В конце октября правительство Нижегородской области внесло на рассмотрение депутатов Заксобрания проект бюджета на 2019 и плановый период 2020 – 2021 годов. Осталось совсем немного времени, и регион начнёт жить по этому документу. Внешне всё выглядит неплохо. Но вот соответствует ли бюджет "Стратегии развития Нижегородской области до 2035 года", принятой в регионе?
ДЕНЕГ БОЛЬШЕ, НО НА РАЗВИТИЕ НЕ ХВАТИТ...
Одним из достоинств бюджета стала бездефицитность, а в 2021 году планируется и вовсе профицит, то есть – превышение доходов над расходами. Напомним, что бездефицитным заявлялся и бюджет–2018, но в итоге дефицит по состоянию на конец октября 2018 года определён в 2,6 млрд рублей.
Ещё одной новеллой стало применение принципов модельного бюджета во взаимоотношениях с муниципалитетами. Раньше муниципалитетам выделяли денег столько же, как в предыдущем году, с коэффициентом инфляции. Теперь были оценены реальные потребности муниципальных бюджетов, что привело к росту финансирования в 1,5 раза, с 8,1 до более, чем 13 млрд рублей. Увеличение финансового «питания» получили все муниципалитеты региона.
Александр Шаронов, председатель комитета по бюджету Законодательного собрания Нижегородской области:
"Это говорит о хроническом недофинансировании потребностей муниципалитетов, да и выделенная сумма не полностью покрывает их потребности, но это уже лучше, чем год назад. С другой стороны, переток денег на муниципальный уровень мешает выполнению программ развития на уровне региональном. Хотя все социальные обязательства бюджет Нижегородской области выполнит".
Бюджет–2019 сложно, если вообще возможно, назвать бюджетом развития, скорее он сохраняет и поддерживает существующий статус-кво, немного добавляя денег тут и там. Доходы и расходы бюджета на следующий год определены в 141,6 млрд рублей. Собственные доходы бюджета выросли, отмечает Шаронов, что и позволило сделать его бездефицитным, но не настолько, чтобы денег хватило на инвестиции в развитие.
СТРАТЕГИЯ, ГОВОРИШЬ…
И тут пора перейти к соответствию бюджета "Стратегии развития Нижегородской области–2035". Напомним, на в ее создании принимали участие пять сотен экспертов, разбитых на два десятка рабочих групп. Проект Стратегии обсуждали в экспертном сообществе, на предприятиях, в районах – на что ушло ещё немало человеко-часов и общественной энергии.
Сейчас 160-страничный документ находится в правительстве Российской Федерации, где его должны одобрить. Впрочем, Стратегии есть и у других регионов, на их базе планируется создать национальные проект, на реализацию которых выделить федеральные средства. Стратегия развития Нижегородской области стала концептуальным документом, с которым Глеб Никитин шёл на выборы губернатора–2018. А 25 апреля 2018 года в Москве Стратегия была презентована президенту России Владимиру Путину в ходе встречи главы государства с выпускниками программы развития кадрового управленческого резерва, получившими назначения на должности временно исполняющих обязанности губернаторов ряда субъектов Российской Федерации. Именно Стратегия-2035 была своего рода предвыборной программой Никитина, в частности, жители Нижегородской области голосовали за программу в сентябре 2018 года. Согласно информации на сайте госуслуг, разработка обошлась в 50 млн. Конкурс выиграла консалтинговая компания, входящая в корпорацию «Ростех». Эксперты, кстати, положительно оценили политтехнологичную последовательность работы губернатора и его команды по легализации Стратегии в обществе.
ГДЕ ЖЕ ЭТО ВСЁ В БЮДЖЕТЕ?
В общем, всё солидно и респектабельно. На первый взгляд. Но дьявол, как известно, кроется в деталях. И при внимательном изучении бюджета Нижегородской области на 2019 и плановый период 2020–2021 год выясняется, что никакого прорыва и кардинального улучшения ждать не стоит. Например, в бюджете нет никакого упоминания стратегических направлений развития (их 9), определяемых "Стратегией-2035", а распределение средств по статьям расходов не оставляет варианта кардинального изменения ситуации.* (См.примечание в конце статьи).
