Стабильность отрасли обращения с отходами: вызовы и пути сотрудничества с государством

19 марта 2025 в 10:51

Сфера обращения с твердыми коммунальными отходами (ТКО) сегодня сталкивается с комплексом законодательных и экономических вызовов, которые требуют взвешенного диалога между бизнесом и регулятором, уверен генеральный директор АО «Ситиматик» Дмитрий Лесников. Об этом он рассказал в интервью , опубликованном на сайте компании.

Стабильность отрасли обращения с отходами: вызовы и пути сотрудничества с государствомПо его словам, одними из ключевых факторов, негативно влияющих на деятельность участников отрасли в лице регионального оператора являются: возможное продление временных правил расчета пеней за просрочку платежей, фиксирующих их размер на уровне 9,5% после 2025 года; отсутствие доступа к персональным данным должников (ФЗ №266-ФЗ) и недавнее повышение государственных пошлин за подачу исковых заявлений в 4–10 раз (на основании № 259-ФЗ от 08.08.2024).

Влияние законодательной неопределенности на отрасль

«Согласно Федеральному закону №6-ФЗ от 03.02.2025, Правительство РФ сохраняет право продлить до 2026 года применение льготной пени в 9,5%, закрепленной Постановлением №474 от 2022 года, — уточняет Дмитрий Лесников. — Хотя формально Постановление №2382, продлевающее эти правила, еще не принято, сама перспектива его утверждения создает правовую неопределенность. Это осложняет долгосрочное планирование и повышает риски для региональных операторов, которые уже сегодня сталкиваются с ростом неплатежей».

Дмитрий Лесников, как руководитель АО «Ситиматик» — одного из лидеров рынка обращения с твердыми коммунальными отходами в России — выражает обеспокоенность тем, что данная ситуация сформирует абсурдный финансовый дисбаланс. Речь идет о базовой экономической логике, которая сейчас нарушена из-за правовых коллизий. Текущая ставка пени за несвоевременную оплату услуг ЖКХ составляет 9,5%. В то же время процентные ставки по депозитам для юридических лиц в крупнейших российских банках в 2025 году достигают 20,8%. Это означает, что организации, задерживающие платежи за услуги ТКО, могут размещать средства на депозитах и получать чистый доход до 11,3% годовых, что создает стимул для уклонения от своевременной оплаты услуг. Продление льготной пени фактически субсидирует должников за счет предприятий ЖКХ, превращая региональных операторов в доноров для тех, кто сознательно уклоняется от платежей, используя законодательные лазейки для личной выгоды.

Нулевой эффект от взысканий: почему система дает сбой

Отсутствие доступа к персональным данным должников и повышение государственных пошлин за подачу исковых заявлений делают процесс взыскания экономически нецелесообразным для региональных операторов. «Если раньше региональный оператор мог частично компенсировать потери через суды, то теперь это практически невозможно. Затраты на взыскание порой превышают сумму долга. Даже при успешном решении суда исполнительное производство требует дополнительных ресурсов, которые мы вынуждены перераспределять с основных задач», — объясняет Дмитрий Лесников.

При средней задолженности домохозяйств в 3400 рублей, госпошлина полностью «съедает» возможные компенсации. Более того, ситуация усугубляется длительными сроками судебных разбирательств и исполнительного производства: по расчетам, на каждый рубль, потраченный на пошлину при взыскании с физических лиц, в течение 2025 года «Ситиматик» получит обратно не более 70 копеек. В условиях массовых исков это приводит к существенным финансовым затратам.

Отдельная проблема — «безнадежные» неплательщики. Несмотря на систематические судебные победы против них, реального возврата средств по результатам исполнительного производства добиться не удается. Экономический анализ показывает: затраты на взыскание часто сопоставимы с годовым объемом потребления таких должников. В этих случаях компаниям выгоднее вообще отказаться от начислений.

Единственный механизм частичного возмещения — включение сумм долга в тариф после получения от судебных приставов актов о невозможности взыскания. Однако госпошлина, уплаченная на этапе суда, в любом случае остается прямым убытком, который не компенсируется даже в долгосрочной перспективе. Цифры подтверждают: действующая система взыскания малых долгов экономически неэффективна и требует реформ.

«Сегодня мы фактически работаем в условиях, когда каждый третий неплательщик остается безнаказанным, — отмечает Дмитрий Лесников, генеральный директор одной из крупнейших компаний отрасли. — Это не только подрывает финансовую дисциплину, но и ставит под вопрос принцип справедливости: добросовестные плательщики косвенно компенсируют чужие долги через повышенный рост тарифов». В результате операторы вынуждены списывать миллионы рублей дебиторской задолженности, теряя средства, которые могли бы быть направлены на модернизацию инфраструктуры.

Финансовые последствия для отрасли

Продление льготных условий расчёта пеней для должников и ограничения взыскания задолженностей создают порочный круг, угрожающий финансовой стабильности всего сектора оказания коммунальных услуг, считает Дмитрий Лесников. По его словам, данные коллизии затрагивают не только предприятия по обращению с отходами, но и всю отрасль ЖКХ, которая может столкнуться с ухудшением платежной дисциплины и нехваткой ресурсов для поддержания инфраструктуры:

Во-первых, снижение платежной дисциплины: низкая ставка пени и высокая доходность депозитов побуждают потребителей задерживать платежи, что приводит к росту задолженности.

Во-вторых, увеличение финансовой нагрузки: высокие госпошлины делают судебное взыскание задолженностей невыгодным, вынуждая операторов покрывать кассовые разрывы за счет собственных средств или кредитов.

В-третьих, снижение качества услуг: недостаток финансовых ресурсов ограничивает возможности операторов по модернизации инфраструктуры и поддержанию качества услуг на должном уровне.

В-четвертых, риск банкротства: малые и средние операторы, особенно в регионах с высокой задолженностью, могут столкнуться с угрозой банкротства из-за невозможности покрыть возросшие расходы.

Пути решения: баланс ответственности бизнеса и государства

Ресурсоснабжающие организации осознают сложность и турбулентность экономической ситуации, поэтому готовы адаптироваться к решениям государства. Однако ключ к устойчивости отрасли — партнерский подход. «Мы полностью осознаем, что текущая экономическая ситуация требует гибкости от всех участников рынка. Наша цель — поиск решений, которые позволят и бизнесу, и гражданам, и регулятору действовать в единой логике экономической целесообразности и социальной ответственности. Только совместными усилиями можно обеспечить переход к модели, где ответственность распределяется справедливо, а услуги остаются доступными и качественными», — уточняет Дмитрий Лесников.

Учитывая реалии, отрасль ждет поддержки в виде принятия решений по закреплению пени на уровне ключевой ставки ЦБ, а не искусственно заниженных 9,5%; автоматической индексации пени, с учетом рыночных условий и исключив риски субъективных решений регулятора; компенсации кассовых разрывов, вызванных выпадающими доходами; доступа к льготным кредитам для покрытия операционных расходов. Без принятых решений со стороны государства жилищно-коммунальный сектор рискует превратиться в зону хронической убыточности, что ударит не только по бизнесу, но и по миллионам добросовестных потребителей, оставшихся без качественных услуг.