Преодолеть сопротивление политической оппозиции куда проще, чем избежать собственных ошибок. Первая попытка провести конкурс на разработку социально-экономической стратегии Нижегородской области до 2020 года – еще одно тому подтверждение. Как сообщает сайт госзакупок, итоги аукциона будут пересмотрены.
Причина для подобного рода осечек уже стала банальной. Организаторы допустили неточности в части описания предмета оценки. Таким образом, по жалобе Высшей школы экономики, планировавшей выступить подрядчиком в стратегических изысканиях, УФАС признало, что министерство экономики и конкурентной политики региона и "Центр размещения заказа Нижегородской области" нарушили закон о контрактной системе.
"Нижний сейчас" снова пытается понять, почему базовый документ, на который из бюджета региона выделено 50 миллионов рублей, принимается столь спешно и в "лучших традициях" российской экономики. Как ни вспомнить критику в ЗакСобрании региона, когда фракция КПРФ и ряд депутатов от других партий советовали не торопиться, да и вообще повнимательнее посмотреть, что сталось с предыдущей программой до 2020 года. В комментарии "Нижнему сейчас" вице-спикер ЗС НО отмечал, что все аналогичные документы ранее оставались на бумаге, а то, как программа протаскивается сейчас, похоже на авральную попытку освоения денег. Во всяком случае, Федерация торопиться точно не заставляла, что признали даже в облправительстве.
Владислав Егоров, вице-спикер Законодательного собрания Нижегородской области, фракция КПРФ:
- Мне ответили: "Нет, никакой обязательности для регионов Федерация не установила, никаких требований закона не существует". Значит, уж извините, это такая местная затея, от которой, может быть, выиграет тот, кто будет эти средства осваивать, но уж никак не нижегородцы.
Компартия делает ровно то, что и должна делать, говоря о неудачах власти за последние годы, считает доктор экономических наук, профессор Александр Мазин. И на федеральном, и на региональном уровне значительная часть подобных стратегий не сбывалась, превращаясь в "распиливание средств". Взять хотя бы пресловутую "Программу 2020" или удвоение ВВП.
Александр Мазин, профессор НИУ - филиала РАНХиГС:
- Об этом не принято вспоминать, но подобные проекты потом бывали просто опрокинуты – настолько они оказывались оторванными от реальности. Так что тут есть, за что критиковать. С другой стороны, стратегия необходима: без нее ничто развиваться не может. В качестве примера можно привести инфраструктуру Нижнего Новгорода. Мы расплачиваемся сейчас за то, что этим не занимались.
Мазин считает, что стратегические разработки – поле для соревнования научных структур и мозговых центров, в том числе вузовских. В этом деле предпочтение нижегородским или московским разработчикам отдавать не следует. К слову, свое ценовое предложение ВШЭ, оспаривающее конкурс, не направила, сообщают организаторы.
Победителем ранее признали ЗАО "Стратеджи Партнерс Групп", которое предложило за свои услуги 49 миллионов рублей или на миллион меньше начальной цены. Два других участника направляли более выгодные предложения. Так, ФГБУ "Государственный региональный центр стандартизации, метрологии и испытаний в Нижегородской области" запрашивало 48,5 миллиона, а АНО "Аналитический центр при Правительстве Российской Федерации", и того меньше - 37,5 миллиона рублей. Оба участника уступили победителю по неценовым критериям.
Несмотря на первый блин, главный стратегический документ региона по-прежнему необходимо закончить к 15 декабря 2017 года. Подрядчик должен выполнить комплексную социально-экономическую диагностику Нижегородской области, разработать стратегическую концепцию социально-экономического развития, "дорожные карты" развития приоритетных отраслевых секторов, а также представить рекомендаций по механизмам реализации стратегии. Не многовато ли для трех с половиной месяцев?
Более всего смущает, что сроки явно подгоняются под политическую конъюнктуру, а следовательно в этом мало экономики, комментирует Мазин. По его оценке, работа над стратегией затевается в режиме «ошпаренной кошки», где власти готовятся к выборам президента, не думая, что будет потом.
- Это действительно сложный документ, над которым можно работать и полгода и год. Если такие документы долго не принимать, это тоже очень плохо. Но здесь я вижу явную задачу закончить перед выборами президента, а значит есть большие сомнения в качестве. Помните, как бюджет наш областной принимали на 2017 год? Принимали профицитным, а теперь утвердили дефицит. Ну, сделали. Ну, отчитались. Важно ведь не просто сделать. Важно, чтобы это работало. Пункты, которые таам указаны, действительно нужны, и всем этим нужно заниматься. Но не в режиме партсъезда, как было когда-то, или к выборам, как сейчас.