Так, в Стратегии есть два направления непосредственно «про людей»: комфортная среда обитания и благосостояние. Трудно представить себе и то, и другое без улучшения здравоохранения. Так вот, на 2019 год бюджет отпускает на госпрограмму «Развитие здравоохранения Нижегородской области на 2013-2020 годы» 23, 845 млрд рублей, на 2020 год запланировано 24, 312 млрд при том, что в 2018 году программа обойдётся в 24, 933 млрд. Подпрограмма «Профилактика заболеваний и формирование здорового образа жизни. Развитие первичной медико-санитарной помощи»: 2019 – 606, 146 млн рублей, 2020 – 615 млн, при том, что в текущем году – более 1 млрд рублей. Расходы на обеспечение деятельности поликлиник, амбулаторий, диагностических центров к 2020 году вырастут до 7,7 млн с нынешних 7,6 млн. Подпрограмма «Развитие медицинской реабилитации и санаторно-курортного лечения, в том числе детям» в 2018 году обойдётся 544,2 млн рублей, в 2019 – 548 млн, 2020 – 556,3 млн. И такая ситуация – едва ли не в каждой статье бюджета.
А направление Стратегии - 2035, например, "цифровое общество и люди будущего" не удалось отыскать в структуре расходов как таковое. Направление "пространственное развитие" угадывается с трудом… Можно, конечно, возразить – стратегия рассчитана до 2035 года, всё ещё будет! Возможно, но зачем и почему нужно терять три года? Разработали стратегию, потратили ресурсы, получили одобрение экспертов и общества – начинайте воплощать, в чём вопрос?
Есть ещё одно соображение, касающееся непосредственно "Стратегии-2035". В регионе формально ещё два года, до 2020-го, должна действовать Стратегия, разработанная при предыдущем губернаторе Валерии Шанцеве. Есть ли преемственность в направлениях развития, возможно – анализ и критика предшествующего документа? Нет, всё – как с чистого листа. Почему? Может быть, "Стратегия–2020" провалилась, или Шанцев был снят с должности с позором? Тоже нет. Шанцев награждён орденом и трудится на федеральном уровне в ряде советов директоров госкорпораций. То есть всё зависит от воли и личности единственного человека, занимающего губернаторское кресло? Технократией тут и не пахнет, скорее – методами советского времени, когда каждый новый руководитель области или страны начисто отрицал весь опыт предшественника и начинал, что называется, с понедельника, новую линию. Соответственно, общество и экономика должны были колебаться вместе с линией партии, пока окончательно не заколебались.
ЕСТЬ МНЕНИЕ
Никита Исаев, директор Института актуальной экономики, кандидат юридических наук, действительный государственный советник 3 класса:
"В современной России любая стратегия, разработанная в регионах, не имеет смысла. Межбюджетные и иные отношения с федеральным центром построены именно так, что он решает, что, кому и сколько выделять из общего котла. Кроме того, высока неопределённость, в том числе и из-за санкций и иных макроэкономических факторов, как тут можно всерьёз что-то планировать на десятилетия? Вот для того, чтобы освоить бюджетные средства разработка стратегии вполне подходит. Не зря и сумма, пошедшая на разработку, - 50 млн. * (См.примечание в конце статьи). Это верхний предел самостоятельности, за которым уже такие расходы необходимо согласовывать с федеральным центром.
Кроме того, а насколько уникальна стратегия именно для Нижегородской области? Стоит, сравнить, условно говоря, со стратегией развития Ульяновской, Кировской или Республики Тыва. Думаю, найдём много интересного, как правило, подобные документы готовятся если не под копирку, то, во многом, по одним лекалам.
Думаю, я обращу внимание на обстоятельства создания "Стратегии–2035" для Нижегородской области с точки зрения рационального расхода бюджетных средств и иных аспектов".
Главное фото: domostroynn.ru
*ПРИМЕЧАНИЕ
После публикации материала в ИА "НС" поступило письмо и.о. директора ГКУ Нижегородской области "Пресс-служба Правительства Нижегородской области" В.А.Цыганова со следующими замечаниями:
"Со ссылкой на министерство экономического развития и инвестиций Нижегородской области сообщаем: на создание проекта Стратегии социально-экономического развития Нижегородской области средства областного бюджета не направлялись.
В сентябре 2017 года был проведен конкурс на создание Стратегии, однако его итоги были отменены постановлением УФАС по Нижегородской области, контракт по результатам закупки заключен не был.
Кроме того, Стратегия развития Нижегородской области не может быть основанием для распределения бюджетных средств до ее утверждения".