Назначение нового директора департамента общественных связей и информации администрации Нижнего Новгорода сегодня не состоялось. Во всяком случае, не состоялось официально, ибо не было традиционной понедельничной оперативки. По некоторой информации, там и планировалось представить каскадера, готового порулить неуправляемым имиджем городской исполнительной власти.
Есть и другая версия. История с сиротством городского агитпропа и поисками главного пиарщика затянулась аж на полгода. Конечно, подобную неторопливость можно трактовать как невразумительность кадровой политики. И похожие зависания уже случались с вакансиями замов сити-менеджера. С другой стороны, что может быть важнее пиара для городских властей в ситуации, когда поводов для критики в их адрес куда больше, чем осязаемых успехов? В этом смысле затяжка намекает на повышенную значимость должности.
О попытке выработать стратегию говорит присутствие среди фаворитов сразу нескольких политтехнологов – их трое, как минимум. По совпадению, все претенденты в роли негласной свиты намедни явились на пресс-конференцию свежеиспеченной главы города Елизаветы Солонченко. Эксперты создали аншлаг в зале и заодно выступили комментаторами после события. Тот случай, когда изучение будущего фронта работ и засветка перед потенциальным работодателем подкрепляют друг друга.
В целом, кандидаты технологично осваиваются в кулуарах. Видно, что процесс идет, но консультации с политтехнологами потребовали дополнительного времени. У журналистов, тем временем, есть своя кандидатура. Во главе департамента общественных отношений они хотят видеть не искушенного политического игрока, а трудягу Руслана Бадретдинова, с декабря 2016 года работающего в статусе и.о. руководителя PR-службы горадминистрации. Как сообщает "НИА Нижний Новгород", труженики пера и диктофона обратились к сити-менеджеру Сергею Белову. В своем кругу они собирают подписи.
Из обращения нижегородских журналистов к главе администрации города:
"Так как работа этого человека (главы департамента, - прим. "НС") заключается в общении с журналистами, считаем, что наше мнение должно учитываться. На протяжении многих лет мы работали с Русланом Бадретдиновым. И нас эта кандидатура полностью устраивает. Просим Вас принять во внимание данное письмо".
Если абстрагироваться от конкретных кандидатур и рассуждать о тенденциях, профессия пиарщика в органах власти давно уже не востребована, меланхолично реагирует на происходящее политолог Евгений Семенов. С 90-х чиновничество сняло розовые очки, а вместе с ними избавилось и от западных представлений о public relations.
Евгений Семенов, руководитель Нижегородского филиала Фонда развития гражданского общества (ФоРГО):
- Приблизительно около 15 лет востребован иной тип специалиста по коммуникациям - пропагандист. Разница, для тех, кто понимает, в том, что специалист по PR строит свою работу на модели двухсторонней симметричной коммуникации, а пропагандист учитывает интересы только работодателя, то есть чиновника. Все остальное имитируется.
Не так важен бэкграунд нового главы департамента общественных отношений, сколько то, как человек организован, и насколько он современно мыслит, считает гуманитарный технолог Константин Барановский. К примеру, Сергей Раков на эту должность приходил из банковского сектора, а Дмитрий Раскопин – из политтехнологий, вспоминает собеседник "НС".
Константин Барановский, гуманитарный технолог:
- Городская администрация, как мне кажется, не очень понимает, чем живет город. Накопилась масса проблем во взаимоотношениях с горожанами и различными сообществами – активистами, пенсионерами, предпринимателями, промышленниками, студентами, научными экспертами. Проблем именно в public relations, а не в рекламе и пропаганде в узком понимании. С обратной связью большие проблемы. Нужно выстраивать взаимоотношения, и это достаточно тонкая, кропотливая работа. Ей должен заниматься человек понимающий.
Если PR-направление действительно возглавит кто-то из политических технологов, значит у главы города Солонченко есть понимание проектной работы, рассуждает Барановский. Означает ли сказанное выше, что сити-менеджер Белов ничего не решает? Барановский отвечает дипломатично, вновь перейдя к личности Солонченко.
Константин Барановский:
- На ее пресс-конференции я услышал много позитивных сигналов. Было сказано: "Мы привлечем нижегородцев к управлению". Я не помню, когда в последний раз глава города так говорил. Может быть, я выдаю желаемое за действительное. Но мне бы хотелось, чтобы нашим городом управляли люди, которые понимают, что нужно много и тяжело работать, делать не что в голову взбредет, а то, что нужно горожанам. Нужны люди с навыками простраивания взаимоотношений с разными группами и сообществами, и это куда важнее, чем более привычные media relations. Внимание к политтехнологам не случайно еще и потому, что в следующем году - выборы президента России Владимира Владимировича Путина. Город с полуторамиллионным населением в нескольких часах езды от Москвы не может быть не задействован в федеральных раскладах.
Политический технолог в общественных отношениях – это не только ошибочно, но и опасно, предупреждает Евгений Семенов.Технологии востребованы для масштабных манипуляций общественным мнением, для активного использования методов информационных войн. Это совсем не то, что нужно городу и его жителям.
Евгений Семенов:
- Пропагандист – это обычный пехотинец, политтехнолог - это спецназовец. Если сегодня в городской администрации на месте главного коммуникатора возникнет политтехнолог, то для меня это однозначный сигнал о том, что городская власть готовится к войне. Вопрос в том с кем собралась воевать городская власть? С журналистами? С экспертами? С губернатором? С общественностью?
По сведениям "Нижнего сейчас", с наибольшей вероятностью директором департамента общественных связей и информации станет генеральный директор компании "Советник будущего" Роман Амбарцумян. Как политический эксперт он всегда открыт для контактов, но сегодня получить его комментарий не удалось.