенцам в осуществлении ряда программ (для носителей русского языка, соотечественников и др.). Для облегчения судьбы этой категории следовало бы упразднить экзамены по русскому языку для переселенцев, имеющих гражданство Украины, или сделать эти тесты максимально простыми, доступными и самое главное – бесплатными; то же необходимо сделать по отношению к ряду медицинских анализов (на ВИЧ, туберкулез и т.д.)", - продолжил Богдан Безпалько.
"Необходимо также облегчить требования к документам - в украинском паспорте есть страница на русском языке, зачем требовать от переселенца нотариальный перевод в нескольких экземплярах? Часто переселенцы жалуются на непонятный и очень непродолжительный режим работы ответственных за легализацию органов, в результате чего многие из них не успевают подать необходимые документы (такая жалоба, например, поступала из Нижнего Новгорода). Люди не знают, куда жаловаться на откровенно противоправные действия чиновников, когда они отказываются включать их в программы, на которые переселенцы имеют полное право", - отметил эксперт.
Вариантом решения проблемы эксперт предлагает изменение подхода к миграции в целом, и выделение из нее такого важного сегмента как репатриация. "Это вопрос ценностей. Если мигранты приезжают в Россию работать, и она для них чужая страна, то репатриация – это возвращение людей на Родину, даже если они родились и выросли за ее пределами, в страну, которая воплощает для них некий центр национальной, этнической и духовной жизни. Поэтому репатриантам должны быть созданы все условия для облегченного получения гражданства", – заключил он.
Региональная тема – юридическое начало избирательной кампании по выборам губернатора Нижегородской области
Законодательное собрание Нижегородской области приняло постановление о назначении выборов губернатора региона. Официально кампания стартовала с 8 июня и закончится голосованием 9 сентября.
Как отмечает член правления "Минин-центра" Игорь Соловьев, у некоторых потенциальных кандидатов кампания фактически уже идет. "В любом случае активные политические силы хотели использовать весенний период для разгона, с учетом закономерного снижения политической активности в летний период. Но при этом фактически все политические силы это время не использовали должным образом. В разной форме и по разным причинам, но все задерживаются. Парламентские партии, имеющие шансы на выдвижение кандидатов еще не определись с кандидатами. Единственным исключением является ЛДПР, утвердившая своего кандидата 7 июня. Партия власти вопрос в принципе решила, поэтому партийный праймериз является формальностью", - пояснил он.
По мнению Соловьева, для Глеба Никитина не решены еще несколько принципиальных задач, которые в значительной степени будут определять качество кампании и будущий образ губернаторской власти: "В каком юридическом качестве будет выступать кандидат Глеб Никитин? При, казалось бы, простоте вопроса существует несколько вариантов. Во-первых, это выдвижение в кандидаты как члена "Единой России" – этот процесс запущен, но юридически пока не оформлен. Во-вторых, как кандидат от партии нижегородцев. Вариант самовыдвижения Глеба Никитина еще не исключен, и у него есть ряд преимуществ. По этому пути пошел мэр Москвы Сергей Собянин. Это дает возможность кандидату продемонстрировать надпартийный характер новой власти, что в стиле президентской кампании, с учетом того, что Никитин является президентским назначенцем, а сбор подписей позволит ему получить весьма недостающую известность и необходимую легитимность. Третий, компромиссный вариант – выдвижение Никитина не членом "Единой России", но кандидатом поддержанному правящей партией, при том, что партия поддерживать его будет безусловно. Для Глеба Никитина, несмотря на изначальное преимущество в кампании, такие идеологические нюансы должны быть достаточно важны, так как они формируют его долгосрочный образ, который не зацикливается только уровнем нижегородского губернаторства".
Как продолжает эксперт, с этой точки зрения еще один принципиальный момент – до сих пор нет стратегии – главной идеологической темы, объявленной избирательной кампании Глеба Никитина.
Как прогнозировали эксперты "Минин-центра" процесс ее создания, и соответственно обнародования затянется по ряду причин. Но судя по всему, отмечает Соловьев, к ним сегодня добавляются и дополнительные субъективные обстоятельства, так как презентация готового документа официально объявлялась уже несколько раз, но до сих пор в публичной плоскости полноценный документ так и не появился.
Муниципальная тема – ротация кадров в администрации Нижнего Новгорода и общественный интерес к порталу "Команда правительства".
Как отмечает председатель "Минин-центра" Вячеслав Гуськов, в структурных подразделениях администрации Нижнего Новгорода и муниципальных предприятиях активно происходят кадровые изменения.
"Само по себе кадровое обновление – это возможность поиска более эффективных управленческих подходов, привлечение новых профессионалов, способных мыслить по-новому. Логично, что обновляться должно не только руководство, но и средний и низший уровни управления, от которых зависит непосредственное функционирование аппарата и исполнение стратегических решений", - добавил он.
Как подчеркивает Гуськов, важным механизмом этого процесса является прозрачность кадровых лифтов: "В этом отношении заслуживает особое внимание функционирование новой программы – портала "Команда правительства", которая создает единый банк данных о кандидатах, нацеленных по продвижение в управленческом аппарате областной и муниципальной власти".
По его мнению, работа кадрового ресурса, принесла первые практические результаты. "Однако примеры должны быть более конкретными и масштабными. Кадровое обновление и прозрачность процесса – тенденции явно способные повысить как эффективность новой нижегородской власти в целом, так и доверие к ней граждан. Это важно особенно накануне губернаторских выборов, так как власть декларирует заинтересованность в достойной явке", – заключает эксперт.
Источник: НИА "Нижний Новгород"
Фото: НИА "Нижний Новгород"