Александр Котюсов, президент ГК «ПИР», депутат Гордумы.
...Мой дед Михаил Васильевич Назаров во время войны был инженером-строителем. Его работа заключалась в том, что он восстанавливал переправы, которые были уничтожены немцами при отступлении (фашисты взрывали мосты, надеясь на то, что этим затормозят наступление советских войск). Мой дед как раз возглавлял бригаду, которая вместо взорванных мостов создавала временные переправы. Сооружать наплавной мост надо было очень быстро - за пару тройку дней, чтобы войска и тяжелая артиллерия могли перебраться через реки. Дед дошел до Берлина, и его бригада ненадолго задержалась там уже после 9 мая.
...В одном из разрушенных домов дед увидел пианино. В 1945 году моей маме исполнилось 6 лет, и Михаил Васильевич решил привезти это пианино ей в подарок. А разрешали вывозить вещи только определенных габаритов. Я плохо помню рассказы взрослых, но, кажется, по размерам это должна была быть коробка метр на метр. Пианино, как известно, несколько больше. Мой дед вынул всю механику, скрутил струны и распилил пианино на несколько частей. Затем погрузил это все в ящик, прикрыл соломой и загрузил в поезд. Потом, уже в Горьком, он все склеил, винтиками скрутил, струны натянул и поставил маме в комнату.
Но на распиленном на несколько частей пианино, пускай даже аккуратно склеенном и собранном, играть невозможно. Поэтому когда мама пошла в музыкальную школу, ей приобрели другое пианино. А трофейное много лет стояло у бабушки и деда в квартире как деталь интерьера. После смерти деда в процессе неоднократных переездов пианино вынесли на помойку. Сегодня, конечно, я бы ни в коем случае не позволил его выбросить.